Анализ динамики показателей рентабельности.
На уровень и динамику показателей рентабельности оказывает влияние вся совокупность производственно-хозяйственных ресурсов: • уровень организации производства и управления; • структура капитала и его источников; • степень использования производственных ресурсов; • объем, качество и структура продукции; затраты на производство исебестоимость изделий; • прибыль по видам деятельности и направления ее использования.При анализе динамики показателей рентабельности используются следующие аналитические процедуры:- сравнение показателей рентабельности отчетного года с показателями прошлого года;- сравнение показателей рентабельности за ряд лет с использованием метода трендового анализа;- проведение динамического факторного анализа показателей рентабельности с использованием метода цепных подстановок и абсолютных разниц.Анализ динамики показателей рентабельности позволяет проанализировать тенденции эффективности деятельности экономического субъекта и разработать рекомендации по повышению рентабельности и результативности деятельности фирмы на перспективу. Моделирование показателя рентабельности капитала предприятия обеспечивает создание пятифакторной модели рентабельности, включающей в себя все пять показателей интенсификации использования производственных ресурсов: Р к = U/N* M/N* A/N* F/N* Е/ N Эта модель позволяет выделить пять факторов интенсификации: U/N— оплатоемкость продукции, отражающая трудоемкоемкость в стоимостной форме; M/N — материалоемкость продукции; A/N— амортизациеемкость продукции; F/N— фондоемкость продукции по основному капиталу; Е/ N— оборачиваемость оборотного капитала (коэффициент закрепления).Может использоваться модель рентабельности капитала (активов):
Р а = Пб/А = Пб/А* В/В= Пб/В*В/А = Чистая рентабельность* оборачиваемость активов
Данная модель в экономическом анализа получила название модели «Дюпон де Немур». Эти факторы по модели «Дюпон де Немур» позволяют определить, какие факторы в наибольше степени влияют на экономическую рентабельность.
Рентабельность продаж – это отношение суммы прибыли от продаж к объему реализованной продукции:
Рп = В-С-КР-УР/В * 100%= Пп/В*100%
Из этой факторной модели следует, что на рентабельность продаж влияют те же факторы, которые влияют на прибыль от продажи. Чтобы определить, как каждый фактор повлиял на рентабельность продаж, необходимо осуществить следующие расчеты.