Перспективное налоговое планирование. Индикативное налоговое планирование

Перспективное планирование налоговых поступлений в России пока не получило достаточного развития и является, как правило, частью процесса составления прогноза социально-экономического развития на среднесрочную и долгосрочную перспективу, разрабатываемого в основном на федеральном уровне. Во многом это связано с объективными условиями и ограничениями (неустойчивость экономических процессов, зависимость бюджетных доходов от внешнеэкономических факторов, недостаточная надежность макроэкономического прогнозирования и т.п.).

Так, на макроуровне практически отсутствует стратегическое и индикативное планирование, что ослабляет ответственность государственных органов за выработку и реализацию стратегии социально-экономического развития страны, создает предпосылки для крупных ошибок и просчетов. Между тем, планирование налоговых поступлений требует серьезного анализа происходящих в стране и регионах социальных, политических и экономических процессов, перспектив и тенденций их развития, а также выявления и мобилизации имеющихся в экономике страны резервов.

Выделяются три основные функции индикативного планирования.

Во-первых, оно позволяет определить систему обобщающих показателей и нормативов (индикаторов), которые характеризуют основные параметры социально-экономического развития на федеральном, региональном и местном уровнях, конкретизируют и реализуют приоритеты стратегических планов.

Во-вторых, осуществляется увязка индикаторов с ресурсами федерального, региональных и местных бюджетов.

В-третьих, индикативное планирование приводит в соответствие экономические рычаги и индикаторы плана. Это создает условия для повышения заинтересованности налогоплательщиков в реализации плановых проектировок.

Реализация стратегических планов и программ и их взаимодействие осуществляются с помощью индикативных планов, которые могут быть также среднесрочными (на 3-5 лет) и краткосрочными в рамках годичного цикла. Основные индикаторы этих планов являются ориентирующими для частного и смешанного секторов, но обязательными для исполнительных органов (в том числе налоговых) и структур государственного сектора экономики.

В перспективном планировании зависимость прогноза социально-экономического развития страны от объема налоговых поступлений достаточно велика. Налоговое планирование используется здесь как метод экономического предвидения, позволяющий решать общегосударственные и отраслевые задачи на ближайшее будущее и на перспективу. При этом по мере стабилизации экономической ситуации актуальность стратегического и индикативного финансового планирования значительно возрастет, что неизбежно приведет к усилению его роли как инструмента финансового управления.

В целом, государственная система прогнозирования и планирования составляет основу разрабатываемых мер прямого и косвенного регулирования экономики, формирования национальных программ и планов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: