double arrow

Подход ФСФР (Федеральная служба по финансовым рынкам)

Подход МФК (Международная финансовая корпорация)

Предлагает 4 уровня становления КУ:

а) соблюдение существующего законодательства

б) первые шаги по улучшению КУ

в) развитая система КУ

г) лидерство в области КУ

Результаты, выявленные МФК при внедрении КУ компанией:

а) бОльшая эффективность деятельности всей организации:

· улучшение контроля и подотчётности (снижение мошенничества, контроль над результатами деятельности менеджмента и т.д.)

· совершенствование процесса принятия решений и регулирование бизнес-процессов

· повышение уровня соблюдения норм и уменьшение числа конфликтов. Надлежащее КУ обеспечивает соблюдение законов, дополнительных правил, прав и обязанностей всех заинтересованных сторон. Тем самым, ведет к сотрудничеству и решению спорных вопросов на основе договоренности. Помимо этого позволяет решить споры между акционерами и менеджерами

б) облегчение доступа к рынкам капитала и увеличение стоимости активов компании. Придерживаясь принципов КУ, компания значительно улучшает свой имидж в глазах инвесторов, т.к. для них это является показателем доверия и уверенности, что их права не будут нарушены, а доступность и открытость всей существующей информации о деятельности компании помогают значительно снизить риски при принятии инвестиционных решений

в) снижение затрат на привлечение капитала, стоимость которого зависит от рисков, взятых на себя инвесторами. Следовательно, если права инвесторов надлежащим образом защищаются, то риски снижаются и, соответственно, уменьшается стоимость привлеченного капитала

г) укрепление репутации, которая становится ключевым элементом гудвилл.

Гудвилл – престиж, деловая репутация, контакты, кадры компании как ее актив, который может быть оценен и занесен на специальный счет, т.е. это разница между рыночной и бухгалтерской стоимостью предприятия. Не имеет самостоятельной стоимости, играет роль, главным образом, при M&A.

а) КУ повышает инвестиционную привлекательность компании

б) КУ помогает привлечь долгосрочных инвесторов

в) КУ может снизить стоимость кредитования

г) КУ приводит к увеличению рыночной стоимости компании

3. Агентство Moody’s

Залогом эффективности КУ и привлекательности фирмы для инвесторов и кредиторов является:

а) общая правовая и политическая культура государства и предприятия

б) наличие необходимых рыночных механизмов, т.е. это то, как работает система раскрытия информации и как регулируется рынок ценных бумаг

Для повышения качества КУ необходимо наличие следующих факторов:

1) собственность. В организации должны быть четко определены структура собственности и контроль, а также заранее изучать конфликтные ситуации

2) качество и достоверность раскрытия информации. Связано с уставными и внутренними документами, как раскрывается информация о вознаграждениях

3) для компании оптимальным сочетанием является взаимодействие внешних директоров, которые обладают знаниями в определенных специальных областях, а также директоров, имеющих знания и опыт по более широкому спектру вопросов, касающихся управления организацией

4) как передаются полномочия. Т.н. риск ключевых фигур, т.е. текучесть кадров среди высшего менеджмента

5) вознаграждение

6) аудит и контроль

7) корпоративная этика и культура

Организация в компании надлежащего КУ высокозатратна:

1) вознаграждение персонала

2) затраты на раскрытие информации (содержание сайта, затраты на эмиссию и т.д.)

3) затраты на процесс организации КУ (проведение общего собрания акционеров, уведомление их

Но несмотря на затратность КУ выгодно для всех компаний вне зависимости от формы собственности, числа акционеров, размера и т.п. Однако необходим дифференцированный подход к организации КУ и осторожное применение его стандартов фирмами.

II. Риски корпоративного управления

Риски Способы реализации Примечания
Риск нарушения права акционера на участие в управлении компанией Неуведомление о собрании акционеров и другие риски процедурного характера  
Риск размывания доли участия акционера в УК, что приводит к сокращению объема управленческого влияния 1) дополнительная эмиссия 2) реорганизация Закон предусматривает защитные меры в интересах акционеров (преимущественное право приобретения размещаемых акций, право требовать выкуп акций). Однако в ряде случаев реализация таких мер является дополнительным бременем для акционеров, а само корпоративное мероприятие, ведущее к размыванию доли, может существенным образом изменить статус акционера
Риск недополучения компанией прибыли (как следствие, невыплата дивидендов и снижение курсовой стоимости акций) 1) нерыночное (трансфертное) ценообразование в интересах контролирующего акционера/менеджера 2) осуществление деятельности в интересах государства Трансфертное ценообразование возникает в тех случаях, когда общество реализует свою продукцию по нерыночным (заниженным) ценам в пользу компаний-агентов, контролируемых основным акционером или менеджером, в результате чего центр прибыли смещается именно в эту компанию-посредника В обществе, в котором присутствует влияние государства, например, в форме прямого участия, вероятно принятие решений исходя из политической, а не экономической целесообразности.
Риск снижения стоимости чистых активов на одну акцию (как следствие, снижение курсовой стоимости акций) Вывод активов, реорганизация и дополнительная эмиссия Под выводом активов понимают размещение коммерчески ценных активов на переоцененные активы или сомнительные финансовые вложения

Тема 3. Корпоративное управление в России

1. Становление КУ в России

2. Особенности КУ РФ

3. Нормативно-правовая и институциональная база КУ в России

4. Кодекс корпоративного поведения ФСФР и его сравнительный анализ с кодексом ОЭСР

I. Становление корпоративного управления в России

На различных этапах развития российской экономики закладывались предпосылки создания эффективной корпоративной среды. Однако происходили определенные противоречия внешнего и внутреннего характера, которые влияли на функционирование крупных компаний.

Этапы становления КУ в России:

1) до 1987 г.

a. административно-командные методы централизованного управления экономикой перестали соответствовать требованиям макроэкономической ситуации

b. отстранение работников от реального участия в управлении предприятиями побудило многих к созданию мелкого кооперативного бизнеса, но из-за отсутствия четкой законодательной базы и практических знаний экономики привело к краху иллюзий быстрого обогащения

c. корпоративность как система управления производством все больше отождествлялась с клановостью партийно-номенклатурной элиты

2) 1987-1991 гг.

a. идет распад монополизированной и централизованной организации хозяйства

b. поощряется самостоятельность и аренда предприятий, т.е. корпоративность приобретает лояльность власти

c. законодательными актами предусматривается участие коллективов в управлении предприятиями через советы трудовых коллективов, но не получает широкое распространение в связи с тем, что работники были не готовы участвовать в управлении из-за необразованности, а руководители не особо хотели делиться властью

d. помимо промышленного в России возникает и начинает развиваться финансовый капитал в банковском и страховом секторах экономики

3) 1991-1994 гг.

a. активная чековая приватизация, в ходе которой произошло первичное перераспределение собственности среди директорского корпуса и сформированных финансово-банковских структур. Создаваемые в ходе приватизации на базе крупных государственных предприятий акционерные общества уже можно было относить к корпорациям, но неразработанность акционерного права, непрофессионализм менеджеров приводили к банкротству предприятий

b. на смену государственным органам управления приходят самоуправляемые корпорации, такие как нефте-газовые предприятия, банковские структуры, но отчужденность населения от участия в управлении компаниями, потеря рабочих мест и экономическая безграмотность сформировали негативное отношение ко всем процессам реформирования экономики

c. заложены основы настоящей корпоративности среди новых предпринимательских структур, которые были созданы предпринимателями на основе зарубежного опыта

4) 1994-1998 гг.

a. денежная приватизация проходит в условиях принятия законов об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг, гражданского кодекса, и уточняется законодательство о приватизации

b. активно формируется инфраструктура рынка

c. крупные зарубежные компании открывают в России свои представительства/филиалы или создают совместные фирмы

5) 1998 г. – дефолт

6) 1999-2002 гг. – расцвет российского бизнеса и увеличение его роли в экономике

7) 2002-2004 гг. – появляется ФЗ о банкротстве, 25 глава НК, и начинается административная реформа и изменение вертикали власти

8) с 2004 г. по настоящее время – происходит формирование современных основ КУ, появляется Концепция развития КУ в РФ. Нехватка квалифицированных кадров и специалистов в области КУ

II. Особенности корпоративного управления в РФ

1) наличие отношений добуржуазной структуризации. Эти группы возникают либо на базе трансформации политико-хозяйственной номенклатуры, либо легализации теневого сектора

2) концентрация собственности. Задача, которая была поставлена массовой приватизацией, т.е. создание системы распыленной акционерной собственности, не была решена

3) недостаточное разграничение собственности и контроля. Большинство контролирующих акционеров являются генеральными директорами и/или входят в состав совета директоров. АО, в которых контроль и собственность разделены, часто проводят такие разграничения только на бумаге, а, соответственно, отсутствует реальная подотчетность и недостаточное раскрытие информации

4) работа совета директоров оценивается Международной финансовой корпорацией (МФК) как неэффективная. Данный наблюдательный орган введен сравнительно недавно и в действительности не всегда необходим. Но идет тенденция к привлечению независимых лиц в совет директоров, но проблема найти квалифицированных управленцев, в чистом виде независимых

5) существующие организационно-правовые формы ведения предпринимательской деятельности. Основной формой ведения бизнеса в России являются ООО, целью которого не является размещение ценных бумаг на рынке капитала, что ведет к непубличности данных компаний. ЗАО, которые в теории являются акционерными компаниями, как правило, дублируют ООО. Основной причиной трансформации ЗАО в ОАО является превышение уставной численности акционеров, т.е. когда их становится более 50 человек

6) формирование интегрированных структур. Корпорации, обладающие значительными финансовыми ресурсами, для расширения или диверсификации своей деятельности скупают акции привлекательных компаний и включают их в свою структуру, соответственно, с одной стороны функционируют формально независимые юридические лица, а с другой, наличие у них общих целей и являющихся одним бизнесом. Несмотря на то, что в настоящий момент в России этот процесс идет интенсивно, законодательство не предусматривает регулирование таких компаний в целом

7) корпоративные конфликты и захваты предприятий

8) неоднородность КУ в российских компаниях

Нормативно-правовая база по КУ в РФ начала создаваться в конце 1995 г. и в настоящее время значительно усовершенствовалась, но требует постоянной доработки.

Сейчас независимо от ОПФ компании регулируется совокупностью нормативно-правовых документов:

1) ГК РФ. 1 часть

2) нормативно-правовые документы, которые регулируют определённые моменты деятельности:

а) ФЗ о ЮЛ и ИП

б) ФЗ о БУ и бухгалтерской отчетности

в) НК РФ

г) Трудовой кодекс

д) ФЗ о защите конкуренции

е) ФЗ о несостоятельности и банкротстве

3) ФЗ №203 от 26.12.95 об АО

4) ФЗ №39 от 22.04.96 о рынке ценных бумаг, регулирует отношения при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг, а также ?? деятельность профессиональных участников рынка ЦБ

5) ФЗ №115 от 19.07.98 об особенностях правового положения АО, работников народных (?) предприятий

6) ФЗ №46 от 05.03.99 о защите прав и законных интересов на рынках ценных бумаг

7) нормативные акты федеральной службы по финансовым рынкам

8) НПД различных органов, регулирующих и контролирующих АО

9) правила листинга – это включение фондовой биржей ценных бумаг предприятия в котировочный список

ФЗ об ОАО

10) ФЗ от 29.04.08 о порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйствующие общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства

1) Министерства экономического развития и торговли

Департамент регулирования предпринимательской деятельности и развития корпоративного управления

2) Госдума, Федеральное собрание РФ

Рабочая группа по вопросам совершенствования КУ

3) ФКЦБ è ФСФРС (федеральная служба по финансовым рынкам)

4) Высший арбитражный суд РФ

5) Ассоциация по защите прав инвесторов

6) Российский институт директоров (РИД)

7) Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД)

8) Национальная ассоциация профессиональных участников фондового рынка (НАУФОР)

9) Фондовая биржа РТС – Российская торговая система

10) ММВБ – Московская межбанковская валютная биржа

11) Институт профессиональных аудиторов (ИПАР)

12) Ассоциация российских менеджеров (АРМ)

13) Российский союз промышленников и предпринимателей

14) Московская торгово-промышленная палата

15) Национальная ассоциация независимых директоров

16) Институт фондового рынка и управления

17) Екатеринский центральный ???

18) Государственный университет – Высшая школа экономики

19) Школа бизнеса им. Шулиха, Йоркский университет

Российско-канадская программа корпоративного управления

20) Институт корпоративного права и управления

21) Инвестиционный банк «Тройка – Диалог»

Основные разработки (опыт разработки)

Характер излагаемой информации (детально, рамочно)

Способ изложения (структура)


Сейчас читают про: