Особенности экономической мысли в период кризиса римского рабовладения
Колонат входит в круг центральных социально-экономических проблем развития средиземноморского общества в переходный период от античности к средневековью. При системе колоната крупная земельная собственность дробилась на парцеллы – небольшие земельные участки, сдаваемые землевладельцем в аренду колонам, которые постепенно прикреплялись к земле. Распространение колоната вызвано кризисом рабовладельческого хозяйства. Гай Плиний Старший – энциклопедически образованный человек создал обширный труд «Естественная история» в 37 книгах. Его сочинение охватывает все отрасли современного ему знания.
Плиний прямо осуждал рабовладельческие отношения: «Хуже нет обработки полей, чем толпами рабов, ибо что можно сделать с отчаявшимися людьми».
Плиний также осуждал крупное землевладение. Прослеживая историю развития земледелия Рима, ученый приходит к выводу, что оно шло по линии роста размеров участков и числа рабов, ихобрабатывающих. В результате крупные земледельческие хозяйства – латифундии – стали неуправляемыми. Плиний считал, что латифундии погубят Рим. Выход заключается в переходе от крупных хозяйств, обрабатываемых рабами, к мелким, обрабатываемых колонами.
Вслед за Платоном и Аристотелем концепцию «естественного права» разработал Цицерон (106–43 гг. до н. э.) – выдающийся римский оратор и государственный деятель.
Средневековый тип натурально-хозяйственных отношений,
или феодализм, зародился в III–VIII вв. в ряде государств Востока
и V–XI вв. – в странах Европы.
Существенной особенностью рассматриваемого периода является ее сугубо богословский характер.
В арабских странах – основные источники по изучению экономической мысли – Коран и учение Ибн-Хальдуна (1332–1406).
Коран освятил складывающееся в Аравии социальное неравенство и частную собственность. По Корану одно из пяти «столпов веры» – правильное поведение, которое обязательно включает благотворительность и добровольную милостыню.
Ибн-Хальдун – видный идеолог арабских государств средневекового периода. Его жизнь и творчество связаны с арабскими странами на севере Африки, где в духе азиатского способа производства государство традиционно сохраняло за собой право владения и распоряжения значительными земельными угодьями, сбора для нужд казны налогов с доходов населения. Ибн-Хальдун выдвинул концепцию некой «социальной физики». Она имеет идеи и историко-экономические обобщения, такие, например, как необходимость возвышенного отношения к труду, порицание скупости, жадности и расточительства, понимание объективного характера прогрессивных структурных изменений в сферах экономики, благодаря которым к давним хозяйственным заботам людей в земледелии и скотоводстве прибавились сравнительно новые занятия в ремесленном производстве и торговле.
Переход к цивилизации и соответственно избыточному производству материальных благ позволит, по мнению Ибн-Хальдуна, многократно приумножить национальное богатство, и со временем каждый человек сможет обрести больший достаток вплоть до предметов роскоши, но при этом никогда не наступит всеобщее социальное и имущественное равенство и не исчезнет деление общества на «слои» (сословия) по имущественному признаку и принципу «предводительства».
Развивая тезис о проблеме достатка и недостатка в обществе материальных благ, Ибн-Хальдун указывает на ее обусловленность, прежде всего размерами городов, точнее, степенью их заселенности.
Фома Аквинский (Аквинат) (1221/25 – 1274) – великий богослов и философ Средневековья
Основные идеи Ф. Аквинского:
– делит богатство на естественное (продукты натурального хозяйства) и искусственное (золото и серебро). Последнее, по мысли Ф.Аквинского, не делает человека счастливым, и приобретение такого богатства не может быть целью, так как она должна состоять в «нравственном усовершенствовании»;
– осуждает ростовщичество, называя его «постыдным ремеслом». В отношении торговли считал, что она представляет собой занятие законное, поскольку различие в природных богатствах разных стран свидетельствует о том, что она предусмотрена Провидением. Торговая прибыль сама по себе не вносит ничего порочного в экономическую жизнь и может быть использована для честной цели;
– частную собственность считает необходимой: когда добро принадлежит отдельным людям – люди больше работают и меньше спорят. Поэтому необходимо терпеть существование частной собственности как уступку человеческой слабости;
– рассуждает о справедливой цене. В период Средневековья дискуссия о справедливой цене включала две точки зрения:
1) справедлива та цена, которая обеспечивает эквивалентность обмена;
2)справедлива та цена, которая обеспечивает людям соответствующее их сословию благосостояние. Ф. Аквинский в своей теории о справедливой цене вобрал оба эти положения, различая два вида справедливости в обмене. Один вид справедливости гарантирует цену «сообразно вещи», т.е. сообразно затратам труда и расходам (здесь эквивалентность трактуется в терминах издержек). Второй вид справедливости обеспечивает больше благ тому, кто «больше значит для общественной жизни», т.е. процесс ценообразования ставился в зависимость от социального статуса участников обмена.
Этическая направленность экономической мысли пронизывает труды всех мыслителей Средневековья, а окончательный разрыв экономических и этических проблем связан с появлением первых экономических школ.