double arrow

Этимология термина «экономия». «Домострой» Ксенофонта


СОДЕРЖАНИЕ

ББК 65.02

УДК 330.8

И. И. Чернова

Издательство ПГУ

Пенза

Под редакцией С. Г. Михневой

Конспект лекций

ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

Е. А. Гришина

ГМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования

«ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ПГУ)

2011

УДК 330.8

ББК 65.02

Г85

Рецензенты:

доктор экономических наук, профессор кафедры
«Экономическая теория» Пензенского государственного
педагогического университета им. В. Г. Белинского

В. А. Скворцова;

кандидат экономических наук, доцент кафедры
«Экономика и экономические информационные системы»
Российского государственного университета инновационных
технологий и предпринимательства (филиал в г. Пензе)

Гришина, Е. А.

Г85 История экономических учений : конспект лекций / Е. А. Гришина ; под ред. С. Г. Михневой. – Пенза : Изд-во ПГУ, 2011. – 134 с.  

Дано краткое изложение тем по истории экономических учений, отражающих эволюцию основных экономических направлений и школ, начиная с древних времен по настоящее время. Конспект лекций соответствует компетенциям, установленным государственным образовательным стандартом третьего поколения.

Книга подготовлена на кафедре «Экономическая теория и мировая экономика», предназначена для студентов экономических специальностей и направлений, может быть рекомендована аспирантам и магистрам, интересующимся развитием экономической мысли.

© Пензенский государственный университет, 2011

ПРЕДИСЛОВИЕ.. 5

Лекция 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО МИРА
И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
.. 7

1. Экономическая мысль Древнего Востока: законы царя Хаммурапи;
трактат «Артхашастра»; Конфуций. 8

2. Этимология термина «экономия». «Домострой» Ксенофонта. 12

3. Экономическая мысль Древней Греции и Древнего Рима. 12

4. Особенности экономической мысли в период кризиса
римского рабовладения. 15

5. Экономическая мысль Средневековья. 16

Лекция 2. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ.
ПЕРВЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ
... 18

1. Сущность, особенности и этапы развития меркантилизма. 18

2. Историческое значение меркантилизма. 20

3. Экономическое учение физиократов. 21

4. Экономическая таблица Франсуа Кенэ. 22

Лекция 3. КЛАССИЧЕСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ.. 24

1. Общая характеристика и основные этапы эволюции
классической политической экономии. 25

2. Экономическое учение У. Петти, П. Буагильбера. 27

3. Экономическое учение А. Смита. 28

4. Экономическое учение Д. Рикардо. 31

5. Экономические исследования Ж.-Б. Сэя, И. Т. Мальтуса,
Ж.–Ш. де Сисмонди. 33

6. Систематизация и развитие идей классической школы
в работах Дж. Ст. Милля. 36

Лекция 4. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЛАТФОРМА МАРКСИЗМА.. 38

1. Исторические и теоретические корни марксизма. 38

2. «Капитал» К. Маркса. 40

3. Ф. Энгельс как экономист. 45

Лекция 5. МАРЖИНАЛИСТСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ.
НЕОКЛАССИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
.. 47

1. Общая характеристика маржиналистского анализа.
Пионеры маржинализма. 47

2. Австрийская школа маржинализма. 49

3. Американская школа маржинализма. 51

4. Кембриджская школа маржинализма. 51

5. Лозаннская (математическая) школа маржинализма. 53

Лекция 6. ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ... 57

1. Историческая школа Германии. Особенности методологии
исторической школы. Экономические исследования Фридриха Листа. 57

2. Предпосылки возникновения и идейные истоки
институционального анализа в США.. 62

3.Три течения американского институционализма:
социально-психологический (Т. Веблен),
социально-правовой (Дж. Коммонс),
конъюнктурно-статистический (У. Митчелл). 63

Лекция 7. КЕЙНСИАНСТВО.. 68

1. Книга Дж. М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег»
и ее значение в развитии экономической науки. 68

2. Неокейнсианство. Теории экономического роста
Р. Харрода и Е. Домара. Теория экономического цикла А. Хансена. 72

3. Посткейнсианство. Теории несовершенной
и монополистической конкуренции. 78

Лекция 8. НЕОЛИБЕРАЛИЗМ... 84

1. Теоретические корни неолиберализма. 84

2. Лондонская школа неолиберализма. 86

3. Чикагская школа неолиберализма (монетаризм). 87

4. Фрайбургская школа (неоордолиберализм). 88

5. Экономическая теория предложения. 88

6. Теория рациональных ожиданий. 90

Лекция 9. СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ЗАПАДА
.. 92

1. Современный институционализм.. 92

2. Концепция постиндустриального общества. 97

3. Теории формирования рабочей силы. Теория человеческого капитала. 101

4. Эволюционная экономика. 102

5. Теория общественного выбора. 107

Лекция 10. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ
В РОССИИ XIX – НАЧАЛА XX в.
111

1. Особенности развития экономической науки в России. 111

2. Русская экономическая мысль первой половины XIX в. 112

3. Экономическая мысль России второй половины XIX – начала XX в. 114

Лекция 11. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В СССР
И В РОССИИ В КОНЦЕ XX в
. 118

1. Экономическая мысль в период «военного коммунизма» и НЭП.. 118

2. Становление и развитие эконометрики в СССР. 124

3. Экономическая мысль в 1960–1980-е гг. 126

ИТОГОВЫЕ ТЕСТЫ... 128

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 133


ПРЕДИСЛОВИЕ

История экономических учений является как самостоятельной наукой наряду с другими экономическими научными направлениями, так и учебной дисциплиной. Как наука она имеет свою историю. По мнению крупнейшего историка экономической мысли Йозефа Шумпетера, первыми публикациями, посвященными истории экономической мысли, стали статьи французского физиократа Пьера Дюпона де Немура в журнале «Эфемериды» (1767). Достаточно серьезный анализ ранних экономических концепций был проведен А. Смитом в его трактате «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776). Большой вклад в развитие науки внесли К. Маркс, К. Каутский, М. Блауг, Й. Шумпетер, А. Аникин, В. В. Афанасьев,
В. Н. Черковец, Ф. Я. Полянский и др.

Как наука история экономических учений изучает эволюцию взглядов на экономические процессы, закономерности формирования и развития экономических теорий и школ, показывает взаимосвязь и преемственность идей, трансформацию подходов и выводов.

При изучении истории экономических учений возникают вопросы: под влиянием каких условий меняются взгляды на экономическую действительность, как эволюционирует трактовка базовых категорий, совершенствуются методы экономических исследований.

Изучая эволюцию экономических концепций, мы можем уяснить, как разворачивается процесс формирования и обогащения наших знаний об экономике, как и почему многие идеи прошлого и сегодняшнего времени сохраняют свою актуальность, каким образом они влияют на наши современные представления.

История экономических учений помогает понять общую направленность эволюции экономической науки, трансформацию ее генеральных направлений, взаимосвязь с экономической политикой, принятие стратегических и оперативных решений. Экономисту, особенно специалисту по мировой экономике, полезно ознакомиться с историей возникновения и развития экономической мысли, с теоретическими разработками и концепциями, создававшимися в разные времена и в разных странах. Экономическая мысль часто отражала или прямо влияла на экономическую практику как отдельных стран, так и всей мировой экономики.

История экономических учений является ступенью в познании экономической науки и помогает понять внутреннюю логику, взаимосвязь экономических категорий, законов, концепций в их исторической эволюции.

Совместно с историей экономики она закрепляет в сознании, что экономические законы объективны, их нельзя самовольно придумывать и отменять юридическими или другими методами. История практической экономики дает ответы на эти вопросы. Право, государственное управление, менеджмент и другие науки могут только создавать условия для действия экономических законов – благоприятные или негативные.

Знакомство с различными школами и направлениями в экономической науке позволяет полнее уяснить взаимосвязь теоретических взглядов и концепций с условиями и причинами их возникновения, потребностями экономической практики, интересами различных социальных групп, стран, народов, понять причины эволюции научных положений, идей, уяснить их связи с происходящими изменениями в экономической практике.

Обращение к истории экономической мысли способствует умению объективно оценивать теории, рекомендации, выводы, особенно в общественной, политической деятельности. Полезно также знать ошибки и заблуждения экономистов и политиков прошлого, чтобы самим их не повторять, а может и реабилитировать, что в истории уже было.

Нужно отметить, что взаимосвязь экономической реальности с теоретическими обобщениями весьма многогранна, противоречива, изменчива. В конспекте выделяются лишь наиболее существенные факторы, под воздействием которых формируются и эволюционируют экономические взгляды и концепции.

На формирование и развитие экономических теорий воздействуют многие факторы:

– труды и взгляды представителей более ранних концепций, их подходы, терминология, идеология;

– взаимовлияние национальных школ;

– развитие смежных разделов экономической науки – статистики, математики, демографии, социологии и др.;

– взаимосвязь и согласование отдельных разделов экономической теории, наличие или, напротив, отсутствие внутренней логичности, сопряженности экономических законов и категорий.

История экономических учений имеет древние корни. В трудах мыслителей, записках, трактатах содержатся практические рекомендации, советы по организации, методам ведения хозяйства. Литературные источники, созданные за несколько сот лет до нашей эры, представляют собрание различных знаний о хозяйстве и обществе, своего рода преддверие обобщений, понятий, категорий, сложившихся намного позже.

Конспект лекций отражает учения, представленные в основных источниках всех времен.

 
 

Лекция 1

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ
ДРЕВНЕГО МИРА И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ


1. Экономическая мысль Древнего Востока: законы царя Хаммурапи; трак-
тат «Артхашастра»; Конфуций.

2. Этимология термина «экономия». «Домострой» Ксенофонта.

3. Экономическая мысль Древней Греции и Древнего Рима.

4. Особенности экономической мысли в период кризиса римского рабовладения.

5. Экономическая мысль Средневековья.

1. Экономическая мысль Древнего Востока:
законы царя Хаммурапи;
трактат «Артхашастра»; Конфуций

В странах Древнего Востока рабство зародилось в IV тыс. до н.э. (В Китае первое рабовладельческое государство возникло во
II тыс. до н.э.). Особенностью восточного рабства являлось:

– существование наряду с частной собственностью рабовладельцев сельской общины;

– закабаление широких масс населения государством, в руках которого находилась ирригационная система;

– распространение долгового рабства.

В письменных источниках той эпохи важное место отводилось следующим вопросам:

– укреплению натурального хозяйства;

– организации и управлению государственным хозяйством;

– защите имущественных интересов частных рабовладельческих хозяйств;

– регламентации нарождавшихся товарно-денежных отношений.

Одним из древнейших источников экономической мысли является «Кодекс Хаммурапи» (XVIII в. до н.э.) – свод законов царя Хаммурапи в Вавилонском царстве.

В своде законов была изложена система правовых норм, направленных на укрепление экономической власти государства и натурально-хозяйственных отношений. Деление общества на рабов и рабовладельцев считалось вечным и естественным явлением.

Кодекс законов содержал статьи, защищавшие собственность граждан Вавилона. За кражу назначался такой большой штраф, что выплатить его было невозможно, поэтому штраф заменялся обращением в рабство или смертной казнью. Рабы приравнивались к имуществу рабовладельцев. Рабов разрешалось убивать, увечить, менять на скот. За укрывательство раба полагалась смертная казнь.

Законы Хаммурапи ограничивали ростовщичество и долговое рабство и выражали заботу о развитии товарно-денежных отношений, но при этом предусматривалась их мелочная регламентация, что свидетельствовало о господстве натурального хозяйства.

Они регулировали также норму вознаграждения за свободный труд.

Важными источниками по истории экономической мысли Древней Индии являются Законы Ману и трактат «Артхашастра».

Законы Ману отражают общественный и государственный строй Индии в VI в. до н.э.

В Законах Ману обосновываются:

– общественное разделение труда;

– отношение господства и подчинения в древнеиндийском обществе;

– рабовладельческий строй.

«Артхашастра»в переводе с языка санскрит означает науку о материальной выгоде, под которой понималось пополнение государственной казны.

Главные темы трактата «Артхашастра» (между IV–III вв. до н.э.):

– сформированы правила организации государственного аппарата для подчинения низших каст высшим;

– утверждена главная цель экономической политики государства – пополнение государственной казны. Указываются основные источники государственных доходов: прибыль от царских хозяйств, различные налоги и пошлины, торговля как объект государственного регулирования (фиксировалась норма торговой прибыли, устанавливалась «справедливая» рыночная цена и т.д.)

– представлена программа деятельности правительства в экономической области с целью достижения экономического и политического подъема.

Древнекитайская экономическая мысль представлена именами Конфуция(551–479 гг. до н.э.), Мо Ди (479–430 гг. до н. э.) и др.,
а также популярным в IV–III вв. до н.э. коллективным трактатом «Гуань-цзы».

Основные идеи Конфуция (содержатся в его сборнике «Лунь-юй» – беседы и суждения) заключались в следующем:

– защищал рабовладельческий строй, развивая выдвинутую впервые в Китае теорию естественного права. Согласно этой теории, Бог является лишь первопричиной мира и не вмешивается в явления общественной жизни, подчиненной естественным законам, которые открываются разумом–даром Божиим–и охраняются гражданскими законами, составляющими естественное право;

– различал «великую общность» (коллективную собственность – крестьянскую общину) и частное владение (рабовладельческую собственность). Связывая все противоречия империи с частной собственностью, он ей же в конечном счете отдавал предпочтение;

– оправдывал сословное деление общества, рассматривая его как установленное богом и природой;

– источником богатства считал труд, и поэтому богатство го-
сударя должно основываться на богатстве народа. Он призывал народ больше работать и меньше потреблять;

– считал, что только образованный правитель, являясь «отцом народа» и гарантом «правильного действия», способен реально повлиять на равномерное распределение создаваемого обществом богатства;

– считал обязательным долгом каждого человека стремиться к моральному совершенству, постижению естественных правил уважения старших, сыновней почтительности и дружбе с братьями.

Мо Ди (479–430 гг. до н. э.) – один из наиболее ярких критиков Конфуция утверждал:

– от природы все люди равны, но по имущественному и общественному положению между людьми в любом государстве могут и должны быть различия;

– осуждал рабство, выступал против роскоши господствующего слоя;

– предлагал ввести налоговую систему, которая позволит удовлетворить потребности государства без рабского труда за счет налогов с крестьян.

Учение даосизма (от понятия «естественного закона» – «дао»), созданное легендарным мыслителем Китая Лао-Цзы (VI–V вв. до н. э.), призывало к порицанию эксплуататорского строя, где богачи богатеют, а бедняки еще больше беднеют. Выход автор видел в возврате к первобытно-общинному строю.

В V–III вв. до н. э. в Китае распространяются идеи «легистов» (законников), наиболее ярким представителем которых был
Шан Ян (400–338 гг. до н. э.). Он провел реформу территориально-административного деления в Китае и ряд других преобразований. Их целью было поощрение земледелия, регулирование ремесла и торговли, уничтожение общественного пользования землей, разрешение свободной купли-продажи земли, установление земельного налога в соответствии с размером земельного владения. Реформа проводилась в интересах новой имущественной знати против старой аристократии, которая казнила реформатора, но реформа Шан Яна отменена не была.

В IV–III вв. до н.э. в Китае распространяется экономический трактат «Гуань-цзы».

Основные идеи трактата «Гуань-цзы»:

1) сделать государство богатым, а народ довольным посредством равномерного распределения богатства без обогащения торговцев и ростовщиков;

2) усилить регулирующую роль государства в экономике.
С этой целью была разработана система государственного регулирования экономики, которая включала такие меры, как:

– регламентацию труда землевладельцев, ремесленников и торговцев;

– использование государством товарно-денежных отношений в целях регулирования экономики;

– следование принципу «уравновешивания хозяйства» путем создания государственных зерновых фондов в целях стабилизации цен на хлеб.

Основными составляющими понятия богатства в трактате названы, наряду с золотом и жемчугом, и иные материальные блага, товарная сущность которых на рынке не подлежит сомнению.
В трактате рассматривались и вопросы налогообложения также денежного обращения.

В целом трактат «Гуань-цзы» сыграл огромную роль в становлении экономической мысли Древнего Китая.

Современное слово «экономика» («экономия») происходит от древнегреческого «ойкономия». Его первый корень «ойкос» означает «дом». Второй корень, по разным версиям: «ном» – «закон» или «нем» – «регулировать», «организовывать». В буквальном переводе «ойкономия» означает: «наука о доме» или «искусство управления домом». Существует еще один перевод этого термина – «домострой» – именно такое русское название получил самый ранний из дошедших до нас литературных источников, посвященных специально этой теме, – трактат «Ойкономия» знаменитого греческого мыслителя Ксенофонта.

Основные идеи трактата «Ойкономия» Ксенофонта:

– давались советы по ведению домашнего хозяйства. Содержались призывы к бережливости, указание, как обращаться с рабами;

– утверждалось, что занятия крупной купеческой торговлей и ростовщичеством неприемлемы для свободных граждан. Ремесленные профессии тоже не достойны греков – это удел иностранцев и рабов. Только земледелие не вызывало никаких нареканий, оно и составило предмет экономии – науки о том, как сделать свое хозяйство богаче;

– отражалось стремление рабовладельцев использовать развитие товарно-денежных отношений для укрепления натурального хозяйства;

– указывалось на связь между разделением труда и размерами рынка, на меновую стоимость продукта наряду с его потребительной стоимостью;

– признавалось, что деньги выполняют, кроме функций средства обращения и накопления сокровищ, функцию обращения в качестве капитала.