Требования государственного образовательного стандарта к уровню подготовки специалистов в области сестринского дела при инфекционных заболеваниях
Медицинская сестра должна:
- знать определение понятий инфекция, инфекционный процесс, инфекционное заболевание, эпидемиологический процесс;
- знать систему организации медицинской помощи инфекционным больным;
- знать основные свойства возбудителя, эпидемиологические особенности, клинические проявления, синдромы, методы диагностики, осложнения, принципы лечения и профилактики инфекционных заболеваний;
- уметь осуществлять забор биологического материала для лабораторных исследований;
- уметь проводить противоэпидемические мероприятия в очаге инфекции;
- знать эпидемиологическую ситуацию, основные свойства возбудителя, пути передачи инфекции, группы риска, основные клинические проявления, методы диагностики, принципы лечения и профилактики ВИЧ-инфекции;
- уметь обеспечить инфекционную безопасность пациента и медсестры;
|
|
- уметь осуществлять и документировать отдельные этапы сестринского процесса при уходе за пациентами с инфекционными заболеваниями;
- уметь оказать доврачебную помощь при неотложных состояниях.
Проблемно-ситуационные задачи "
Задача №76
У больного сразу после введения противодифтерийной сыворотки резко ухудшилось общее состояние: апатия, бледность кожных покровов, аритмичный нитевидный пульс, тоны сердца глухие, одышка. Температура 35,3º С.
Задания
1.Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи, обоснуйте каждый этап.
3. Продемонстрируйте технику подачи кислорода через носовой катетер.
Эталоны ответов
1. У больного в результате введения чужеродной противодифтерийной антитоксической сыворотки развилось осложнение: анафилактический шок.
2. Алгоритм действия медсестры:
1. уложить больного с приподнятым ножным концом;
2. вызвать врача;
3. при парентеральном введении лекарственного вещества, вызвавшего анафилактический шок, выше места введения нужно наложить жгут;
4. приготовить необходимые медикаменты, шприцы, системы;
5. место инъекции сыворотки, вызвавшей шок, обкалывают раствором 0,1% адреналина или 0,1 % раствором мезатона (0,5 - 1 мл в 5 - 10 мл физраствора):
69. п/к 1 мл 0,1 % адреналина или 1 мл 1 % мезатона или 1 мл 5% эфедрина, повторно каждые 10 - 15 минут до выведения больного из тяжелого состояния;
70. одновременно капельно 30 мл преднизолона в 100 мл физраствора;
71. в/в или в/м 1-2 мл 2% раствора димедрола или супрастина, или 1,5 % дипразина;
72. в/в 10 мл 10 % раствора хлористого кальция;
|
|
73. искусственное дыхание, ингаляция кислородом;
74. если развивается отек мозга, судороги вводят 10 мл 25 % раствора магнезии в/м или в/в 50 мл раствора глюкозы с 10 мл 5 % аскорбиновой кислоты;
75. при падении АД с самого начала установить систему для капельного вливания 1 мл норадреналина и строфантина 0,5 мл 0,05 %;
76. если состояние не улучшается, продолжать капельное вливание 5 % раствора глюкозы 500мл, 250 мл гидрокартизона, 5 мл 0,1 % раствора норадреналина или 5 мл мезатона;
3. Приготовить носовой катетер, пинцет, ватные турунды, стерильное вазелиновое масло, лейкопластырь:
6. осмотреть катетер, убедиться, что в нем отсутствуют трещины, т.к. может быть отрыв и аспирация (катетер должен быть стерильным);
7. определите длину вводимой части катетера (она должна быть равна расстоянию от крыла носа до козелка ушной раковины); убедитесь, что увлажнитель наполнен водой;
8. очистите ватной турундой, смоченной в вазелиновом масле, полость носа;
9. прикрепите катетер к резиновой трубке аппарата Боброва;
10. смажьте стерильным вазелиновым маслом стерильный катетер (или анестезирующей смесью раствора дикаина в глицерине);
11. введите катетер по нижнему носовому ходу до задней стенки глотки на длину, определенную выше;
12. зафиксируйте катетер к коже лица лейкопластырем;
13. откройте кран централизованной подачи кислорода или включите кислородный баллон.
Примечание:
- катетер может находиться в носовой полости не более 12 часов;
- кислород подается по графику, утвержденному врачом.
Задача №77
У больного с диагнозом " брюшной тиф " на 19 -ый день болезни появились резкая слабость, головокружение, шум в ушах, температура тела 35,5оС, лицо бледное, пульс 120 ударов в минуту слабого наполнения и напряжения, кал черный.
Задания
1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.
3. Продемонстрируйте технику применения пузыря со льдом.
Эталоны ответов
1. У данного больного вследствие возникновения брюшнотифозных язв в тонком кишечнике произошло кишечное кровотечение.
2. При кишечном кровотечении необходимо:
14. вызвать врача;
15. обеспечить строгий постельный режим с повернутой головой набок;
16. запретить прием через рот пищи и воды;
17. положить пузырь со льдом на брюшную стенку;
18. обеспечить централизованный подвод кислорода;
19. приготовить все необходимое для введения кровоостанавливающих средств:
77. аминокапроновую кислоту 5 %;
78. викасол 1 %;
79. 10 % раствор хлористого кальция.
Осуществлять контроль пульса и АД через каждые 30 минут.
3. Применение пузыря со льдом:
20. откройте крышку пузыря и положите в него кусочки льда, затем налейте холодную
(- 14 ‑ -16о С) воду;
21. положите пузырь со льдом на гладкую поверхность и завинтите крышку;
22. оберните пузырь салфеткой и положите его на нужный участок тела. По мере таяния льда воду сливают, а кусочки льда добавляют. Пузырь со льдом можно держать длительное время, но через каждые 20 - 30 минут его необходимо снимать на 10 - 15 минут.
Задача №78
Больной С., 20 лет, доставлен в стационар машиной скорой помощи на первые сутки болезни с диагнозом "Менингококковая инфекция. Менигококкцемия". Заболел остро. Подъем температуры до 40о С, на второй час от начала болезни на коже нижних конечностей появилась сыпь, которая быстро нарастала. Объективно: бледность кожных покровов, на конечностях, туловище обильная геморрагическая сыпь с элементами некротических участков, одышка, ЧДД 36 в минуту, пульс 110 ударов в минуту, АД 50/20 мм. рт.ст, диурез снижен, менингиальные знаки — отрицательные.
Задания
1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
2. Составьте план неотложной помощи.
|
|
3. Продемонстрируйте технику забора слизи из носоглотки на менингококк.
Эталоны ответов
1. У больного развился инфекционно — токсический шок II степени (критерии оценки тяжести шока: частота пульса, величина АД, диурез, наличие геморрагической сыпи на бледном фоне кожи).
2. При инфекционно — токсическом шоке необходимо:
23. вызвать врача;
24. уложить больного с приподнятым ножным концом;
25. дать увлажненный кислород через носовой катетер;
26. выполнить назначения врача;
3. Для забора слизи из носоглотки на мениногококк необходимо:
27. подготовить стерильную пробирку с сухим тампоном, шпатель;
28. объяснить пациенту ход предстоящей манипуляции;
29. вымыть руки;
30. надеть маску и перчатки;
31. сесть напротив пациента;
32. попросить пациента слегка запрокинуть голову;
33. правой рукой за пробку извлекаем из пробирки стерильный тампон на 2/3 длины и слегка изгибаем его о внутреннюю стенку пробирки под углом 145о;
34. берем в левую руку шпатель надавливаем им на корень языка;
35. осторожно, не касаясь тампоном слизистой оболочки полости рта и языка, проводим тампоном по слизистой оболочке носоглотки;
36. осторожно извлекаем тампон из рта и вводим его в стерильную пробирку, не касаясь ее наружной поверхности;
37. заполняем сопроводительный документ и отправляем пробирку в лабораторию.
Задача №79
Больной С., 38 лет, поступил в инфекционную больницу с диагнозом "Острая дизентерия, средней тяжести". При сестринском обследовании медсестра получила следующие данные: жалобы на схваткообразные боли в животе, учащенный жидкий стул со слизью (выделения скудные, частота стула 9 раз), повышение температуры, общая слабость.
Считает себя больным в течение одного дня. За 5 дней до заболевания ел немытые фрукты, купленные на рынке.
В окружающем пространстве ориентируется адекватно. Жалуется на боль в животе, частый жидкий стул со слизью. В контакт вступает хорошо, выражает опасение за заражение кишечной инфекцией своей семьи.
Объективно: температура 37,8оС, ЧДД 17 в минуту, пульс 80 ударов в минуту, АД 120/80 мм рт.ст. Сознание ясное, положение в постели активное. Кожные покровы чистые, влажные, нормальной окраски. Язык сухой, обложен белым налетом. Живот правильной формы, участвует в акте дыхания, мягкий, болезненный в левой подвздошной области. Стул: бескаловый "слизистый". Диурез в норме.
|
|
Пациенту назначено:
38. бак. посев кала на шигеллы и сальмонеллы;
39. кал на копрограмму;
40. стол № 4;
41. полупостельный режим;
42. фуразолидон по 0,1 гр. 4 раза в день.
Получены данные лабораторного исследования: бак. исследования кала — выделена Sh.Sonnei.
Задания
1. Выявите потребности, удовлетворение которых нарушено; сформулируйте и обоснуйте проблемы пациента.
2. Определите цели и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией..
3. Объясните пациенту, как подготовиться к ректороманоскопии.
4. Обучите пациента правилам личной гигиены для предупреждения развития кишечных инфекций.
5. Продемонстрируйте на фантоме технику взятия кала на бак. исследования из прямой кишки.
Эталоны ответов
1. Нарушенные потребности: есть, пить, выделять, работать, общаться, поддерживать нормальную температуру тела.
Проблемы пациента:
настоящая проблема: боли в животе, лихорадка, жидкий стул со слизью;
потенциальные проблемы: риск развития хронической дизентерии, риск развития дисбактериоза кишечника.
Из данных проблем приоритетной является: частый жидкий стул со слизью.
2. Приоритетная проблема: частый жидкий стул со слизью
Краткосрочная цель: пациент отметит улучшение - стул будет оформленным через 3 дня.
Долгосрочная цель: пациент не будет предъявлять жалоб к моменту выписки.
СЕСТРИНСКИЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВА
План | Мотивация |
Наблюдение за стулом больного с отметкой в температурном листе. | Для ранней диагностики и своевременного оказания неотложной помощи в случае возникновения осложнений. Для обеззараживания выделений. |
Обеспечение приема легкоусвояемой пищи в небольшом количестве через каждые 3 - 4 часа. | Для лучшего переваривания и усвоения пищи. |
Обеспечение пациенту приема жидкости в большом количестве. | Для уменьшения интоксикации. |
Обеспечение обмывания теплой водой с мылом кожи перианальной области после каждого акта дефекации. | Для предупреждения раздражения кожи. |
Обучение пациента нанесению на перианальную область вазелина после каждого акта дефекации. | Для обеспечения целостности кожных покровов, предупреждения раздражений. |
Обеспечение смены постельного и нательного белья по мере загрязнения. | Для поддержания личной гигиены больного. |
Обеспечение пациента индивидуальным горшком, ширмой. | Для создания пациенту условий для частого опорожнения кишечника и обеззараживания выделений больного. |
Проведение беседы с родственниками об особенностях лечебного стола и характере передач. | Для быстрейшего выздоровления и ограничения механической нагрузки на кишечник. |
Наблюдение за внешним видом и состоянием пациента. | Для ранней диагностики и предупреждений развития осложнений. |
Выполнение назначений врача. | Для эффективного лечения. |
Оценка: пациент отмечает нормализацию стула, демонстрирует знания о мерах профилактики инфекции. Цель достигнута.
3. Студент демонстрирует правильно выбранный уровень общения с пациентом, способность доступно, грамотно и аргументированно объяснить ему сущность проведения личной гигиены.
4. Студент демонстрирует правильно выбранную методику объяснения важности и необходимости проведения процедуры ректороманоскопии.
5. Студент дает алгоритм действий по технике взятия кала на бак. исследования:
80. приготовьте пробирку содержащую консервант, со стерильной проволочной петлей;
81. объясните пациенту ход манипуляции;
82. наденьте перчатки;
83. помогите пациенту удобно лечь на бок спиной к вам с приведенными коленями к животу;
84. разведите ягодицы пациента левой рукой и осторожно введите петлю в анальное отверстие, продвигая ее в прямую кишку вначале по направлению к пупку (3 - 4 см), а затем параллельно позвоночнику на глубину еще 5 - 6 см;
85. легкими вращательными движениями постарайтесь взять материал со стенки кишки;
86. извлеките петлю из прямой кишки и осторожно, не касаясь наружной поверхности пробирки, опустите петлю в пробирку;
87. отправьте полученный материал в лабораторию с сопроводительным документом.
Задача №80
Больной С., 30 лет, поступил на лечение в инфекционный стационар с диагнозом " пищевое отравление".
При сестринском обследовании медсестра получила следующие данные: жалобы на тошноту, рвоту, жидкий стул, общую слабость, периодические боли в животе. Заболевание связывает с употреблением, накануне вечером, мясного салата, салат употребляла и жена, у которой тоже отмечается недомогание и расстройство стула.
Объективно: температура 37,6 оС, положение в постели активное, кожные покровы чистые, сухие, язык сухой, живот мягкий, болезненный в эпигастрии, пульс 78 ударов в минуту, АД 110/60, стул обильный, без патологических примесей.
Пациенту назначено:
88. промывание желудка до чистых промывных вод;
89. забор рвотных масс промывных вод желудка и кала на бак. исследования;
90. обильное питье "Оралит" дробно.
Задания
1. Выявите потребности, удовлетворение которых нарушено; сформулируйте и обоснуйте проблемы пациента.
2. Определите цели и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией.
3. Объясните пациенту о необходимости проведения промывания желудка.
4. Обучите пациента правильному проведению пероральной регидратации.
5. Продемонстрируйте на фантоме технику промывания желудка.
Эталоны ответов
1. Нарушены потребности: есть, пить, выделять, работать, общаться, поддерживать нормальную температуру тела.
Проблемы пациента:
настоящие проблемы: тошнота, рвота, жидкий стул, боли в животе, лихорадка.
нотенциальные проблемы: риск развития обезвоживания организма.
Из данных проблем приоритетной является рвота.
2. Приоритетная проблема: рвота.
Краткосрочная цель: рвота прекратится после промывания желудка.
Долгосрочная цель: пациент не будет предъявлять жалоб на чувство тошноты к моменту выписки.
СЕСТРИНСКИЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВА
План | Мотивация |
1. Приготовить все необходимое для промывания желудка и провести его по назначению врача. | Для удаления остатков пищи, содержащих токсин из желудка. |
2. Обеспечить больного обильным питьем в виде глюкозо - электролитных растворов " Регидрон". | Для восстановления потерянной жидкости. |
3. Придать удобное положение при рвоте и наблюдать за внешним видом, измерять АД, пульс. | Для предупреждения аспирации рвотных масс и дальнейшего предупреждения развития обезвоживания. |
4. Проводить текущую дезинфекцию. | Для профилактики кишечных инфекций. |
5. Обеспечить сбор рвотных масс и промывных вод желудка, кала. | Для проведения бак. исследований. |
6. Проводить обработку полости рта после каждой рвоты. | Для поддержания гигиены полости рта. |
7. Выполнение назначений врача. | Для эффективного лечения. |
Оценка: пациент отмечает исчезновение чувства тошноты и прекращение рвоты. Демонстрирует знания о мерах профилактики инфекции. Цель достигнута.
3. Студент демонстрирует правильно выбранный уровень общения с пациентом, способность доступно, грамотно объяснить необходимость и сущность данной процедуры.
4. Студент демонстрирует правильно выбранную методику обучения пациента дробному питью для восстановления потерянной жидкости и уменьшения степени интоксикации.
5. Студент демонстрирует манипуляцию в соответствии с алгоритмом действий.
Алгоритм действий при промывании желудка:
43. подготовьте систему для промывания желудка: 2 стерильных толстых желудочных зонда, соединенные стеклянной трубкой, стеклянную воронку емкостью 0,5 – 1 л., роторасширитель, языкодержатель, салфетку, емкость для промывных вод, емкость с водой для промывания, перчатки;
44. наденьте на себя и на пациента фартуки, усадите пациента, заведите его руки за спинку стула и зафиксируйте их в таком положении полотенцем или простыней (это необходимо в связи с тем, что пациент часто оказывает сопротивление при проведении этой процедуры);
45. определите расстояние, на которое следует ввести зонд пациенту (рост пациента в сантиметрах минус 100 см.); наденьте перчатки; встаньте сзади или сбоку от пациента;
46. введите расширитель между коренными зубами пациента, слегка отведите его голову назад;
47. правой рукой положите на корень языка пациента смоченный водой слепой конец зонда, предложите пациенту глубоко дышать через нос и проведите зонд в пищевод (это нужно делать медленно, так как поспешное введение может привести к закручиванию зонда).
48. доведя зонд до нужной метки, прекратите дальнейшее его введение, подсоедините воронку и опустите ее до уровня колен пациента: из нее начнет выделяться желудочное содержимое, что свидетельствует о правильном положении зонда (если содержимое желудка не вытекает, измените положение зонда, продвинув его назад или вперед).
49. держа воронку слегка наклонно на уровне колен, наливают в нее около 1 л. воды;
50. затем воронку медленно поднимают вверх, как только вода достигнет устья воронки, ее опускают ниже исходного положения, при этом количество вышедшей воды должно приблизительно равняться количеству введенной;
51. вылейте содержимое воронки в таз;
52. повторяйте данные действия до тех пор, пока промывные воды не будут чистыми;
53. по окончании промывания отсоедините воронку и выведите зонд из желудка, погрузите его и воронку в емкость с дезинфицирующим раствором;
54. уберите роторасширитель и освободите зафиксированные руки пациента, снимите перчатки
55. доставьте пациента к постели и помогите ему лечь.