С 1960 г. получило распространение понятие мирового кризиса (разрыв преемственности) образования. Он был вызван, прежде всего, переходом развитых стран от индустриальной к постиндустриальной стадии и, соответственно, разрывом между традиционной системой образования и резко изменившимися условиями жизни.
Способствовали появлению образования нового типа: 1) технологизация передовых стран мирового сообщества; 2) информационный бум и информатизация общества; 3) появление функциональной неграмотности.
Последние 30 лет в большинстве стран проводится реформа образования. Основными чертами современного глобального образования должны быть:
- его приоритетность,
- непрерывность,
- повышение качества и стандартизация,
- демократизация,
- гуманизация,
- фундаментализация,
- креативность,
- мобильность, опережающий характер,
- информатизация,
- уровневость,
- нострификация результатов,
- обеспечение трудоустройства.
Основные его задачи:
1. Формирование у людей нового, глобального типа сознания, которое можно назвать ноосферным сознанием. Смысл его заключается в осознании человеком своего неразрывного единства с природой, а также своей особой роли в природе и своей ответственности.
|
|
2. Формирование научно обоснованных представлений об основных закономерностях развития природы и общества.
3. Изучение закономерностей формирования уже наступающего постиндустриального информационного общества, а также тех новых возможностей и проблем. Формирование в обществе информационной культуры, в т.ч. навыков отбора информации.
4. Формирование у людей современных научно обоснованных представлений о тенденциях и перспективах дальнейшего технологического развития цивилизации.
5. Изучение научной методологии и практических способов применения системного анализа.
6. Раскрытие творческого потенциала личности.
7. Развитие позитивного мышления и предпринимательских навыков.
Новое образование должно быть образованием на протяжении всей жизни, обучением «по запросу», «в любое время, в любом месте, в любой форме».
При этом 500 млн. детей на Земле не имеют возможности ходить в школу, а 22% взрослого населения (ок. 1 млрд.) неграмотны. Количество неграмотных увеличивается ежегодно на 7 млн. человек. Решение этой проблемы, как и других, упирается в нехватку материальных средств для развития системы образования. Базовое образование для всех обошлось бы в сумму 6 миллиардов долларов в год. 8 миллиардов долларов тратится ежегодно на приобретение косметики только в США.
Следствием глобализации является столкновение и механическое смешивание различных цивилизаций и культур, изначально находившихся на самых разных стадиях развития. Глобализация не устраняет и не может устранить многообразие культур, т.е. унифицировать их на базе какой-то одной социальной культуры. Менталитет этносов, а стало быть, и их культура в значительной степени определяются рядом параметров строения мозга. Поэтому, например, ценности демократического либерализма (стран Северо-Запада), накладываясь на традиции Востока и Юга, на практике реализуются в причудливых, непредсказуемых формах.
|
|
Смена эпох неизбежно порождает кризис традиционной культуры. ХХ век, особенно его вторая половина, прошел под знаком распада господствовавшей до того времени системы западных ценностей Нового времени и упадка западноевропейской культуры.
Однако многие ученые считают, что современный кризис отличается от предыдущих тем, что на смену старой культуры не приходит более высокая и гармоничная. Транснациональная культура включает в себя: фрагменты региональных и локальных культур, образцы модернистской культуры, глобальный масскульт и т.д. «Основная проблема заключается в том, что у человечества больше нет системы принципов, которая позволяла бы понять, что происходит в мире» (Д.Белл).
Еще Э.Фромм описал «больную личность больного общества»:
- неразличение живой и неживой материи,
- отсутствие привязанности (любви) к другим людям,
- преимущественный интерес не к людям, а к машинам и механизмам,
- использование языка не для общения, а для манипуляции.
Формирующееся сейчас глобальное информационное общество порождает комплекс проблем культурного характера:
- информационная революция снизила эффективность и значимость логического мышления;
- появился феномен сенсорного (чувственного) голодания;
- происходит «эмиграция» из реальности в виртуальный мир («эрозия адекватности»), которая приводит к снижению жизненной ответственности как отдельных личностей, так и управляющих систем;
- появляется возможность управления при помощи технологий формирования сознания; при этом управляющая система стремится «решать» проблемы не реальными, а пропагандистскими действиями (т.н. «промыванием», «пересадкой» мозгов), «исправлением» восприятия (н-р, с помощью средств PR) вместо исправления действительности (так, 70% программ на обычным телеканалах носит развлекательный характер, на кабельных – 90%);
- происходит массовая деформация личности, когда у подавляющего большинства представителей «информационного сообщества» внешняя личная яркость, профессионализм и значительная энергетика сочетаются с «глубочайшей внутренней пустотой, интеллектуальной скудностью и граничащим с убожеством догматизмом». В информационном пространстве они выполняют роль пропагандистов, реализующих принятые без них стратегические решения.
Важно видеть, что современные процессы глобализации приводят к коренному изменению содержания и роли сознания. Формируется новое поколение людей с сиюминутным, фрагментарным, отрывочным, мозаичным, «клиповым» сознанием. «Тоталитарный капитализм» формирует новую массовую личность, основными функциями которой являются 2: приобретать деньги и потреблять. Стирается личная история и история человечества.
Создаются объективные предпосылки для ухода традиционного человека разумного с мировой арены и замены его в ходе новой технологической революции на иную, сверх-расу.
В то же время в силу действия психологических защитных механизмов трансформационные процессы в индивидуальном и общественном сознании (особенно в традиционном и полу традиционном обществах) происходят значительно медленнее, чем меняется окружающая его глобальная среда. Из-за этого попытки организации системы глобального управления, построения всеобщего гражданского общества наталкивается на трудно преодолимые препятствия. Ответно возникающий страх порождает у части населения насилие как защитный инструмент человеческой активности.
|
|
Одной из самых нетерпимых форм проявления традиционной, патриархальной культуры является половая дискриминация в отношении женщин. Дискриминация определяется как неравной доступ к праву или неравенство возможностей. В традиционных, аграрных обществах отмечаются следующие формы женской дискриминации:
- абортирование плодов женского пола,
- убийства маленьких девочек как «не престижных» детей,
- ранние браки, насильственные половые акты,
- система выплаты приданого (покупка невесты),
- продажа во "временные браки",
- создание гаремов и ограничение свободы передвижений женщин,
- нежелательные беременности, принудительные стерилизации,
- оскорбления, побои, причинение вреда здоровью,
- более строгие уголовные наказания,
- экономическая эксплуатация, домашнее рабство, двойной рабочий день,
- возложение обязанности носить скрывающую одежду (хиджабы, бурки, паранджи),
- лишение женщин образования,
- дискриминация в сфере наследования,
- вовлечение в порнографию, проституцию,
- убийства по религиозным или политическим причинам – и др.
В индустриальных обществах формы более мягкой дискриминации (т.н. сексизма) таковы:
- отсутствие в некоторых странах избирательного права у женщин,
- запрет (или общественное неодобрение) женщинам заниматься некоторыми профессиями,
- формально не обозначенный барьер, ограничивающий продвижение женщин по служебной лестнице,
- более низкая оплата труда,
- более низкая социальная защищенность женщин,
- половая принадлежность как один из нормативов для поступления в учебное заведение,
- убеждение, что домашняя работа является обязанностью, в первую очередь, женщин,
- убеждение, что только мужчина имеет право на добрачные или внебрачные сексуальные отношения,
|
|
- подавление женской сексуальности,
- мнение, что при разводе дети должны оставаться с матерью – т.п.
Существуют проявления и мужского сексизма, как то:
- низведение мужчины до роли экономическо-сырьевого придатка семьи,
- более высокий пенсионный возраст для мужчин при более короткой в среднем продолжительности жизни,
- убеждение, что мужчине следует играть активную роль в отношениях,
- призыв в армию только мужчин,
- запрет выносить женщинам приговоры к смертной казни и пожизненному заключению,
- более негативное отношение в обществе к мужской гомосексуальности.
Самое опасное на сегодняшний день – это воспроизводство дискриминации на бытовом уровне, через самую закрытую структуру общества – семью или род, существующие в обществе нормы поведения.
В 1954 г. ООН была принята Конвенция о политических правах женщин, в 1979 г. она одобрила комплексную Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Учрежден Международный день борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин.