double arrow

Возмездное оказание юридических услуг

ГЛАВА 4. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО ОКАЗАНИЮ ФАКТИЧЕСКИХ И ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ

Структура информации АРМ бухгалтера по сводному учету и отчетности.

Поскольку информация при учетных работах можно разделить на входящую, нормативно-справочную и исходящую, то ее состав в рамках АРМ бухгалтера можно представить следующим образом:

1. Входящая информация:

- итоги АРМ по учету основных средств;

- итоги АРМ по учету труда и заработной платы;

- итоги АРМ по учету финансово-расчтеных операций;

- итоги АРМ по учету затрат на производство;

- итоги АРМ по учету готовой продукции, ее отгрузки и реализации;

2. Нормативно-справочная информация:

- справочник счетов и субсчетов;

- настройка форм бухгалтерской отчетности;

3. Исходящая информация:

- оборотно-сальдовые ведомости;

- ведомости остатков;

- Главная книга;

- баланс предприятия (форма № 1);

- отчет о прибылях и убытках (форма №2);

- отчет о движении капитала (форма № 3);

- отчет о движении денежных средств (форма №4) и др.

Понятие услуги как объекта гражданских прав. Отграничение юридической услуги от других видов услуг.Понятие «услуга» в российском праве имеет довольно размытые границы, толкуется учеными и практиками по-разному и обладает множеством смысловых оттенков.

Поведенческая характеристика услуги-совокупность действий, последовательно сменяющих или дополняющих друг друга.

В то же время «действие», составляющее объект любого обязательства, совершаемого в активной форме, - операция, исполнения которой вправе требовать кредитор.

Процесс систематического выполнения сходных услуг лицом, их оказывающим, образует деятельность исполнителя. Цель - систематическое получение доходов или иного личного удовлетворения. В отдельных случаях услугой может являться не только операция, но и деятельность. Подобная характеристика присуща долговременным и однообразным по содержанию услугам. Однако, по общему правилу, они выступают в имущественном обороте в качестве обособленных во временном отношении операций.

Услуга характеризуется также рядом других свойств:

1) услуга, будучи объектом гражданских прав, гражданско-правовых сделок, должна отвечать требованиям фактической и юридической осуществимости;

2) услуга не имеет вещественного результата, как операция обладает свойством неосязаемости и этим кардинально отличается от наиболее распространенных объектов гражданских прав - вещей. «Операция представляет собой комплекс действий, ориентированных на решение определенной задачи»;

3) услуга проявляется в ее эффекте, который воспринимается зачастую на уровне чувств;

4) трудность обособления услуги и неотделимость от источника;

5) любая услуга оказывается человеком, что порождает специфическую черту услуг - их эксклюзивность;

6) синхронность оказания и получения услуги. Получение (принятие) ее заказчиком и процесс оказания услуги исполнителем идут одновременно. При этом только эффект услуги может сохраняться какое-то, возможно непродолжительное, время. Свойство синхронности оказания и получения услуги в соединении с ее несохраняемостью можно объединить термином «моментальная потребляемость услуг»;

7) неустойчивости качества услуги.Уровень качества должен определяться набором признаков выполняемой операции. Чаще всего определение происходит через сроки, соотношение себестоимости и конечной цены, количество обслуженных предметов, т.е. через количественные показатели.

Качество отдельных видов услуг можно определять методами экспертной и социологической оценки. Приемлема также оценка мастерства исполнителя, технологической дисциплины (соблюдение последовательности), завершенности операции (достигнута ли ее цель), качества обслуживания для потребительских услуг (этика общения, создание комфортной обстановки для потребителей, заказчиков услуг, учет их запросов).

Разграничение услуги и работы. Работы принято отделять от услуг по критерию предоставления овеществленного результата: подрядчик, лицо, выполняющее работу, обязан не только осуществить предусмотренную соглашением сторон деятельность, но и сдать заказчику материальный результат. В то же время исполнитель услуг выполняет только определенную деятельность и не обязан предоставлять какой - либо вещественный результат. Разграничение по указанному признаку является, пожалуй, единственным бесспорным в цивилистической доктрине, которое нашло отражение в ГК РФ. Лицо, выполняющее работу, обязано произвести спецификацию и сдать результат заказчику (п. 1 ст. 702 ГК РФ). При недостижении результата работа не считается исполненной. Заказчик не вправе вмешиваться в деятельность лица, выполняющего работу (п. 1 ст. 715 ГК РФ). Иначе говоря, заказчика интересует только доброкачественный результат.

Услуга сводится к совершению ряда действий или осуществлению определенной деятельности (п. 1 ст. 779 ГК РФ). Безусловно, определенный результат будет, достигнут, но не в форме вновь созданной или обработанной вещи. В данном случае, речь идет об эффекте услуги, который можно воспринимать, в отдельных случаях - наблюдать, но не получать как вещь.

Заказчик может вмешиваться в осуществление деятельности исполнителя, чего нет в работах. Потребителю необходим эффект от услуги.

Существует немало договоров по оказанию услуг, в которых недостижение эффекта не влияет на исполнение обязательства. К ним относятся: комиссия, поручение, оказание юридических, образовательных, медицинских услуг.

