Способы и методы анализа данных сегментарной отчетности. Влияние налоговых показателей на формирование сегментарной отчетности

Способы и методы анализа сегментарной отчетности разделяются по двум направлениям: анализ операционных сегментов, анализ географических сегментов.

При проведении анализа по операционным сегментам используются следующие методы анализа:

- анализ динамики выручки от продаж сегмента;

- расчет удельного веса выручки сегмента в общей сумме выручки;

- анализ динамики финансовых результатов сегмента;

- анализ рентабельности сегмента;

- расчет уровня расходов сегмента на 1 рубль выручки;

- структурный анализ доходов, расходов и прибыли по отдельным видам деятельности;

- детальный анализ активов и пассивов сегмента.

Анализ отчетной информации в разрезе операционных сегментов деятельности организации проводится на основе учетных данных о выручке от продаж, расходах, финансовом результате, балансовой стоимости активов, начисленной амортизации по основным средствам и нематериальным активам, обязательствам отдельных сегментов. Его следует начинать с оценки обоснованности выделения отчетных сегментов. Для этого необходимо проверить полученную информацию по операционным сегментам на соответствие всем требованиям, предъявляемым к ним.Чаще всего информация по операционным сегментам признается первичным форматом сегментарной отчетности. Имеется возможность идентифицировать для каждого операционного сегмента не только выручку от продаж и финансовый результат, но и балансовую стоимость активов, общую величину капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы, амортизационные отчисления по ним. Вместе с тем проблематичным является распределение между сегментами с достаточной точностью обязательств организации. Так как менее проблематичным является идентификация для выделенных операционных сегментов выручки и финансового результата, то становится возможным рассчитать следующие основные показатели деятельности сегмента: • динамика выручки от продаж сегмента; • удельный вес выручки сегмента в общей величине выручки от продаж организации в целом; • динамика финансового результата сегмента; • удельный вес финансового результата сегмента в общей величине финансового результата деятельности организации в целом; • рентабельность сегмента (отношение финансового результата сегмента к его выручке) и ее динамика; • расходы сегмента на один рубль выручки сегмента и их изменение.Если в отчетности по каждому операционному сегменту смогли выделить величину активов, обязательств и других показателей, то в дополнение к ранее перечисленным показателям можно рассчитать и проанализировать в динамике следующие: • удельный вес активов сегмента в общей сумме распределенных между сегментами активов; • удельный вес активов сегмента в общей сумме активов организации; • аналогичные показатели по обязательствам, капитальным вложениям, амортизационным отчислениям по основным средствам и нематериальным активам; • оборачиваемость активов сегмента (отношение выручки сегмента к среднегодовой стоимости его активов); • рентабельность активов сегмента (отношение прибыли сегмента к среднегодовой стоимости его активов).В целом такой анализ позволяет оценить вклад каждого сегмента в общие результаты работы организации, определить эффективность отдельных видов ее деятельности и уровень рисков, что важно и для внутреннего управления, и для внешних пользователей бухгалтерской отчетности (собственников, потенциальных инвесторов и др.). Анализ отчетной информации по географическим сегментам деятельности организации целесообразно также начинать с оценки обоснованности выделения отчетных географических сегментов.Ранее отмечалось, что информация по географическим сегментам чаще всего признается вторичным форматом сегментарной отчетности, где отражается: • величина выручки от внешних покупателей каждого сегмента, выделенного по местам расположения рынков сбыта; • балансовая величина активов и величина капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы отчетного сегмента, выделенного по местам расположения активов. В каждом случае анализ сводится к оценке следующих показателей: • динамика названных показателей; • структура выручки или активов (удельных весов показателей сегмента в общей величине выручки от продаж или активов организации в целом, соответственно). Такой анализ позволяет оценить тенденции изменения в объемах продаж на различных рынках сбыта, вклад каждого сегмента в общие результаты деятельности организации.В случае, когда информация по географическим сегментам признана в качестве первичного формата сегментарной отчетности, анализ проводится как по операционным сегментам.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: