double arrow

Розничная торговля

Розничная торговля – деятельность по продаже това­ров конечным потребителям для их личного некоммерче­ского использования.

Функции предприятий розничной торговли можно ус­ловно разделить на дне группы.

Первая группа включает функции, выполняемые роз­ничными организациями по отношению к поставщикам (предприятиям оптовой торговли). Среди этих функций можно выделить следующие:

• предоставление информация о рынке (о структуре и ди­намике спроса, потребностях потребителей и т. д.);

• обеспечение оптовикам сбыта их товара;

• осуществление закупок товаров в объемах, удобных для оптовика;

• осуществление мер по стимулированию сбыта и рекла­ме товаров;

• принятие риска в связи с возможным хищением, пор­чей или устареванием товара;

• маркировка товара;

• транспортировка товара;

• финансирование (и частности, покупка на условиях предоплаты).

Вторая группа включает функции по отношению к по­купателям — частным лицам и домохозяйствам:

• демонстрацию товара, предоставление информации, по­мощь в выборе товара, консультирование по эксплуатации;

• разбивку крупных и средних партий товара на единич­ные экземпляры;

• формирование товарного ассортимента;

• складирование, хранение, упаковку товара;

• доставку крупногабаритных товаров;

• кредитование (продажу в кредит);

• создание комфортных условий для осуществления по­купки и оказание дополнительных услуг. Розничные предприятия можно классифицировать по различным признакам.

В зависимости от привязки к стационарным помещениям выделяют:

• розничные предприятия, осуществляющие торговлю черезмагазины;

• предприятия внемагазинной торговли (развозная, раз­носная торговля и т. п.).

По уровню специализации по товарным признакам мага­зины делятся на:

• универсальные - магазины с широким и достаточно глубоким ассортиментом (универмаги и универсамы);

• специализированные - магазины, включающие одну ассортиментную группу (например, «Хозтовары», «Ме­бель», «Книги») или осуществляющие комплексное об­служивание определенной группы покупателей (напри­мер, «Детский мир»);

• узкоспециализированные — магазины, ассортимент кото­рых сформирован из части какой-либо товарной группы (например, «Пуговицы», «Деловая книга», «Колбасы»);

• комбинированные – магазины, осуществляющие торгов­лю товарами нескольких групп, родственных по потре­бительскому назначению (например, «Мясо - рыба»).

• смешанные — небольшие по площади предприятия, про­дающие товары разных товарных групп, в том числе как продовольственные, так и непродовольственные, в ограниченном ассортименте.

С точки зрения стратегии ведения бизнеса магазины от­деляются на:

• магазины, конкурирующие на основе больших оборотов и низких цен (многие гипер- и супермаркеты);

• магазины, конкурирующие на основе высокого уровня сервиса и высоких цен;

• магазины, ориентированные на добавленное удобство (ограниченный ассортимент при удобном расположении и графике работы, например, небольшой продовольст­венный магазин, расположенный в жилом доме).

По особенностям устройства различают:

• магазин – торговое предприятие, расположенное в капи­тальном стационарном здании или его части, имеющее на­бор помещений, оборудования и инвентаря, необходимых для осуществления торгово-технологического процесса;

• киоск — временное или постоянное помещение небольшой площади с обслуживанием покупателя вне помещения;

• павильон - временное или постоянное помещение не­большой площади с обслуживанием покупателя внутри помещения;

палатка — временное помещение из ткани, пленки и тому подобных материалов, используемое дня торговли;

лоток — стол, отделяющий продавца от покупателя и используемый для показа и отпуска товара;

автомагазины — грузовые автомашины, используемые для передвижной торговли, преимущественно для об­служивания жителей небольших отдаленных населен­ных пунктов; торговые автоматы.

С точки зрения форм продажи товаров выделяют:

магазины самообслуживания — покупатели самостоя­тельно осматривают, выбирают и доставляют товары к расчетному узлу;

магазины с индивидуальным обслуживанием через при­лавок — продавец обслуживает каждого покупателя, помогает ему в выборе покупки, консультирует в вопро­сах пользования, упаковывает товар;

магазины с открытой выкладкой — покупатели знако­мятся с ассортиментом самостоятельно, продавец кон­сультирует, проверяет качество, упаковывает товар;

магазины, торгующие по образцам, — покупатели само­стоятельно или с помощью продавца знакомятся с това­рами в торговом зале или выбирают товар по каталогу, после выбора и оплаты товар доставляется покупателю на дом или вручается со склада;

магазины, осуществляющие продажу по предваритель­ным заказам, — покупатели предварительно заказыва­ют товар лично, по телефону, по почте или через Интер­нет и оплачивают его. Товар доставляется на дом, на ра­бочее место или ожидает заказчика в магазине;

магазины, сочетающие несколько форм обслуживания (многие универмаги).

По размерам торговой площади магазины бывают:

■ мелкие;

• средние;

• крупные;

• особо крупные.

В зависимости от здания или помещения, в котором раз­мещен магазин, выделяют:

• отдельно стоящие магазины;

• магазины во встроенных и встроенно-пристроенных помещениях;

• магазины в торговых центрах.

По значению данного магазина в обслуживании населе­ния района они делятся на:

• магазины общегородского значения — представляют населению возможность максимального выбора товаров (крупные универмаги, обслуживающие население все­го города, крупные специализированные магазины);

• магазины местного значения — обеспечивают население продовольственными товарами повседневного и частот спроса, расположены в основном в жилых районах и об­служивают живущих в близко расположенных домах.

Основные задачи, составляющие содержание коммерче­ской деятельности в розничной торговле, включают:

анализ рыночной ситуации и прогнозирование спроса на­селения: все принимаемые решения должны опираться на маркетинговый анализ среды деятельности предприятия розничной торговли;

определение стратегии компании и выбор целевого рын­ка: в тесной связи с прогнозом развития рынка разраба­тываются основные цели и определяются направления ее развития, а также выбираются целевые сегменты, на которых она будет работать; целевой сегмент — группа потребителей со сходными потребностями, на удовле­творение которых будет ориентироваться компания;

осуществление закупок и управление товарными запа­сами (выбор поставщиков, заключение и отслеживание договоров, планирование запасов);

формирование ассортимента товаров и перечня услуг (выбор широты, глубины и структуры ассортимента, а также определение состава и условий предоставления потребителям дополнительных услуг);

формирование ценовой политики (обоснование установ­ления ценовых надбавок к закупочным ценам товаров, разработка системы скидок);

формирование политики продвижения товара (выбор средств рекламы и стимулирования сбыта, осуществле­ние мероприятий но формированию имиджа магазина);

формирование сбытовой политики (обоснование разме­щения магазина, решения по развитию сети, выбор мето­дов продажи товаров, обеспечение рациональной плани­ровки торгового зала и эффективной выкладки товаров);

розничная продажа товара (выбор методов продажи, организация обслуживания покупателей, осуществление мероприятий по созданию привлекательной атмо­сферы тортового зала).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: