double arrow

В. 4. Кризис образования и культуры

С 1960 г. получило распространение понятие мирового кризиса (разрыв преемственности) образования. Он был вызван, прежде всего, переходом развитых стран от индустриальной к постиндустриальной стадии и, соответственно, разрывом между традиционной системой образования и резко изменившимися условиями жизни.

Способствовали появлению образования нового типа: 1) технологизация передовых стран мирового сообщества; 2) информационный бум и информатизация общества; 3) появление функциональной неграмотности.

Последние 30 лет в большинстве стран проводится реформа образования. Основными чертами современного глобального образования должны быть:

- его приоритетность,

- непрерывность,

- повышение качества и стандартизация,

- демократизация,

- гуманизация,

- фундаментализация,

- креативность,

- мобильность, опережающий характер,

- информатизация,

- уровневость,

- нострификация результатов,

- обеспечение трудоустройства.

Основные его задачи:

1. Формирование у людей нового, глобального типа сознания, которое можно назвать ноосферным сознанием. Смысл его заключается в осознании человеком своего неразрывного единства с природой, а также своей особой роли в природе и своей ответственности.

2. Формирование научно обоснованных представлений об основных закономерностях развития природы и общества.

3. Изучение закономерностей формирования уже наступающего постиндустриального информационного общества, а также тех новых возможностей и проблем. Формирование в обществе информационной культуры, в т.ч. навыков отбора информации.

4. Формирование у людей современных научно обоснованных представлений о тенденциях и перспективах дальнейшего технологического развития цивилизации.

5. Изучение научной методологии и практических способов применения системного анализа.

6. Раскрытие творческого потенциала личности.

7. Развитие позитивного мышления и предпринимательских навыков.

Новое образование должно быть образованием на протяжении всей жизни, обучением «по запросу», «в любое время, в любом месте, в любой форме».

При этом 500 млн. детей на Земле не имеют возможности ходить в школу, а 22% взрослого населения (ок. 1 млрд.) неграмотны. Количество неграмотных увеличивается ежегодно на 7 млн. человек. Решение этой проблемы, как и других, упирается в нехватку материальных средств для развития системы образования. Базовое образование для всех обошлось бы в сумму 6 миллиардов долларов в год. 8 миллиардов долларов тратится ежегодно на приобретение косметики только в США.

Следствием глобализации является столкновение и механическое смешивание различных цивилизаций и культур, изначально находившихся на самых разных стадиях развития. Глобализация не устраняет и не может устранить многообразие культур, т.е. унифицировать их на базе какой-то одной социальной культуры. Менталитет этносов, а стало быть, и их культура в значительной степени определяются рядом пара­метров строения мозга. Поэтому, например, ценности демократического либерализма (стран Северо-Запада), накладываясь на традиции Востока и Юга, на практике реализуются в причудливых, непредсказуемых формах.

Смена эпох неизбежно порождает кризис традиционной культуры. ХХ век, особенно его вторая половина, прошел под знаком распада господствовавшей до того времени системы западных ценностей Нового времени и упадка западноевропейской культуры.

Однако многие ученые считают, что современный кризис отличается от предыдущих тем, что на смену старой культуры не приходит более высокая и гармоничная. Транснациональная культура включает в себя: фрагменты региональных и локальных культур, образцы модернистской культуры, глобальный масскульт и т.д. «Основная проблема заключается в том, что у человечества больше нет системы принципов, которая позволяла бы понять, что происходит в мире» (Д.Белл).

Еще Э.Фромм описал «больную личность больного общества»:

- неразличение живой и неживой материи,

- отсутствие привязанности (любви) к другим людям,

- преимущественный интерес не к людям, а к машинам и механизмам,

- использование языка не для общения, а для манипуляции.

Формирующееся сейчас глобальное информационное общество порождает комплекс проблем культурного характера:

- информационная революция снизила эффективность и значимость логического мышления;

- появился феномен сенсорного (чувственного) голодания;

- происходит «эмиграция» из реальности в виртуальный мир («эрозия адекватности»), которая приводит к снижению жизненной ответственности как отдельных личностей, так и управляющих систем;

- появляется возможность управления при помощи технологий формирования сознания; при этом управляющая система стремится «решать» проблемы не реальными, а пропагандистскими действиями (т.н. «промыванием», «пересадкой» мозгов), «исправлением» восприятия (н-р, с помощью средств PR) вместо исправления действительности (так, 70% программ на обычным телеканалах носит развлекательный характер, на кабельных – 90%);

- происходит массовая деформация личности, когда у подавляющего большинства представителей «информационного сообщества» внешняя личная яркость, профессионализм и значительная энергетика сочетаются с «глубочайшей внутренней пустотой, интеллектуальной скудностью и граничащим с убожеством догматизмом». В информационном пространстве они выполняют роль пропагандистов, реализующих принятые без них стратегические решения.

Важно видеть, что совре­менные процессы глобализации приводят к коренному изменению содержания и роли сознания. Формируется новое поколение людей с сиюминутным, фрагментарным, отрывочным, мозаичным, «клиповым» сознанием. «Тоталитарный капитализм» формирует новую массовую личность, основными функциями которой являются 2: приобретать деньги и потреблять. Стирается личная история и история человечества.

Создаются объективные предпосылки для ухода традиционного человека разумного с мировой арены и замены его в ходе новой технологической революции на иную, сверх-расу.

В то же время в силу дей­ствия психологических защитных механизмов трансформационные процессы в индивидуальном и общественном сознании (особенно в традиционном и полу традиционном обществах) происходят значи­тельно медленнее, чем меняется окружающая его глобальная среда. Из-за этого попытки организации системы глобаль­ного управления, построения всеобщего гражданского общества наталкива­ется на трудно преодолимые препятствия. Ответно возникающий страх порождает у части населения насилие как защитный инструмент человеческой активности.

Одной из самых нетерпимых форм проявления традиционной, патриархальной культуры является половая дискриминация в отношении женщин. Дискриминация определяется как неравной доступ к праву или неравенство возможностей. В традиционных, аграрных обществах отмечаются следующие формы женской дискриминации:

- абортирование плодов женского пола,

- убийства маленьких девочек как «не престижных» детей,

- ранние браки, насильственные половые акты,

- система выплаты приданого (покупка невесты),

- продажа во "временные браки",

- создание гаремов и ограничение свободы передвижений женщин,

- нежелательные беременности, принудительные стерилизации,

- оскорбления, побои, причинение вреда здоровью,

- более строгие уголовные наказания,

- экономическая эксплуатация, домашнее рабство, двойной рабочий день,

- возложение обязанности носить скрывающую одежду (хиджабы, бурки, паранджи),

- лишение женщин образования,

- дискриминация в сфере наследования,

- вовлечение в порнографию, проституцию,

- убийства по религиозным или политическим причинам – и др.

В индустриальных обществах формы более мягкой дискриминации (т.н. сексизма) таковы:

- отсутствие в некоторых странах избирательного права у женщин,

- запрет (или общественное неодобрение) женщинам заниматься некоторыми профессиями,

- формально не обозначенный барьер, ограничивающий продвижение женщин по служебной лестнице,

- более низкая оплата труда,

- более низкая социальная защищенность женщин,

- половая принадлежность как один из нормативов для поступления в учебное заведение,

- убеждение, что домашняя работа является обязанностью, в первую очередь, женщин,

- убеждение, что только мужчина имеет право на добрачные или внебрачные сексуальные отношения,

- подавление женской сексуальности,

- мнение, что при разводе дети должны оставаться с матерью – т.п.

Существуют проявления и мужского сексизма, как то:

- низведение мужчины до роли экономическо-сырьевого придатка семьи,

- более высокий пенсионный возраст для мужчин при более короткой в среднем продолжительности жизни,

- убеждение, что мужчине следует играть активную роль в отношениях,

- призыв в армию только мужчин,

- запрет выносить женщинам приговоры к смертной казни и пожизненному заключению,

- более негативное отношение в обществе к мужской гомосексуальности.

Самое опасное на сегодняшний день – это воспроизводство дискриминации на бытовом уровне, через самую закрытую структуру общества – семью или род, существующие в обществе нормы поведения.

В 1954 г. ООН была принята Конвенция о политических правах женщин, в 1979 г. она одобрила комплексную Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Учрежден Международный день борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин.


Сейчас читают про: