double arrow

Экономическая мысль Древней Греции и Древнего Рима

Сходных взглядов о значении земледелия, ремесла, торговли и функции денег придерживался Платон (427–347 гг. до н. э.). Из работ Платона для истории экономической мысли наиболее интересны «Государство»и «Законы», в которых описывается модель идеального государства. Во главе государства стоят философы как наиболее здравомыслящие, способные к познанию мира и к управлению людьми. Они должны действовать от имени и на благо всего общества, отрекаясь от личных пристрастий, – вот почему им запрещено обладать частной собственностью. В таком же положении к собственности находится и другое сословие – воины, чья обязанность – защита народа. Только земледельцы, ремесленники, занятые физическим трудом, имеют право владеть частным имуществом. Четкое разделение общественных и хозяйственных функции является основой для экономического процветания государства. Искусство вести хозяйство – экономия – входит в политику – искусство управления государством. Между экономией и политикой существует тесная связь, так, именно государству следует регулировать цены, не допуская получения купцами слишком высоких прибылей.

Аристотель(384–322 гг. до н. э) –древнегреческий философ и ученый, учился у Платона в Афинах. Позднее был воспитателем Александра Македонского. Основное произведение Аристотеля «Политика». Он первый, кто подверг анализу экономические явления и попытался выявить закономерности развития общества. Поэтому его можно назвать первым экономистом в истории науки.

Основные экономические взгляды Аристотеля:

– изложил проект идеального государства. Подобно Ксенофонту и Платону, настаивал на обусловленности деления общества на свободных и рабов и их труда на умственный и физический исключительно «законами природы». Указывал на более высокую роль в хозяйстве земледелия, а не ремесла или торговли;

– первый поставил проблему, которая стала центральной для экономистов на протяжении многих столетий: «Чем определяются пропорции обмена товаров?», «Что делает товары сравнимыми?».
У самого Аристотеля существовало несколько точек зрения на решение данной проблемы. В его трудах можно найти и зачатки трудовой теории стоимости, и упоминания о том, что в основе пропорций обмена товаров лежит их полезность, и утверждение, что сравнимыми товары делают деньги;

– все виды хозяйства и деятельности людей, от земледелия и скотоводства до ремесленного производства и торговли, он соотносил с одной из двух сфер – естественной (экономика) и неестественной (хрематистика). Под хрематистикой Аристотель понимал деятельность, направленную на извлечение прибыли, на накопление богатства, в отличие от экономики – как деятельности, направленной на приобретение благ для дома и государства. Первая из них должна поддерживаться государством, так как ее звенья способствуют удовлетворению насущных жизненных потребностей населения. С изобретением денег происходит разрушение экономики, превращение ее в хрематистику, в искусство делать деньги;

– осуждал использование денег для извлечения прибыли, а не по истинному назначению, ради меновой торговли. Подчеркивал,
что если деньги относятся к «экономике» – то это знак стоимости, обусловленный законом или обычаем, а если к «хрематистике» – то они выступают как представители неистинного богатства. Признавал, что ростовщичество у него «вызывает ненависть: процент представляет собой «выгоду» за счет должника, которую присвоил ростовщик и тем обогатился и это присвоение есть выражение его порочной алчности и скупости;

– выдвинул тезис, что распределение благ должно строиться на принципах справедливости, т.е. «по достоинству». Это означало,
в свою очередь, справедливость существования имущественного неравенства.

Традиции Древней Греции – прежде всего круг проблем и подходы к их решению – были продолжены и развиты в экономической мысли Древнего Рима. Но в отличие от греков экономическая мысль римлян гораздо более практична по своему характеру. Особенно показательны в этом отношении сочинения римских аграрников – Катона, Варрона, Колумеллы. В центре их внимания были вопросы организации управления частным рабовладельческим хозяйством, вопросы частной собственности и рабства.

Катон Старший (234–149 гг. до н. э.) – римский государственный деятель и агроном – в трактате «О земледелии» давал своим современникам конкретные советы о том, каким образом можно извлечь максимальную прибыль из своего имения. Путь кпроцветанию лежит через правильную организацию труда. В хозяйстве все должно быть рациональным: от того, что перестает приносить прибыль (это могут быть износившиеся инструменты, больной скот, старые рабы), следует безжалостно избавляться. Тот же рационализм и прагматичность диктовали, что рабам не должно быть плохо: их нельзя держать в холоде и голоде. Однако они не должны и простаивать без дела: «раб должен или работать, или спать». Катон давал подробные рекомендации по определению структуры угодий, которые можно рассматривать как шкалу доходности отраслей сельского хозяйства. Общая установка Катона такова: больше продавать своей продукции и меньше покупать чужой. Для достижения успеха важно учитывать все: и плодородие почвы, и месторасположение хозяйства – его близость к городу, наличие и качество дорог.

На сходной позиции к Катону стоял Варрон (116–27 гг. до н. э.) – энциклопедически образованный человек, создавший, помимо трактатов по аграрным вопросам, сочинения по математике, истории, музыке. Свои идеи ученый изложил в трактате «О сельском хозяйстве». Важнейшие отрасли, по его мнению, земледелие и животноводство. Животноводство Варрон признает самой выгодной отраслью ввиду сложившихся рыночных условий. Для увеличения доходности рабовладельческого хозяйства Варрон предлагал усилить эксплуатацию рабов, за которыми не признавал человеческих прав. Рабы – говорящее орудие.

Их последователь – Колумелла (I в. н. э.) в 12 книгах о развитии сельского хозяйства обобщил и систематизировал весь опыт греческих и римских агрономов. В его работах – масса практических советов о том, как с выгодой вести хозяйство. По вопросу об эффективности рабского труда взгляды Колумеллы существенно отличались от взглядов его предшественников. Видя, что труд рабов становится все менее производительным, рекомендовал переходить к широкому использованию труда колонов – рабов, «посаженных на землю».


Сейчас читают про: