Классификация автобусной маршрутной сети
Маршруты классифицируются по 5-ти признакам:
1. по направлению трассы (радиальное, диагональное, кольцевое и т.д.);
2. по времени действия
- постоянные;
- временные (организуются на определенные часы суток, дни недели, месяцы, сезоны года);
- дополнительные (разновидность временных маршрутов, которые организуются оперативно по надобности).
3. по категории обслуживания пассажиров
- общегородские (для обслуживания всех категорий населения);
- специальные (для обслуживания определенных предеприятий, учереждений);
- детские или школьные.
4. о роли транспортной системы города
- основные (осуществление самостоятельной транспортной связи);
- подвозящие (подвозят и отвозят пассажиров к станциям и от станций скоростным транспортом);
- дублирующие и частично дублирующие (дублируют работу скоростного городского транспорта частично или дублируют трассу троллейбуса или автобуса).
5. по организации движения
- с постоянным движением (автобусы останавливаются на всех остановках равномерно расположенных на трассе);
|
|
- экспрессные (автобусы следуют от начального до конечного пункта без остановок);
- скоростные (имеют участки, где автобус следует без остановок значительное расстояние);
- укороченные (организуются на самом загруженном участке основного направления);
- полуэкспрессные (сочетание экспрессного и скоростного сообщения).
Согласно Уставу автомобильного транспорта Казахстана автобусные маршруты в городах открывают производственные объединении автомобильного транспорта по согласованию с администрацией города.
Маршрут открывают при следующих условиях:
1. если мощность пассажиропотока не менее 100 пас/час в одном направлении
2. наличие необходимого числа автобусов
3. обеспечение безопасности дорожного движения на маршруте
Организация маршрута оформляется приказом областного производственного объединения автомобильного транспорта, где определяются предприятия выигравшие тендер и на которые возлагается обязанность эксплуатации данного маршрута. Трассу предлагаемого к открытию маршрута обследует специальная комиссия, утвержденная главой акимата города в составе: руководители производственных объединений автомобильного транспорта, представители акимата, представители гос.автоинспекции и представители дорожной службы. Комиссия определяет соответствие трассы маршрута установленным требованиям регламентированных в “Правилах организации пассажирских перевозок на АТ”. В акте обследования трассы маршрута комиссия указывает мероприятия, которые необходимо выполнить для открытия маршрута: ремонт некоторых участков проезжей части, соорудить конечные станции, оформить посадочные площадки и т.д.
|
|
На основе акта АТП, эксплуатирующие маршрут, составляют паспорт маршрута, где периодически фиксируются (не реже одного раза в год) и обновляются следующие данные:
1. номер маршрута (при необходимости к номеру добавляют литеры соответствующие: Э – экспрессный, С – скоростной, К – укороченный);
2. даты составления;
3. протяженность и период работы маршрута;
4. дата и основание открытия маршрута и применяемые тарифы за проезд;
5. схемы маршрута с обозначением названий всех улиц по которым проходит маршрут, название остановочных пунктов, пунктов контроля регулярности движения, название дорожных знаков, наличие светофоров на маршруте;
6. таблица расстояний между остановочными пунктами;
7. отчетные годовые показатели работы маршрута – количество автобусов, объем перевозок, пассажирооборот, эксплутационная скорость, коэффициент вместимости автобусов, количество рейсов, авто-часы работы, общий пробег;
8. время открытия и время закрытия движения на маршруте;
9. средний интервал движения.
Каждый действующий автобусный маршрут 1 раз в год подвергается аттестации в ходе которой выясняют соответствие трассы маршрута предъявленным требованием, определяют уровень качества транспортного обслуживания пассажиров, проверяют соответствие расписания движения пассажирскому потоку.
В результате аттестации маршрута планируют возможные меры направленные на устранение обнаруженных недостатков и решаю следующие вопросы:
1. изменение трассы и числа работающих автобусов
2. ввод скоростного, укороченного и экспрессного сообщения
3. приоритетность проезда автобуса на проезжей части
4. выделение специальных полос движения автобусов на проезжей части
Все изменения необходимо внести в паспорт маршрута.