Услуги, сгруппированные по признаку отсутствия вещественного результата, можно условно обозначить как «чистые услуги». К ним относятся: перевозки, транспортная экспедиция, договор банковского счета, хранение, поручение, комиссия, агентирование, лечебно-профилактические и многие медицинские услуги, услуги в области культуры и образования, туристские, аудиторские, консультационные, информационные, ветеринарные услуги, услуги связи, доверительное управление имуществом.

С одной стороны, недопустимо причислять какие - либо разновидности работ к услугам, с другой - в практике существует ряд договоров на выполнение таких операций, которые с некоторой оговоркой могут быть отнесены к услугам.

Работа - это, как правило, необратимая либо трудно обратимая спецификация. Работа характеризуется достижением вещественного результата, в обратимой спецификации он фактически есть, т.е. формально это работа.

Однако, если ее результат может легко (быстро) исчезнуть или тем более объект может вернуться к первоначальному состоянию, существовавшему до переработки или изготовления. Поэтому из-за специфической «дефектности» результата данные операции можно отнести к услугам. Сюда же примыкают договоры по выполнению ремонтных работ. Деятельность по ремонту оборудования, бытовой техники, инструментов, ювелирных изделий можно отнести к оказанию услуг. Аргументация - примерно та же, что в случае с обратимой спецификацией. Фактически производство такого ремонта имеет материальный результат, формально это работа, но результат этот не совместим и не соизмерим с результатом спецификации, он зачастую столь незначителен, что с большим трудом можно говорить о переработке или обработке. В таком случае эти операции могут иметь два режима правового регулирования: один как работы, второй как услуги. Применение того или иного режима зависит от превалирования модели работы или «чистой услуги» в конкретной операции.

Вывод:можно сказать, что наряду с «чистыми услугами» выделяются «так называемые услуги», поскольку четкого термина для подобных услуг - полуработ цивилистика не выработала. В «так называемых услугах» можно увидеть, за редким исключением, все свойства, характерные для «чистых услуг». Поскольку при оказании первых вещественный результат неустойчив, для них является типичным отсутствие признака неосязаемости, а в некоторых случаях - моментальной потребляемости.

Договоры по оказанию «так называемых услуг» опосредуют поддержание известного качественного состояния вещей, а также внешнего вида людей или животных. Качественный уровень может изменяться, но данные услуги способствуют сохранению или восстановлению некоего усредненного качества.

Специфический признак смешенных договоров: услуги оказываются на основе договора, включающего элементы различных договоров. Легальное определение смешанного договора приводится в п. 3 ст. 421 ГК РФ.

Специфической особенностью услуг, оказываемых из смешанных договоров, является возможность возникновения устойчивого овеществленного результата, что следует из самой природы смешанного договора, поскольку объект обязательств из подобных договоров может включать в себя действия, направленные на изготовление или переработку вещи. Появление овеществленного результата из смешанного договора, по которому среди прочего оказываются услуги, не приводит к смешению работ и услуг: законченный результат здесь есть следствие работы. Если выполняемые услуги и способствовали его появлению, то он, тем не менее, возникает не напрямую из услуг.

В постановлении Конституционного Суда РФ от 23 января 2007 г[1]. отмечается, что «общественные отношения по поводу оказания юридической помощи в качестве обособленного предмета правового регулирования в действующем законодательстве не выделены, - они регламентируются рядом нормативных правовых актов, в систему которых входят нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, в частности его главы 39, касающиеся обязательств по договору возмездного оказания услуг» (п. 3).

Оказание правовых услуг, так же как и других разнообразных услуг, может опосредоваться гражданско - правовыми договорами нескольких видов: подряда, возмездного оказания услуг, поручения, комиссии, агентирования, а также смешанными договорами.

Услуги как объекты гражданских прав разделяются на две группы:

- услуги исключительно фактического характера;

- услуги фактического и юридического (юридико - фактического) характера.

Первая группауслуг, оказывается, посредством только фактических действий обязанного лица (совершение медицинских процедур, чтение лекций, предоставление номера в отеле и т.д.). К этой группе относятся: услуги связи, медицинские, ветеринарные, аудиторские, консультационные, информационные услуги, услуги по обучению, туристическому обслуживанию и другие аналогичные.

Вторая группа услуг предусматривает совершение услугодателем не только фактических, но и юридических действий. Юридические действия - это сделки и иные имеющие правовые последствия действия (например, представительство в суде). Услугодатель оказывает услуги не только своими фактическими действиями, но и совершением юридических актов, как правило, в интересах заказчика (услугополучателя)[2].

Гражданское законодательство не содержит прямого определения услуги, но его можно сформулировать, основываясь на анализе конструкции договора возмездного оказания услуг. В ГК РФ под услугой понимается совершение лицом определенных действий или осуществление определенной деятельности (п. 1 ст. 779 ГК РФ).

Из данного легального определения следует, что, во - первых, под услугами законодатель понимает осуществление определенных действий или деятельности по заданию заказчика; во - вторых, тот факт, что результат этой деятельности (действий) достигнут либо, не достигнут, правового значения не имеет; в - третьих, то, что данные действия осуществляются за плату, т.е. договор является возмездным.


Сейчас читают про: