Тема: ревизионный контроль

Таблица. Сравнительная характеристика камеральных и выездных проверок.

Тема: налоговый контроль.

1. понятие, сущность налогового контроля

2. виды налоговых проверок

Ст. 82 и ст. 60 НК РФ – все налогоплательщики подлежат налоговому контролю в форме налоговых проверок.

Налоговый контроль – это специализированный (только в отношении налогов и сборов) неведомственный государственный контроль.

Сущность:

1. проверка соблюдения законодательства о налогах и сборах

2. проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов

3. устранение выявленных нарушений

В рамках проверки осуществляется контроль за ведением налогового учета у экономического субъекта. Налоговый учет может вестись как с применением специальных налоговых регистров (налоговых форм), так и без их применения. Во 2-м случае специальные налоговые регистры не составляются, а расчет налогов производится на основании данных бухгалтерского финансового учета (первички, регистров, отчетности).

Виды налоговых проверок:

1. камеральные

2. встречные

3. выездные

4. повторные выездные

  Камеральная Выездная
1. субъект Территориальные налоговые органы Налоговые органы всех уровней
2. объект Совокупность финансово-хозяйственных операций только за отчетный период Совокупность финансово-хозяйственных операций за весь проверяемый период, но не более 3-х лет, предшествующих году проверки
3. основание для проведения Специального разрешения не требуется Решение руководителя налогового органа
4. периодичность Регулярно с периодичностью предоставления отчетности Выборочно по мере необходимости
5. место Место нахождения налогового органа Место нахождения налогоплательщика
6. категория проверяемых налогоплатель-щиков Все Юридические лица и ИП
7. мероприятия Не связанные с нахождением налогоплательщика Любые, установленные НК

Срок давности – три года. Например, в 2010 году проверяют 2009, 2008 и 2007 гг.

Камеральная проверка – ст. 88 НК. Срок проведения – три календарных месяца со дня представления в налоговую инспекцию налоговых деклараций и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Сопоставляют показатели, отраженные в разных отчетах.

Частота камеральных проверок зависит от возникновения необходимости. Объяснения составляются налогоплательщиком в письменной форме. НК РФ не предусматривает оформление результатов актов. Но: арбитражный суд и ст. 115 НК – в суд не позднее 6 месяцев и с составленным актом.

О необходимости внесения исправлений по выявленным нарушениям налоговый орган оповещает, в течение 5 рабочих дней необходимо устранить нарушения.

Встречная налоговая проверка проводится с целью подтверждения факта совершения определенной сделки, полноты отражения ее результатов в бухгалтерском учете. Предмет – документы контрагентов налогоплательщика.

Повторная налоговая проверка проводится с целью контроля за проведением плановых налоговых проверок. Данный вид проверок проводится в рамках выездной налоговой проверки.

Ревизия – вид финансового контроля, который производится с целью установления законности финансовой дисциплины на конкретном объекте.

Этапы проведения ревизии:

1. получение задания

2. планирование

3. предварительная подготовка

4. проведение

5. оформление результатов

Задание дает заказчик:

· администрация организации

· собственных организации

· государственные органы

Планирование осуществляется поэтапно. 2 основных этапа – разработка программы и плана.

После получения задания составляется программа, которая содержит разделы:

1. цель ревизии

2. вопросы, подлежащие проверке

3. средства и условия, необходимые для проведения ревизии

4. сроки и место исполнения

5. состав участников ревизии

6. формы документального оформления ревизии

Программа разрабатывается на основе действующего инструктивного материала и опыта, накопленного ревизионным органом. Программа утверждается начальником ревизионного органа или заказчиком.

На основе программы составляется план. Вопросы:

1. проверить обеспеченность организации складскими помещениями

2. выявить нарушения в движении первичных документов и заполнении регистров бухгалтерского учета

3. проверить соблюдение установленного порядка складирования готовой продукции

4. выявить факты порчи готовой продукции на складах

5. выявить факты хранения готовой продукции вне складов

6. выявить факты неучтенной продукции

Делается акцент на фактических методах.

Предварительная подготовка ревизии:

1. решение методических вопросов

2. решение организационных вопросов

3. ознакомление с объектом ревизии

Методические вопросы – необходимо изучить практический опыт ревизионного органа по аналогичным программам. При этом изучается информация, которую можно получить из объяснительных записок к отчетам, составляемых службами и подразделениями организации.

Для участников ревизии подбираются нормативные акты, нормы естественной убыли и выхода продукции, необходимые инструментальные материалы (что это?:)).

При решении организационных вопросов составляется список необходимой оргтехники, пломбиров, печатей, штампов. На этом этапе разрабатываются макеты объяснительных записок, заявлений, запросов, двух журналов:

1. регистрации вопросов и ответов

2. входящих и исходящих документов

На организационном этапе подбираются участники ревизии. Это специалисты разных направлений. Состав участников и срок проведения ревизии оформляется приказом по организации.

Инвентаризация как метод фактического контроля: в процессе ревизии тщательной проверке подвергаются все инвентаризационные документы, организация инвентаризаций, правильность принятых решений по пересортице ТМЦ, недостачам и излишкам.

*В описях отражается фактическое наличие и данные учета, в сличительных ведомостях – что?, а в актах – факт.*

На этапе ознакомления проводится оценка общего положения дел объекта ревизии.

Другие методы фактического контроля:

1. проверка в натуре

2. проверка фактов по конченым операциям

3. лабораторные анализы

4. экспертная оценка

5. контрольный обмер

6. контрольный запуск сырья

7. контрольная приемка продукции

Материалы ревизии: акт и приложения к нему, на которые в акте имеются ссылки.

Акт состоит из вводной и описательной частей:

· в вводной части акта содержатся сведения, идентифицирующие проверку (тема ревизии, дата, место, период, реквизиты проверяемой организации, сведения об учредителях, лицензия, счета, данные предыдущих ревизий и т.д.). В этой части отражается ведомственная принадлежность и наименование вышестоящей организации

· в описательной части акта содержится описание нарушений, размер подтвержденного ущерба и возможных последствий нарушений

Ревизору запрещено давать правовую и морально-этическую оценку лиц ревизуемой организации, квалифицировать их действия и поступки.





Подборка статей по вашей теме: