Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Приходовский М.А.
Математика - 3 семестр
Курс практических занятий
Учебное пособие
Группы 519-1-2, 529, 539.
Томск
ТУСУР
2020
Оглавление по темам
Оглавление по номерам практик
Практика № 1...................................................... 3
Практика № 2........................................................11
Практика № 3........................................................20
Практика № 4........................................................28
Практика № 5........................................................35
Практика № 6........................................................
Практика № 7........................................................
Практика № 8........................................................
Практика № 9........................................................
Практика 1 (неделя до 6 сентября).
Комплексные числа
Задача 1. Умножить и поделить в алгебраической форме числа
и
.
Решение. Умножим эти числа.
=
=
=
.
Поделим, с помощью умножения на сопряжённое:
=
=
=
=
=
=
.
Ответ.
и
.
Задача 2. Умножить и поделить
.
Решение.
=
=
=
.
=
=
=
=
.
Ответ.
и
.
Задача 3. Разделить
тремя способами:
1) с помощью умножения на сопряжённое число
2) в тригонометрической форме.
3) в показательной форме.
Решение. 1)
=
=
.
2) Построим чертёж, найдём модуль и аргумент каждого из 2 чисел.

Модули ищутся по теореме Пифагора и равны
и
.
Аргументы:
,
.
Итак,
.
Делим их модули и вычитаем аргументы.
=
=
=
.
3)
=
=
=
=
= 
Ответ.
.
Задача 4. Умножить
тремя способами:
1) с помощью обычного раскрытия скобок.
2) в тригонометрической форме.
3) в показательной форме.
Решение. 1)
=
=
.
2) Построим чертёж и найдём тригонометрическую форму каждого из чисел.
|
.
|
Умножаются их модули и складываются аргументы.
=
=
=
.
3)
=
=
, а далее раскроем по формуле Эйлера
=
=
.
Ответ.
.
Задача 5. Вычислить в показательной форме
.
Решение.

Для 1-го числа:
,
. Для 2-го:
,
.
Тогда
=
=
=
=
, прибавим
, для удобства вычисления. Итак,
=
.
Ответ.
.
Дом. задание. Задачу 5 можно самостоятельно решить без показательной формы, умножением на сопряжённое.
Задача 6. Возвести в степень:
.
Решение. Перейдём к показательной форме, для этого сначала найдём модуль и аргумент числа
с помощью чертежа. Число в 1-й четверти, угол 45 градусов.
Чертёж, показывающий, расположение
на плоскости, это число выделено красным цветом:

=
. По формуле Муавра,
=
=
=
=
=
=
.
Ответ.
.
Задача 7. Возвести в степень в показательной форме:
.
Решение. Сначала построим чертёж и найдём
и
.

По чертежу видно, что угол здесь на 45 град. меньше чем 180, то есть 135 градусов, то есть
, Проекции красной линии на координатные оси имеют длину 1 (каждая), поэтому
. Тогда
,
=
=
=
, мы можем отбросить 1 или более полных оборотов, при этом синус и косинус не изменятся, то есть отнять
, либо
. Тогда угол
эквивалентен
, и остаётся вычислить:
=
=
.
Ответ
.
Задача 8. Возвести в степень
.
Решение. Аналогично прошлой задаче, сначала переводим в показательную форму. Угол здесь 30 градусов, то есть
, модуль
. Итак,
=
.

Тогда
=
=
=
= 
Теперь можем отнять полный оборот
, косинус и синус при этом не меняются. тогда получим
=
=
=
. Ответ.
.
Домашняя задача. Как в задаче 8, возвести в степень
. Ответ. 
Задача 9. Вычислить 
Решение. Представим каждое число в показательной форме.

,
,
,
.
=
=
=
=
=
но можно произвольно прибавить
, ведь от этого не изменятся синус и косинус, поэтому
=
=
. Ответ.
.
Задача 10. Вычислить
.
Решение. Представим в показательной форме каждое из чисел.
,
и
,
. Тогда
=
=
=
здесь в числителе прибавили угол
, кратный
, а в знаменателе отняли
. Далее,
=
=
=
=
=
=
.
Ответ.
.
Домашняя задача. Вычислить
. Ответ. 
Практика 2 (неделя с 7 по 13 сентября).
.






