double arrow

Модели менеджмента

Формирование научного мировоззрения и высокой методологической культуры менеджера немыслимо без учета национальной специфики организации и ведения бизнеса. С одной стороны, в современном мире явно выражена тенденция к сближению, взаимному сотрудничеству отдельных государств и регионов, к унификации экономических, политических, правовых отношений и институтов. С другой - многие страны проявляют беспокойство в связи с усилением международной интеграции, трудовой миграции, информатизации и глобализации. Они опасаются (и небезосновательно), что их поглотят более сильные в экономическом плане страны и/или более многочисленные народы. Заметим, что постепенное вырождение уникальных этносов, деградация и утрата культуры «малых народов» являются также и внутренними проблемами многонациональных государств (например, России).

Народная мудрость гласит: «В чужой монастырь со своим уставом не ходят». Помня об этом, современный менеджер обязан принять во внимание некоторые рекомендации общекультурного и собственно управленческого характера. Анализируя исторические события, факты, документы и выявляя особенности языка, условия труда, быта и досуга, мировоззренческие установки и базовые ценности, мы сможем лучше понять представителей различных культур и более продуктивно взаимодействовать с ними.

Если схематично обозначить главные различия между носителями американской, европейской и японской культур (при том, что США, государства Западной Европы и Япония имеют сходства как постиндустриальные), то они заметнее всего проявляются в диалектике социального (общественного) и персонального (личностного) аспектов жизнедеятельности.

Американское общество исторически развивалось на основе «философии контракта», сводящей отношения работника и работодателя к торгу, к продаже собственной рабочей силы за максимально возможное вознаграждение. Такая модель взаимоотношений гражданина и общества была отражена Декларацией независимости 4 июля 1776 г.: «Все люди сотворены равными, и все они одарены своим Создателем некоторыми неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежат: жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав учреждены среди людей правительства, источником справедливости власти которых является согласие управляемых». Буква закона получила мощный духовный импульс, выражением которого и одновременно идеологическим стержнем единства нации стали жизнь, свобода и стремление к счастью каждого индивидуума. Неписаным правилом для американца является понимание суровости окружающей среды и того, что в условиях жесткой, а зачастую и жестокой, конкурентной борьбы «каждый сам себе режиссер».

Сопоставляя американскую и японскую системы управления, основатель компании «Хонда моторс» Т. Фудзикава заметил, что они одинаковы на 95%, но при этом отличаются во всех важных пунктах. Для японской культуры в целом и для японского менеджмента характерны прочные межличностные связи, благодаря которым отдельные «пчелы» становятся членами хорошо организованного «улья». Семья-семья (не совместное проживание супругов!), семья-фирма, семья-государство - эти понятия не фиктивны, а наполнены для каждого японца совершенно особым смыслом.

Свою уникальность японцы объясняют следующим образом: «Долгое время (в IX-XII вв. и в особенности в период с первой половины XVII в. до 1876 г., при сегунате Тогукава) Япония находилась практически в полной изоляции от остального мира. Это обусловило зарождение и развитие уникальной японской культуры, повлияло на сознание японцев, убедив их в том, что они - особенные люди. При этом подобное мнение не носит характер воинственной враждебности по отношению к другим народам и странам. Самодостаточность и сознание собственной исключительности у японцев логичны и оправданны. Эта психология и сегодня во многом определяет взаимоотношения с остальным миром, с иностранцами. Японцы предельно вежливы и обходительны, однако в душе всегда четко видят границы, отделяющие их от всех остальных».

Руководитель в Японии имеет широкие властные полномочия, однако, являясь членом коллектива, он обязан соблюдать нравственные нормы и статус. Как правило, ответственные решения принимаются коллективом через систему консультаций, организованную снизу вверх (ринги). Квинтэссенцией современной японской духовной культуры вполне являются слова премьер-министра Д. Коидзуми: «Прежде чем извлекать сверкающий меч из ножен, мы должны спокойно обсудить, действительно ли это возымеет должное действие».

Коллективизм японцев весьма отличается от американской философии «человеческих отношений»; «там общность, принадлежность к коллективу объединяет все же изначально изолированных индивидов, сознающих себя именно автономными личностями и лишь в интересах дела объединенных общей судьбой». В кризисных ситуациях в японских компаниях сокращение зарплат начинается с менеджеров высшего и среднего уровней, а затем, если необходимо, начинаются переговоры о сокращении зарплаты рабочим и служащим. В период оживления рыночной ситуации запускается обратный механизм. Для американских компаний характерна иная система действий: администрация начинает переговоры с профсоюзами о сокращении зарплаты рабочим, и в случае достижения цели и снижения издержек на персонал топ-менеджеры получают крупные премии.

Западноевропейский тип культуры занимает «серединное» положение по отношению к американской и японской цивилизациям не только в географическом плане, но и с точки зрения сочетания индивидуализма и коллективизма. При этом многие специалисты вполне резонно замечают, что одни государства Европы (например, Испания, Португалия, Греция и, как ни странно, Австрия) тяготеют к коллективистской культуре, другие (например, северные страны) - к индивидуалистской. Добавим, что процесс европейской интеграции, по всей видимости, и в дальнейшем будет иметь «перекрестный» эффект. В результате этого не только осуществится сближение и взаимопроникновение национальных культур, но и будет найдена «золотая середина» в сочетании индивидуализма и коллективизма.

Обобщая рассуждения о диалектике индивидуального и коллективного начал в различных национальных культурах, изобразим зафиксированные отличия графически (см. рис. 7), а затем воспроизведем в табличной форме основные положения теории Z. Ее авторы - У. Оучи и А. Джеггер - показали механизм взаимодействия американского (american) и японского (japanese) стилей менеджмента (см. табл. 1).

Рис. 7. Сочетание индивидуализма и коллективизма (И/К) в различных культурах: американской (а), западноевропейской (б), японской (в)

Таблица 1

Основные элементы управления в теориях А, Z, J

Основные параметры Тип А (американские компании) Тип Z (новые американские компании) Тип J (японские компании)
Наем Кратковременный Долговременный Долговременный или пожизненный
Принятие решений Индивидуальное Групповое и консенсусное Групповое и консенсусное
Ответственность Индивидуальная Индивидуальная Коллективная
Оценка и продвижение Количественная / быстрое Качественная / медленное Качественная / медленное
Контроль Явный, формализованный Скрытый, неформализованный Скрытый, неформализованный
Карьера Планируется жестко Планируется в умеренной степени Заранее не планируется
Внимание к интересам работника Узкое, специальное Широкое, включая семью Широкое, включая семью

Особый интерес для тех, кто готовится к самостоятельной управленческой деятельности или, приступив к ней, испытал определенные трудности в установлении, поддержании и развитии межкультурных коммуникаций, представляет еще одна научная концепция. Обобщив результаты уникального социологического исследования, в ходе которого было опрошено 115 тыс. сотрудников компании «IBM» в 75 странах мира, выдающийся нидерландский ученый Г. Хофстеде (Geert Hofstede) предложил четырехфакторную модель культуры. Ключевыми параметрами деловой культуры, по его мнению, являются:

1) соотношение индивидуализма и коллективизма;

2) дистанция власти;

3) соотношение мужественности и женственности;

4) отношение к неопределенности (см. приложения 2, 3).

В дальнейшем эта модель была развита учеными разных стран, которые сформулировали и описали свыше 20 различных параметров культуры.

Следует отметить, что особенности национальной культуры нельзя преувеличивать. Они всегда относительны. Конкретные (ситуативные) обстоятельства, уровень образования и социальный статус, жизненный опыт - эти и другие факторы могут внести существенные коррективы в поведение отдельных групп и личностей, олицетворяющих собой нацию. Их мышление и поступки будут в той или иной степени отклоняться от «нормы» (подобно «фотороботу», отличающемуся от реальной личности). Более того, эти индивидуумы и группы единомышленников могут оказаться в изоляции, а затем и встать перед выбором: оставаться чужим среди «своих» или же стремиться стать своим среди «чужих». В условиях неуклонной интенсификации международных отношений на различных уровнях численность таких людей (космополитов) будет объективно возрастать. Сближение (сходство, доверие, взаимодействие, конформизм) и отчуждение (различие, зависть, конкуренция, эгоизм) - две стороны одной медали, две тенденции развития природы и общества, отражающие основной закон диалектики (закон единства и борьбы противоположностей).

20. Развитие управления в России

Управление в России развивалось с древних времен. Активизация развития взглядов на управление в России отмечается с XVI в., когда шел бурный процесс ликвидации феодальной раздробленности и объединения рынков в единый национальный рынок. Причем вместе с усилением центральной власти развитие управления происходило прежде всего «сверху вниз». Этим Россия отличается от стран Европы и США, где оно шло «снизу вверх».

Реформы Петра I затрагивали многие направления общественной жизни как на государственном уровне, так и на уровне хозяйственных организаций и были связаны со становлением крупной промышленности, развитием мелкого ремесленного производства, сельского хозяйства, финансовой системы, внешней и внутренней торговли.

Идеи совершенствования государственного управления высказывали в своих трудах в XVIII в. И.Т. Посошков, A.П. Волынский, В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов, Д.А. Голицин, А.Н. Радищеви др. Их идеи отражали специфику развития России и подчеркивали решающую роль государства в руководстве хозяйственными процессами.

Заметный вклад в истории России XVIII в. и в развитии ее экономики оставила Екатерина II.В целях совершенствования управления Россия была разделена на 50 губерний во главе с губернаторами, создано «Учреждение для управления губерний Российской империи», а каждая губерния делилась на 10–12 уездов.

При Александре Iдля упорядочения звеньев управленческого аппарата были учреждены министерства. Александр IIв 1861 г. начал осуществлять крестьянскую, а в 1864 г. – земскую и в 1870 г. – городскую реформы. Управление экономикой проявлялось в организации артелей, ссудо-сберегательных товариществ, кредитовании крестьянских хозяйств,' составлявших основу экономической жизни.

В 1909 г. П. А. Столыпиным был выдвинут смелый проект реформ в области земского самоуправления, предполагавший возможность использовать различные системы выборов, ликвидировать сословную иерархию в государственном управлении в уездах, создать русские земства в Западном крае и др., однако они не были осуществлены.

В развитие науки и практики управления в советский период вложили свой вклад А.К. Гастев, А.И. Берг, В.М. Глушков, Л.А. Канторович, С.Р. Струмилин, B.C. Немчинов и другие. В целом методы управления на предприятии (микроуровень) предусматривали использование основных принципов менеджмента, разработанных за рубежом, но в условиях преобладания государственной собственности в России объективно требовалась единая система управления от рабочего места до народного хозяйства страны.

В период «военного коммунизма» (1919–1921) для отражения международной агрессии против России командный метод управления сверху донизу и внеэкономические формы принуждения к труду были исторически оправданы.

После окончания гражданской войны новая экономическая политика предполагала ослабление государственного воздействия на экономику и расширение рыночных отношений.

В период перехода к крупному машинному производству (индустриализации) и коллективизации на селе во второй половине 20-х гг. государственное управление вновь стало преобладать.

Кооперативы в любой отрасли деятельности положительно зарекомендовали себя как организационно-экономическая формация в СССР, методика перехода к ним причинила крупный материальный ущерб сельскому хозяйству. Фактически политика коллективизации проводилась организационно-административными методами управления в ущерб экономическим и социально-психологическим.

Если в период Великой Отечественной войны (1941 – 1945) непосредственное управление предприятиями со стороны государства было вызвано чрезвычайными обстоятельствами, то после войны продолжение этого курса было обусловлено преобладанием государственной собственности на средства производства и землю.

Управление продолжало осуществляться сверху вниз фактически до начала 90-х гг., т.е. до признания многообразия форм собственности.

В 70–80-е гг. развитие экономики страны тормозили затратные методы хозяйствования, когда поставленных целей добивались любой ценой, не считая затрат. Темпы экономического роста в 80-е гг. в среднем снизились по сравнению с 60-ми гг. в два раза, а по сравнению с довоенными годами и двумя послевоенными пятилетками – в три раза.

В 1986 г. М.С. Горбачев начал проводить новую общественную реформу, названную перестройкой. Однако в течение первых лет перестройки продолжалась затратная система управления экономикой, что приводило к диспропорции между промышленностью, сельским хозяйством и другими сферами общественного производства, росту дефицита государственного бюджета, росту выпуска в обращение денег, разбалансированию потребительского рынка. Все это дискредитировало плановую систему экономики и способствовало ее развалу.

Негативную роль здесь сыграли идеи программы «500 дней», целью которой была ликвидация плановой системы и создание условий для рыночного регулирования экономики путем стихийных цен, образующихся под воздействием спроса и предложений.

В октябре 1991 г. Б.Н. Ельцин выступил на Съезде народных депутатов РСФСР с обращением к депутатам и народу, в котором предложил принять меры по разгосударствлению собственности, формированию рыночной среды и образованию новых форм управления на всех уровнях.

С января 1992 г. правительство перешло от плана к рыночному регулированию на основе либерализации цен. С 1992 г. в России был взят курс на замену коллективных хозяйств крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.

Правовой основой для свободы предпринимательства явилась Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г., закрепившая многообразие форм собственности, государственную поддержку конкуренции и охрану права частной собственности.

Принципиально новым подходом к управлению на местах (в городах, районах, сельских поселениях) явилось введение местного самоуправления, организационно обособленного от органов государства.

Свобода экономической деятельности открывает новые возможности для совершенствования менеджмента организации (предприятия). Однако в России эффективность управления организацией зависит в значительной степени от внешних факторов и, прежде всего, государственного менеджмента.

21. Перспективы менеджмента: возможное и вероятное

Интернациональное управление имеет различные уровни, направления и формы. Практика сотрудничества по упорядочению усилий для удовлетворения общественных интересов формируется между государствами, муниципалитетами, организациями (предприятиями). В свою очередь эти интересы возникают в любой сфере жизнедеятельности. Они порождают сотрудничество как на глобальном уровне, региональном, субрегиональном (на двухсторонней основе), так и на точечном. К формам международного менеджмента относятся международные организации, конференции, совещания, консультации и др. Самой крупной международной организацией является Организация Объединенных Наций (ООН), созданная в 1945 г. При ней функционирует ряд специализированных организаций, осуществляющих управление по различным направлениям деятельности государств.

Наряду с универсальными международными органами существуют региональные, членами которых являются государства определенных географических районов. К ним относятся Организация африканского единства (ОАЕ), Организация американских государств (ОAГ), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Содружество Независимых Государств (СНГ).

Форма управления на международном уровне - ежегодные совещания семи наиболее развитых в экономическом отношении стран: США, Японии, ФРГ, Великобритании, Франции, Италии и Канады, впервые встреча состоялась во Франции в 1975 г. Авторитетными международными организациями являются Совет Европы и Европейский Союз (ЕС).

Совет Европы создан в 1949 г. и объединяет более 30 государств. Его цель – сотрудничество по правам человека, культуры, образования, охраны окружающей среды, здравоохранения и др.

В Европейском Союзе, часто называемым Общим рынком, сочетаются черты как международной организации, так и федерации государств. Его цель – углублять интеграцию входящих в него стран для образования экономического, таможенного и политического союза.

Страны ЕС осуществляют активную интеграционную политику на различных направлениях и, прежде всего, в экономике.

Важнейшим шагом на пути образования федерации государств ЕС стало введение с 1 января 1999 г. новой единой денежной единицы – евро с одновременным упразднением национальных валют.

Основой для международного муниципального менеджмента в Европе служит Европейская Хартия местного самоуправления 1995 г. Она предусматривает возможность принадлежать к международным ассоциациям местных властей, что должно быть признано законодательством в каждом государстве.

Международный менеджмент развивается и на уровне предприятий и организаций. К ним относятся транснациональные корпорации, совместные предприятия и др.

К 90-м годам ХХ века в менеджменте как науке сформировались ряд научных школ, издано достаточно книг и учебников. Менеджмент развивается в масштабах многих стран, приобретает интернациональный характер. В подготовке менеджеров наряду с изучением теории важным становится получение практических навыков. В последнее время стало выходить немало работ о новейших достижениях в сфере менеджмента – управление производством в Японии, США, Швеции, Финляндии, Франции и др. К примеру, стали бестселлерами книги Ли Якокка «Карьера менеджера», К. Татенси «Вечный дух предпринимательства», Г. Форда «Моя жизнь, мои достижения», Ж-Л. Сулицер «Зеленый король» и т.д. Анализ этих работ и попытки применить их на практике позволяют избежать многих ошибок в сфере менеджмента, быстрее и точнее находить пути решения управленческих проблем. Особенно важны апробированные знания о том, как надо работать в сфере управления, для российских руководителей предприятий, организаций, фирм. Классические произведения менеджмента, на которых воспитаны поколения зарубежных менеджеров, содержат фундаментальные идеи теории и практики управления, на их основе создаются новейшие достижения менеджмента.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: