Основные этапы развития ситем качества

Для того чтобы та или иная спроектированная система качества, включающая управление процессами, заработала, нужно:

1. Использовать средства мотивации для персонала.

2. Обучать его как по профессиональным вопросам, так и по вопросам менеджмента качества.

3. Выстроить правильные отношения с потребителями.

4. Научиться так управлять поставщиками, чтобы вовремя получать от них необходимую продукцию заранее установленного качества.

В истории развития документированных систем качества, мотивации, обучения и партнерских отношений можно выделить пять этапов и представить их в виде пяти звезд качества.

Первый этап - система Тейлора(1905 г.). Она устанавливала требования к качеству изделий (деталей) в виде полей допусков или определенных шаблонов, настроенных на верхнюю и нижнюю границы допусков, - проходные и непроходные калибры. Для обеспечения успешного функционирования системы Тейлора были введены первые профессионалы в области качества - инспекторы.

Система мотивации предусматривала штрафы за дефекты и брак, а также увольнение.

Система обучения сводилась к профессиональному обучению и обучению работать с измерительным и контрольным оборудованием.

Взаимоотношения с поставщиками и потребителями строились на основе требований, установленных в технических условиях, выполнение которых проверялось при приемочном контроле (входном и выходном).

Все отмеченные особенности системы Тейлора делали ее системой управления качеством каждого отдельно взятого изделия.

Второй этап - статистическое управление качеством (1924 г.). Системы качества усложнились, так как в них были включены службы, использующие статистические методы. Усложнились задачи в области качества, решаемые конструкторами, технологами и рабочими, потому что они должны были понимать, что такое вариации и изменчивость, а также знать, какими методами можно достигнуть их уменьшения. Появилась специальность - инженер по качеству, который должен анализировать качество и дефекты изделий, строить контрольные карты и пр. Акцент был перенесен на предупреждение дефектов путем выявления их причин и их устранения на основе изучения процессов и управления ими.

Мотивация труда заключалась в материальном стимулировании с учетом того, как точно настроен процесс, как анализируются те или иные контрольные карты, карты регулирования и контроля.

К профессиональному обучению добавилось обучение статистическим методам анализа, регулирования и контроля.

В отношениях поставщик - потребитель большую роль стали играть стандартные таблицы на статистический приемочный контроль.

Большой вклад в разработку этой системы внес Э. Деминг.

Третий этап - всеобщее управление качеством (1951 г.). Появились документированные системы качества, устанавливающие ответственность и полномочия, а также взаимодействие в области качества всего руководства предприятия, а не только специалистов служб качества.

Системы мотивации стали смещаться в сторону человеческого фактора. Материальное стимулирование уменьшалось, моральное увеличивалось. Главными мотивами качественного труда стала работа в коллективе, признание достижений коллегами и руководством, забота фирмы о будущем работника, его страхование и поддержка его семьи.

Большое внимание уделяется учебе. В Японии работники учатся от нескольких недель до месяца, используя, в том числе, и самообучение.

Системы взаимоотношений «поставщик - потребитель» начинают предусматривать сертификацию продукции третьей стороной. При этом более серьезными стали требования к качеству в контрактах, более ответственными гарантии их выполнения.

Четвертый этап - тотальный менеджмент качества с учетом требований и потребностей потребителей и служащих, TQM(80-е годы). Появилась серия новых международных стандартов на системы качества ИСО 9000.

Тотальный менеджмент качества является комплексной системой, ориентированной на постоянное улучшение качества, минимизацию производственных затрат и поставку точно в срок. Основная идеология TQM базируется на принципе - улучшению нет предела. Применительно к качеству действует установка - стремление к 0 дефектов, к 0 непроизводственных затрат, к поставкам точно в срок.

Одной из ключевых особенностей системы является использование коллективных форм и методов поиска, анализа и решения проблем, постоянное участие в улучшении качества всего коллектива. Мотивация достигает состояния, когда люди настолько увлечены работой, что отказываются от части отпуска, задерживаются на работе, продолжают работать и дома.

Обучение становится всеохватывающим и непрерывным, сопровождающим работника в течение всей их трудовой деятельности. Обучение превращается и в часть мотивации. Хорошо обученный человек увереннее чувствует себя в коллективе, способен на роль лидера, имеет преимущества в карьере.

На взаимоотношение поставщиков и потребителей оказывает сильное влияние сертификация систем качества на соответствие стандартам ИСО 9000. Для успешной работы предприятий на современном рынке наличие у них системы качества, соответствующей стандартам ИСО серии 9000, и сертификата на нее является, может быть, не совсем достаточным, но необходимым условием.

Пятый этап - тотальный менеджмент качества с учетом требований и потребностей общества, владельцев, потребителей и служащих (90-е годы). Усиливается влияние общества на предприятия, а предприятия стали все больше учитывать интересы общества. Это привело к появлению стандартов ИСО 14000, устанавливающих требования к системам менеджмента с точки зрения защиты окружающей среды и безопасности продукции. Усиливается внимание руководителей предприятий к удовлетворению потребностей своего персонала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: