Технические критерии оценки.
Оценки и прогнозирования
Технические и технико- экономические критерии
Восстановление работоспособности деталей способом пластического деформирования.
Восстановление работоспособности изделий постановкой дополнительной ремонтной детали.
Способ дополнительных ремонтных деталей (ДРД) применяют для восстановления резьбовых и гладких отверстий в корпусных деталях, шеек валов и осей, зубчатых зацеплений, изношенных рабочих поверхностей или поврежденной части изделия. Этим способом восстанавливают посадочные отверстия под подшипники качения в картерах коробок передач, задних мостов, ступицах колес, отверстия с изношенной резьбой и другие детали.
Преимуществом восстановления постановкой ДРД является простота технологического процесса и применяемого оборудования. Восстановление деталей под ремонтные размеры характеризуется простотой и доступностью, низкой трудоемкостью (в 1,5…2 раза меньше, чем при сварке и наплавке) и высокой экономической эффективностью, сохранением взаимозаменяемости деталей в пределах ремонтного размера. Недостатки способа – увеличение номенклатуры запасных частей и усложнение организации процессов хранения деталей на складе, комплектования и сборки.
Способ пластического деформирования основан на способности деталей изменять форму и размеры без разрушения путем перераспределения металла под давлением, т.е. основан на использовании пластических свойств металла деталей. Особенность способа – это перемещение металла с нерабочих поверхностей на изношенные рабочие поверхности при постоянстве ее объема. Пластическому деформированию могут подвергаться детали в холодном или в нагретом состоянии в специальных приспособлениях на прессах. В зависимости от конструкции детали, характера и места износа, нагрев может быть общим или местным.
Показатели оценки работы автотранспортных предприятий характеризуют рациональность использования подвижного состава и четкость организации транспортного процесса.
Коэффициент выпуска на линию (КВЛ) показывает степень использования подвижного состава. Он определяется отношением количества дней, фактически отработанных на данном автомобиле, к количеству дней работы предприятия:
.
Коэффициент выпуска подвижного состава на линию может быть одинаковым с коэффициентом технической готовности автомобильного парка или ниже его, когда часть исправных автомобилей по какой- либо причине не выпускалась на линию.
КВЛпарка определяют по формуле
КВЛпарк = А* Др / A* Дсп,
где А * Др – количество автомобиле- дней работы автомобилей;
А* Дсп - количество автомобиле- дней списочного состава автомобильного парка.
Большое влияние на технико- экономические показатели работы оказывает скорость движения. При работе автомобиля на линии различают техническую и эксплуатационную скорость движения.
Техническая скорость – это средняя скорость за время нахождения автомобиля в движении. Она определяется по формуле
,
где S – преодоленное автомобилем расстояние (пробег), км;
tдв – время движения автомобиля, включая остановки в движении возможности продолжить движение, ч (без учета времени нахождения под погрузкой и разгрузкой).
Значение скорости зависит от технического состояния автомобиля, состояния и профиля дороги, интенсивности движения на маршрутах перевозок. Умение выбрать наиболее рациональный режим движения с учетом перечисленных факторов зависит от квалификации водителя.
Эксплуатационная скорость - это средняя скорость автомобиля за время нахождения его на линии, которая определяется по формуле:
Vэксп =S/ t лин,
где S – преодоленное автомобилем расстояние (пробег), км;
t лин – время нахождения автомобиля на линии, ч.
Пробег автомобиля определяется в километрах и включает в себя:
- общий пробег - расстояние, пройденное автомобилем в течение рабочей смены;
- пробег с грузом – (пассажирами), который является единственным производительным пробегом автомобиля за время нахождения его на линии;
- порожний пробег – расстояние, пройденное автомобилем без груза между перевалочными пунктами;
- нулевой пробег – расстояние, пройденное автомобилем от гаража до первого пункта погрузки и с последнего пункта разгрузки до парка, а также расстояние, пройденное в поездке на заправку топливом.
Большое значение в повышении эффективности работы автомобиля имеет коэффициент использования пробега, который определяется по формуле:
КИП= Sгр / Sобщ ,
где Sгр - расстояние, пройденное автомобилем с грузом (пассажирами), км;
Sобщ - общее расстояние, пройденное автомобилем в течение рабочей
смены, км.
На повышение производительности автомобилей большое влияние оказывает коэффициент использования грузоподъемности (КИГ), определяемый по формуле КИГ = Гфакт / Гномин,
где Гфакт - масса фактически перевезенного груза, т;
Гномин – номинальная грузоподъемность автомобиля, т.
Работа грузового автомобиля учитывается в тонно- километрах за каждую поездку отдельно и определяется произведением количества перевезенного груза в тоннах на пробег автомобиля, выраженный в километрах. Количество работы, P=Q·, тонн/км произведенной автомобилем в течение смены, суммируется.
Под оптимальной работоспособностью автомобилей подразумевают экономически оправданный срок их использования до капитального ремонта или списания.
Срок использования автомобилей ограничивается по любой из следующих причин:
· если дальнейшая эксплуатация автомобиля невозможна из-за его технического состояния;
· когда дальнейшая эксплуатация автомобиля нецелесообразна с экономической точки зрения;
· если использование автомобиля недопустимо по условиям безопасности.
При определении оптимального срока службы машин до капитального ремонта или списания широкое применение нашли технико-экономические методы, в основу которых положен критерий экономической эффективности использования машин в эксплуатации.
Теоретическое обоснование и развитие технико-экономического метода определения оптимальной работоспособности машин прошедших капитальный ремонт, даны в работах профессора Л.В. Дехтеринского. При определении оптимального ресурса автомобилей широко используют технико-экономический метод, предложенный профессором А.М. Шейниным.
Рассмотрим последовательность оценки оптимального ресурса автомашин с помощью технико-экономического метода. Оптимальный срок службы машины в этом случае определяется по минимуму удельных приведенных затрат на ее приобретение и эксплуатацию.
Суммарные удельные приведенные затраты , (в руб.) на единицу наработки определяют по зависимости:
,
где - удельные приведенные затраты на приобретение автомобиля;
- средние удельные затраты на поддержание работоспособности автомобиля в эксплуатации;
- удельные затраты на хранение, техническое обслуживание и др.
Характер изменения удельных приведенных затрат на поддержание работоспособности автомашин в процессе эксплуатации можно представить в следующем виде (t)=, где и а – постоянные величины, зависящие от условий эксплуатации, уровня безотказности и ремонтопригодности машины. Значения и а определяются эмпирически.
Удельные приведенные затраты на приобретение автомашины ,
где - себестоимость изготовления машины;
Z – коэффициент перехода от себестоимости машины к стоимости ее приобретения.
С увеличением наработки t значения , уменьшаются, значения (t) увеличиваются, а величина С остается постоянной. В связи с этим очевидно, что кривая, описывающая изменение суммарных удельных затрат, должна иметь перегиб в некоторой точке отвечающей минимальному значению (рис. 6.1).
Рисунок 6.1. Зависимость удельных приведенных затрат от наработки t автомобиля.