double arrow

Тема 1. Предмет микроэкономики и методология микроэкономического анализа


1. Методология микроэкономики

2. Цели и задачи микроэкономической теории

3. Понятия рынка. Субъекты рынка

4. Позитивный и нормативный анализ

5. Эффективность по Парето

Экономическая наука зародилась намного позже, чем сама экономика. В течении многих тысячелетий люди хозяйствовали, опираясь на передаваемый из поколения в поколение опыт. Знания и представления носили эмпирический характер, не были обобщены и синтезированы в единую научную систему. В последние годы получил широкое распространение подход к формулированию предмета экономической науки, основанный на использовании понятия «ограниченность ресурсов». Ограниченность ресурсов порождает ограниченность производственных возможностей. Каждая ресурсная единица обладает некоторой отдачей, характеризующей эффективность его производственного использования. Отдача имеет свои пределы. Даже при самой лучшей, материалосберегающей технологии, из тоны руды не получить больше тонны металла. Производительность людей, машин, оборудования также имеет верхний предел. В итоге при данном количестве ресурсов существует предельный объем выпуска продукции.




Таким образом, согласно этому подходу Экономика-это наука о рациональном использовании ограниченных ресурсов.

Под альтернативной стоимостью понимают наибольшую величину стоимости других товаров и услуг, которым надо пожертвовать, чтобы получить данный товар или услугу. Представим себе гипотетическую ситуацию, когда в экономике производятся только два товара: хлеб и молоко. Индивидуум работая в течении часа может заработать два пакета молока или за тоже время может заработать шесть булок хлеба. Тогда для него альтернативная стоимость одного пакета молока равна трем булкам хлеба, а альтернативная стоимость одной булки хлеба равна- 1/3 пакета молока. Если этот индивидуум решит заработать один пакет молока, он должен пожертвовать возможностью заработать три булки хлеба.

Максимально возможный объем производства определенного продукта (товаров, услуг) при заданных объемах и располагаемых ресурсов, называют пределом производственных возможностей.

Одежда

Д С

В Е

А

Продукты питания

Рис.1. Множество производственных возможностей и кривая предела производственных возможностей

Набор товаров А лежит внутри множества производственных возможностей, и его можно реализовать. Набор товаров В также можно произвести. Он предпочтительнее для общества чем набор А, поскольку он содержит большие количества и продуктов питания, и одежды. А набор С нереализуем, так как производственный потенциал общества не позволяет одновременной получить такое количество продуктов питания и одежды.



На рис.1 наборы Д.Е. лежат на границе производственных возможностей. Переход от набора Д к Е означает увеличение на ∆х производство товаров Х и уменьшение на ∆у производство товаров У. Отношение ­ MRT= -∆у/∆х, называется предельной нормой трансформации.

MRT, равна количеству товара У, от производства которого общество должно отказаться, чтобы иметь возможность увеличить производства товара Х на 1единицу. С развитием НТП и при привлечении в производство дополнительных ресурсов производственные возможности общества расширяются и кривая ПВ смещается вправо - вверх.

В выборе способа производства определяющим является его эффективность. Понятию «экономическая эффективность» соответствует такое распределение ресурсов, при котором невозможно увеличить производство ни одного товара или услуги, не сокращая при этом выпуск какого-либо другого товара или услуги. На рис.1. точка А соответствует неэффективному распределению ресурсов, а точка В- эффективному.

Позитивный анализ отвечает на вопрос «что есть» и предполагает объяснение явлений в экономике, а нормативный анализ отвечает на вопрос «как должно быть». Например, при изучении того, как повлияет введение нового налога на спрос на определенный товар, применяется позитивный анализ, а для ответа на вопрос об величине налога, который целесообразно установить, требуется нормативный анализ, включающий в себя оценки последствий по различным критериям.



Вопрос об эффективности распределения производственных товаров и услуг должен решаться в рамках позитивного анализа, а вопрос о его справедливости относится к сфере нормативного анализа.

Существует еще одно оригинальное определение экономической науки. Согласно этому определению экономическая наука есть совокупность знаний, позволяющих дать ответ на три группы взаимосвязанных вопросов:

1. Что следует производить и в каком количестве?

2. Как надо производить товары, кто их должен производить, из каких ресурсов, с помощью каких технологий?

3. Для кого производятся, кому предназначаются производимые товары и услуги, как они распределяются между потребителями?

Ответ на первый вопрос характеризует структуру производства, на второй технологию, а на третий = сферу потребления производимого продукта.

Микроэкономика изучает поведение отдельных экономических агентов: индивидуумов, домохозяйств, предприятий, фирмы. Усилия микроэкономистов сосредоточены на изучении возможности производства, выборе конкретных товаров, видов производства и технологии. Например, она объясняет, как потребители принимают решение о покупке товара и как их выбор влияет на изменения цен и их доходов, каким образом фирмы планируют численность работников и как работники решают, где и сколько им необходимо работать.

Другой важной темой микроэкономического анализа является рыночные структуры: например, почему существуют монополии, олигополии, конкурентные рынки? Чем они отличаются?

Тема 2: Рыночная экономическая система и рыночный механизм

1. Спрос и кривая спроса. Факторы влияющие на спрос.

2. Предложение, кривая предложения. Факторы влияющие на предложение.

3. Рыночное равновесие

Спрос есть отношение между ценой и его количеством, которое покупатели хотят и в состоянии приобрести. Закон спроса гласит, что чем ниже цена товара, тем больше его количество, которое покупатели хотят и могут приобрести при постоянстве всех других факторов. Объем спроса показывает количество товара, которое было бы куплено по некоторой цене при неизменности прочих факторов, влияющих на спрос. Зависимость объема спроса от цены можно представить в виде функции спроса: Qd= Qd(p)

График этой функции на плоскости называется кривой спроса (строим кривую).

Отрицательный наклон кривой спроса иллюстрирует закон спроса. По мере того, как цена падает, объем спроса при прочих равных условиях растет. Движение вдоль кривой спроса называется изменением объема спроса. Кривая спроса показывает, какое количество продукции потребители готовы купить по данной цене. В общем случае спрос зависит не только от цены данного товара, но и от цены многих других факторов. Их называют неценовыми факторами.

Увеличение дохода покупателей обычно ведет к повышению спроса. Такие товары называются нормальными товарами. Существуют и так называемые низкокачественные товары, потребление которых снижается при увеличении дохода.(дешевые сорта колбас, маргарин…).

Изменение цен родственных товаров. Если рост цены одного товара ведет к увеличению спроса на другой товар, то они называются взаимозаменяющими. Например, кофе, чай. А если повышение цены одного товара приводит к снижению спроса на другой товар, то это взаимодополняющие товары. Например, бензин и автомобили. Поэтому в общем виде функцию спроса можно представить так: Qi = Qi (Pi, I, Ps,Pc, N, …)

Где Qi – объем спроса на i- товар, Pi- цена данного товара, I – доход потребителя. P1,P2, – цены взаимозаменяемых товаров, взаимодолняемых товаров, N- число потребителей.

Изменение цены р ведет у сдвигу вдоль кривой спроса и это движение вдоль кривой спроса называется изменением объема спроса.

Если изменится любой из перечисленных неценовых факторовфакторов, то это приведет к изменеию характера спроса. Изменение спроса- движение всей кривой спроса в ответ на изменение неценовых факторов. Изменение спроса подразумевает, что при каждой данной цене потребители будут покупать больше или меньше товара.

На рис.

Рис.3. Влияние на спрос неценовых факторов

Важно отметить, что на спрос не влияет то, как и с какими издержками произведен товар. Спрос отражает лишь желание и возможности покупателей.







Сейчас читают про: