double arrow

Основы восстановления работоспособности деталей автомашин


Основная задача ремонтных предприятий– это снижение себестоимости ремонта автомобилей и агрегатов при обеспечении послеремонтного ресурса.

Ремонтный фонд автомобилей и агрегатов показывает, что в среднем около 20 % деталей – утильных, 25-40 % - годных, остальные 40-55 % можно восстановить. Даже процент утильных деталей можно значительно снизить, если предприятие будет располагать эффективными способами дефектации и восстановления.

5.1 Классы восстанавливаемых деталей:

· Корпусные – блок и головка цилиндров, картеры коробки передач и ведущего моста, рулевого механизма и различные крышки и др.

· Круглые стержни – коленчатые, распределительные и карданные валы, поршневые пальцы, клапаны и др.

· Полые цилиндры – гильзы, ступицы колёс, тормозные цилиндры, муфты.

· Диски – маховики, тормозные барабаны, нажимные и ведомые диски сцепления, диски колес.

· Некруглые стержни – шатуны, балки передней оси, вилки, рычаги переключения передач и др.

Ремонтопригодность (эксплуатационная технологичность), одно из основных надежности; заключается в приспособленности технического объекта к проведению работ по его обслуживанию и ремонту. Общими требованиями (ГОСТ 21624–81) по обеспечению ремонтопригодности автомобильной техники являются:

· увеличение периодичности технического осмотра изделий;

· повышение безотказности работы изделия и его составных частей;

· обеспечение доступности к составным частям изделия, требующим проведения ТО и ТР;

· обеспечение лёгкосъемности составных частей изделия;

· стандартизация и унификация составных частей изделия и эксплуатационных материалов;

· сокращение количества объектов изделия, требующих регулярного ТО;

· обеспечение возможности применения оригинальных конструктивных решений, новых материалов и др.

Показатели ремонтопригодности (ГОСТ 20334–81, ГОСТ 21623–76):

- вероятность восстановления– вероятность того, что время восстановления работоспособного состояния объекта не превысит заданное значение;

- гамма–процентное время восстановления– время, в течение которого восстановления работоспособности объекта будет осуществлено с вероятностью g, выраженной в процентах;

- среднее время восстановления– математическое ожидание времени восстановления работоспособного состояния объекта после отказа;

- интенсивность восстановления– условная плотность вероятности восстановления работоспособного состояния объекта, определенная для рассматриваемого момента времени при условии, что до этого момента восстановление не было завершено;

- средняя трудоемкость восстановления– математическое ожидание трудоемкости восстановления объекта после отказа.

Восстановление– приведение рабочего узла (детали) в работоспособное состояние, осуществляемое заменой отказавшего узла (детали) или обработкой детали.

В настоящее время ремонтные предприятия располагают достаточно большим числом проверенных практикой способов восстановления деталей и изделий, позволяющих возвратить работоспособность изношенным и поврежденным деталям. К ним относятся способы ремонтных размеров, дополнительных деталей, пластической деформации, электролитических и газотермических покрытий, наплавки и др.

Для того чтобы из существующих способов выбрать наиболее рациональный, необходимо правильно оценивать их применяемость.

Все способы восстановления деталей подразделяются на 3 основные группы:

· с изношенными поверхностями;

· с механическими повреждениями;

· восстановление противокоррозионных покрытий на деталях.

Технология восстановления работоспособности деталей относиться к разряду наиболее ресурсо-сберегающих, так как по сравнению с изготовлением новых деталей сокращаются на 70 %. Основным источником экономии ресурсов являются затраты на материалы. Средние затраты на материалы при изготовлении детали составляют 38 %, а при восстановлении – 6,6 % от общей себестоимости. Для восстановления работоспособности изношенных деталей требуется в 5 – 8 раз меньше технологических операций по сравнению с изготовлением новых деталей. Основное количество отказов деталей автомобиля вызвано износом рабочих поверхностей до 50 %; 17,1 % связано с повреждениями и 7,8 % вызвано появлением различных трещин. Основное место среди всех отказов автомобиля занимает двигатель – до 43 % отказов. Примерно 85 % деталей восстанавливают при износе не более 0,3 мм, т.е. их работоспособность восстанавливается при нанесении покрытий незначительной величины. Нанесение металла на несущие поверхности с последующей механической обработкой позволит многократно использовать деталь.

Для восстановления работоспособности деталей используются следующие виды механической обработки: токарная, сверлильная, расточная, фрезерная, шлифовальная, хонинговальная, полировальная и др.


Сейчас читают про: