Основы управленческой отчетности

Управленческая отчетность — это взаимосвязанный комплекс фактических, плановых, прогнозных данных и расчетных показателей о деятельности предприятия.

Управленческая отчетность включает совокупность данных и показателей как по предприятию в целом, так и в разрезе структурных подразделений, центров затрат и центров прибыли.

В отличие от бухгалтерской отчетности, ориентированной на внешних пользователей, управленческая отчетность предназначена для самого предприятия. Поэтому она должна отвечать потребностям управления данного предприятия. Эти потребности зависят от особенностей организации производства.

Важное значение при этом имеет способ представления учетной управленческой информации. Традиционным способом считается предоставление управленческой информации в виде таблиц, размещенных на бумажном носителе, дополненного графиками и диаграммами.

Стандартного набора бланков управленческой отчетности с едиными формами и структурой не существует. Формы управленческой отчетности индивидуальную для каждого предприятия.

Главным требованием к содержанию и формату управленческой отчетности является доступность для восприятия, степень детализации информации, а также порядок оформления отчета.

Отчет должен быть достаточно простым, понятным, не допускающим неоднозначного толкования.

Степень частоты и детальности отчетов во многом зависит от уровня менеджмента.

Начальникам производств, а также руководителям отделов и служб предприятия необходимы более частые и подробные отчеты, чем для высшего руководства предприятия.

Чем выше уровень менеджмента, тем реже представляется отчетность и меньше в ней подробностей.

Слишком детальная и часто представляемая информация делает ее избыточной и не позволяет сосредоточить вниманием на главном, а в ряде случаев затрудняет понимание и восприятие отчетных данных и показателей.

В отчетах целесообразно сопоставлять фактические показатели с заданной величиной или аналогичными данными прошлых периодов. В качестве заданных величин чаще всего используют плановые показатели. Сопоставление с планом позволяет оценить успешность выполнения плана.

Большую ценность имеет сопоставление данных управленческого учета, полученных за ряд отчетных периодов, а также сопоставление с отраслевыми значениями, показателями других предприятий.

Такое сопоставление значительно обогащает управленческую отчетность. Лишенные возможности сравнению показатели управленческой отчетности неэффективны для управления.

В разумных пределах отчетные таблицы должны сопровождаться пояснительным текстом с аналитическими выводами и рекомендациями.

Часто бывает так, что руководители предприятий является хорошими организаторами, но слабо владеют методикой анализа хозяйственной деятельности, т. е. не умеют видеть за большим количеством цифр и фактов сути происходящего. Поэтому пояснения, представленные к отчетным таблицам, необходимы им и существенно повышают ценность представления данных для управления.

В настоящее время все большее распространение получают графический способ представления данных управленческого учета. Для улучшения восприятия информации, представленной в управленческой отчетности используют изображения в цвете. Для этого в цифровых отчетах контрастным цветом выделяют графы, строки, цифры, на которые рекомендуется обратить внимание в первую очередь.

Основными регистрами для формирования управленческой отчетности служат лицевые счета, книги покупок и продаж, отчеты о реализованной продукции, отчеты о движении материальных ценностей и другие регистры аналитического учета.

Виды управленческой отчетности.

В управленческом учете различают комплексные отчеты, отчетность по итоговым показателям (или ключевым позициям) и аналитические отчеты.

Комплексные отчеты для управления характеризуют деятельность всего предприятия, его подразделений и филиалов. Они представляются с установленной ранее периодичностью (например, по итогам работы за неделю, день, месяц). В комплексных отчетах отражаются затраты и результаты деятельности предприятия в целом и отдельных его сегментов, а также величина дебиторской и кредиторской задолженности, сумма резервов на покрытие долгов дебиторов, безнадежных к взысканию. Также отражаются запасы и величина резервов под их обесценение, движение денежных средств и прогноз предстоящих денежных расходов и поступлений.

Отчетность по ключевым позициям может представляться в любой момент времени. В ней отражается наиболее существенная для текущего функционирования предприятия информация о количестве полученных заказов на продукцию, степени их выполнения, величине брака, об объемах производства и продаж, об использовании ресурсов, величине обязательств и др.

Аналитическая отчетность составляется по запросу руководителя соответствующего уровня управления. В ней, например, могут быть приведены данные и отмечены причины существенного роста производственных запасов, увеличения количества сверхурочных часов работ, падение или увеличение объемов продаж, выбытие или выполнение производственного оборудования и др.

Аналитические отчеты в большинстве случаев составляются с учетом рыночной ситуации и отражают взаимосвязь внешних и внутренних факторов развития предприятия. Они призваны выявить резервы улучшения деятельности предприятия, указать на риски и опасность снижения эффективности хозяйствования.

В качестве примеров отчетов, формируемых в системе управленческого учета, Министерство экономического развития РФ рекомендует следующие отчеты:

1) отчеты об операционной деятельности:

– о производстве продукции;

– о продаже продукции;

– о закупках;

– о дебиторской и кредиторской задолженности;

– о запасах готовой продукции;

– о запасах сырья и комплектующих;

– о бартерных сделках;

– о движении денежных средств;

2) отчеты об инвестиционной деятельности:

– о движении основных средств;

– о движении нематериальных активов;

– о долгосрочных финансовых вложениях;

– о планируемых капитальных вложениях;

3) отчеты о финансовой деятельности;

– о краткосрочных финансовых вложениях;

– о привлечении заемного капитала;

– о привлечении акционерного капитала;

– об управлении денежной наличностью.

Отчетность о производстве продукции составляется в разрезе производственных подразделений. В ней приводятся данные о количестве полуфабрикатов, готовой продукции, произведенной за день и накопительными итогами с начала месяца.

Отчет о произведенной продукции

Наименование продукции Единица измерения Произведено за день План производства Отклонение за день Отклонение с начала месяца
           

Данный отчет необходим начальникам цехов, начальникам отдела службы сбыта, производственного отдела.

Произведенную продукцию предприятие должно продать покупателям в точном соответствии с количеством, сроками и другими условиями договоров купли-продажи. Поэтому предприятию необходима оперативная управленческая отчетность о выполнении плана продажи продукции

Отчет о продаже продукции

Поку-патели Вид пр-ции Количество Стоимость продаж Откл-ия
по договорам фактически по договорам фактически
на дату учета с нач. мес. с нач. года на дату учета с нач. мес. с нач. года за мес. с нач. года за мес. с нач. года кол-во сумма
                           

Отчет целесообразно составлять по видам продукции и другим товарам с ежедневной, еженедельной и месячной оперативностью. При необходимости количество показателей в отчете можно увеличить, а степень их детализации повысить.

Следует показывать нарастающим итогом размеры недопоставок продукции. Чтобы одновременно контролировать продажи готовой продукции и ее остатки на складах, можно использовать другой вариант управленческого отчета о продажах.

Отчет о продажах и остатках готовой продукции по ее видам

Наименование продукции Единица измерения Месячный план по сбыту продукции Продано до настоящего времени Расхождения Текущий запас готовой продукции Расчетный минимально допустимый запас готовой продукции
             

По данным этого отчета судят не только о выполнении плана реализации продукции в количественном измерении, но и о величине отклонений от их минимально допустимого запаса.

Данная отчетность предназначается в первую очередь для менеджеров отдела продаж и работников службы сбыта.

Необходимо составлять также отчеты, связанные?

Такая отчетность должна составляться по запросам руководства на любую дату. Причем долги дебиторов и кредиторов необходимо представлять с учетом сроков давности. По сомнительной к возврату дебиторской задолженности следует составлять отдельный отчет.

Наиболее детальной должна быть управленческая отчетность по затратам производства. Она может составляться по местам возникновения и центрам ответственности.

Основными формами управленческой отчетности являются план прибылей и убытков, бюджет движения денежных средств, проект балансового отчета, план налоговых платежей.

Сводный прогноз финансовых результатов предприятия в целом в разрезе структурных подразделений позволяет управлять затратами и прибылью.

Прогноз балансового отчета (бухгалтерский баланс) показывает, какими средствами обладает предприятие, позволяет судить о финансовом состоянии, управлять имуществом.

Бюджет движения денежных средств — это прогноз движения денежных средств в разрезе отдельных видом деятельности. Он составляется из порядка формирования доходов и расходов по временным периодам с учетом авансовых платежей. Данные отчета используют для управления доходами и расходами.

План налоговых платежей позволяет выявить упущения в сроках и размерах уплаты налоговых платежей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: