double arrow

Правовое регулирование несостоятельности и банкротства предприятий


Правовое регулирование несостоятельности и банкротства предприятий

Основной целью хозяйственной деятельности коммерческой организации является получение прибыли. Однако в погоне за высокими прибылями или под влиянием различных внешних и внутренних факторов можно оказаться в состоянии, когда долгов больше, чем имущества. Поэтому в условиях рыночной экономики большую роль в защите прав и интересов юридических и физических лиц играет такой инструмент как банкротство несостоятельного должника, позволяющий восстановить нарушенные права кредиторов либо помочь выйти должнику из кризиса.

Институт банкротства – это неотъемлемая часть рыночной экономики. Необходимость его развития обусловлена созданием такого инструмента, который способен защитить личную и корпоративную деятельность, третью сторону от опасно высоких или существенных убытков, а также содействовать выявлению политических и экономических приоритетов и ответственности.

Институт банкротства состоит из следующих основных частей:

1) правовая основа функционирования института банкротства – включает законы и подзаконные акты, а также методические указания и правила, направленные на эффективное проведение процедур банкротства;

2) организационная основасудебная система (арбитражные суды), арбитражные управляющие, их саморегулируемые организации, государственные регулирующие и уполномоченные органы, высшие учебные заведения и иные обучающие организации, осуществляющие подготовку арбитражных управляющих;

3) финансовая основа является важнейшей составной частью функционирования института банкротства. Процедуры банкротства, в том числе судебные издержки и вознаграждение арбитражного управляющего, обычно производятся за счёт средств должника. В законодательстве о банкротстве предусмотрено, что досудебная санация в целях финансового оздоровления может проводиться за счёт средств кредиторов и иных лиц, а также посредством финансирования из бюджетов различных уровней. В связи с этим создание привлекательных условий для вложения частного капитала в институты банкротства и антикризисного управления в целом является важной задачей государственного регулирования данной сферы.

Институт банкротства относится к сфере регулирования гражданского законодательства РФ.

Конституция РФ не содержит норм, непосредственно регулирующих отношения, связанные с банкротством. Но в ней есть нормы, положенные в основу Закона о банкротстве. Например, о недопустимости произвольного ограничения прав, о свободе экономической деятельности и защите прав собственности, о равенстве всех перед законом и судом.

Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) – основной правовой акт отраслевого законодательства, содержащий общие положения, регулирующие отношения, связанные с банкротством. В частности, в ч. 4 ст. 61 ГК РФ банкротство юридического лица рассматривается как одно из оснований его ликвидации. Статьи 65 и 25 ГК РФ непосредственно регулируют отношения, связанные с банкротством юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Данные статьи предусматривают принятие специального закона о несостоятельности (банкротстве).

Основным юридическим документом, регламентирующим комплексное нормативное регулирование института несостоятельности (банкротства) в РФ, является Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ в действующей редакции (далее по тексту – Закон о банкротстве).

Кроме того, процедуры банкротства регулируются:

- Гражданским кодексом РФ;

- Арбитражным процессуальным кодексом РФ;

- Трудовым кодексом РФ;

- Уголовным кодексом РФ;

- Налоговым кодексом РФ;

- Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25.02.1999 г. № 40-ФЗ.

Существуют также и другие подзаконные нормативные правовые акты, помогающие регламентировать вопросы банкротства, в частности, постановления Правительства РФ и его исполнительных подразделений.

Основные цели законодательства о банкротстве:

1) сохранить жизнеспособность предприятия, т.е. с помощью юридических механизмов помочь организации, переживающей кризис, оставаться в деле, когда это более благоприятно для её собственников, чем уход из бизнеса;

2) обеспечить защиту интересов кредиторов, удовлетворив оптимальным образом их требования по отношению к данной компании;

3) в качестве дополнительной, но довольно значимой цели, можно назвать следующую: обеспечить наблюдение за сохранностью и наиболее эффективным использованием активов предприятия, испытывающего финансовые трудности, в процессе самого банкротства.

Действие Закона о банкротстве распространяется на все физические и юридические лица, за исключением казённых предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций.

К юридическим лицам, прежде всего, относятся:

1) коммерческие организации, перечень организационно-правовых форм которых дан в гл. 4 ГК РФ:

  •  хозяйственные товарищества (полные товарищества и товарищества на вере);
  •  хозяйственные общества (общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, акционерные общества);
  •  производственные кооперативы;
  •  государственные и муниципальные унитарные предприятия;

2) почти все некоммерческие организации, поскольку практика показывает, что большинство некоммерческих организаций являются активными участниками хозяйственных отношений и в этом качестве ничем существенно не отличаются от коммерческих организаций.

Из всех коммерческих организаций исключение сделано только для казённых предприятий, т.е. государственных или муниципальных унитарных предприятий, основанных на праве оперативного управления. Собственник их имущества несёт субсидиарную ответственность перед кредиторами, и в таких условиях не требуется защита интересов кредиторов путём применения процедур банкротства.

Учреждения, как и казённые предприятия, основаны на праве оперативного управления, и по их обязательствам учредители несут субсидиарную ответственность перед кредиторами.

Закон о банкротстве предусматривает особенности банкротства отдельных категорий должников:

1) градообразующих организаций – представляют собой юридические лица, численность работников которых составляет не менее 25 % численности работающего населения населённого пункта;

2) сельскохозяйственных организаций – это юридические лица, основными видами деятельности которых являются производство или производство и переработка сельскохозяйственной продукции, выручка от реализации которой составляет не менее чем 50 % общей суммы выручки;

3) финансовых организаций – это страховые компании, кредитные организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг;

4) стратегических предприятий и организаций:

  • федеральные государственные унитарные предприятия и открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и которые осуществляют производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ;
  •  организации оборонно-промышленного комплекса – производственные, научно-производственные, научно-исследовательские, проектно-конструкторские, испытательные и другие организации, осуществляющие работы;

5) субъектов естественных монополий – это организации, осуществляющие производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии;

6) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и др.


Сейчас читают про: