Кем был Борис «годунов» при царе Иване и царе Федоре

В романовской истории Борис Годунов, начиная с последних лет царствованияТрозного, обладает практи­чески неограниченным влиянием на царя. И в послед­ние годы «Грозного», и в последующее правление Фе­дора «фактически правил Борис». В глазах романовских историков Борис олицетворял всю ненавистную им семью Годуновых. Но посмотрим, о чем говорят доку­менты.

Зададимся вопросом: если это так, то какую же должность занимал Борис Годунов при Грозном? Ока­зывается, никакой. Высокие должности занимали дру­гие Годуновы — Дмитрий, Степан. А о Борисе — мол­чание. Более того, когда «Грозный» умирал, «он вверил сына и его семью попечению думных людей, имена ко­торых назвал в своем завещании». Если бы Борис Году­нов был «фактическим правителем», то он был бы включен в этот список. Это настолько естественно, что Скрынников так и пишет: «Считают обычно, что во главе опекунского совета царь поставил Бориса Годуно­ва». Но это, оказывается, не так! Скрынников продол­жает: «критический разбор источников обнаруживает ошибочность этого мнения... В означенном завещании он («Грозный». — Авт.) ни словом не упомянул Бориса Федоровича Годунова...- и не назначил ему никакой должности». Да и далее, уже при Фёдоре, Борис Году­нов опять-таки никакой должности не занимает. Рома­новские историки называют его «царским шурином». Все эти странности легко объяснимы. Должностей Борис не занимает по той простой причине, что он яв-

252


ляется наследником и уже именуется царем (как наслед­ник). Самая высокая должность! Никаких других более низких должностей у него, естественно, не было.


ЗНАМЕНИТАЯ ИСТОРИЯ О «ДОЛГОМ УПРАШИВАНИИ

БОРИСА ПРИНЯТЬ ЦАРСТВО» — ПОЛИТИЧЕСКАЯ

ВЫДУМКА ВРЕМЕН РОМАНОВЫХ?

Все мы хорошо помним (хотя бы в изложении А. С. Пушкина) знаменитую историю о том, как царь Борис вступил на престол. Якобы он долго отказывал­ся, уехал в монастырь, притворно изображал стремле­ние полностью отойти от государственных дел. Бояре, народ многократно и безуспешно на коленях умоляли Бориса стать царем. А он все отказывался и отказывал­ся. При этом скромно повторял, будто прав на престол он не имеет. И наконец, не устояв перед продолжаю­щимися просьбами, принял царство. Все это изложено в определенной группе источников. Хорошо известно, что написаны они были в окружении Романовых.

Но сохранились и другие («не-романовские») свиде­тельства. По нашему мнению, более правильно отра­жающие действительность.

Как мы уже видели, умирая, царь Федор завещал царство царице Ирине и Борису. Вскоре Ирина решила устраниться от дел и уйти в монастырь. Скрынников пишет: «В тот памятный день, когда народ вызвал на площадь царицу,...взяв слово после сестры, Борис за­явил, что берет на себя управление государством, а кня­зья и бояре будут ему помощниками. Так передал речь Годунова австрийский гонец Михаил Шиль. Достовер­ность известия засвидетельствована апрельской грамо­той (то есть грамотой Земского собора 1598 года об ут­верждении Бориса царем. — Авт.). Как следует из ее текста, Борис утверждал, что «с боляры радети и про-мышляти рад не токмо по-прежнему, но и свыше пер-ваго».

Итак, мы видим, что Борис отнюдь не отказывается

от царства. Более того, считает само собой разумею-

•щимся, что будет управлять государством «с боляры»,

253


то есть с боярами. Это стандартная формула в устах царя при восшествии на престол.

Наша гипотеза. «He-романовская» труппа
источников правильно описывает реальность: молодой
царь Борис, оставшись на престоле один, без матери,
спокойно берет власть («не ломаясь») и заверяет народ,
что все будет по-прежнему и он будет править вместе с
боярами.        ,

Отметим, что указанные свидетельства дошли до нас лишь потому, что записаны иностранцем и, вероятно, избежали «романовской чистки и правки», поскольку были недоступны Романовым.

А московские документы романовской эпохи излага­ют события совсем по-другому. Их версия и вошла в наш школьный курс истории. «Совсем иначе передали речь Бориса составители окончательной редакции гра­моты. Годунов будто бы сказал, что удаляется от дел, а править государством будет патриарх». -

Затем началась некоторая смута. В нашей концеп­ции она совершенно понятна: царь Борис очень молод и неопытен; нашлись и другие претенденты (Шуйские), которые, естественно, попытались отобрать престол. «Борьба за власть расколола боярскую думу... Раздор в думе достиг такой остроты, что Борису пришлось поки­нуть свое кремлевское подворье и выехать за город. Он укрылся в хорошо укрепленном Новодевичьем монастыре* (Скрынников).

Поразительно, как ловко романовские историки, со­храняя в основном фактическую сторону дела, измени­ли интерпретацию и оценку событий. Абсолютно есте­ственный шаг молодого царя — укрыться на время за стенами хорошо укрепленной крепости-монастыря — они преподнесли как хитрый ход старого интригана «Годунова», притворно изображающего «уход от мир­ских дел» в монастырь, чтобы в итоге добиться царства. Одна из лучших сцен оперы Мусоргского «Борис Году­нов» подробно обыгрывает эту сцену. В действитель­ности все было не так.

Скрынников, хорошо изучивший сохранившиеся до­кументы, сообщает, что «факты обнажают несостоя-*

254


тельность официальных заверений, будто Борис выехал за город по своей доброй воле». Последнее полностью соответствует нашей реконструкции.

В конце концов, партия Бориса победила и действи­тельно за ним пришли в монастырь, чтобы препрово­дить в успокоенный Кремль.









Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: