double arrow

Группа показателей и факторы их определяющие

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИИ ИХ ОСОБЕННОСТИ НА РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ТРАНСПОРТА

Тема 5. ПОКАЗАТЕЛИ И КРИТЕРИИ ОПТИМАЛЬНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРАННСПОРТА

Проблемы экологии

Недостатки

· ограниченная протяженность;

· низкая скорость перемещения.

Движущийся тротуар имеет постоянные и переменные скорости движения, не превышающие, как правило, 12-15 км/ч. Со временем стал вопрос об увеличении скоростей, но при этом возникла проблема безопасной посадки и высадки пассажиров.

В городах транспорт является основным источником загрязнения. Транспортные сооружения в городах занимают до 20-30 % территории, поэтому первой экологической проблемой является загрязнение земли.

Большой экологической проблемой можно считать нарушение гидросистемы почвы при строительстве транспортных сооружений, что наносит вред почве и самим сооружениям из-за большой разрушительности силы воды.

Острой проблемой считается загрязнение почвы бензином, маслами, солями и др. отходами

Второй экологической проблемой является загрязнение воды. Вода используется для технических нужд на транспорте, на 95 % становится непригодной для питья.

Третьей экологической проблемой является загрязнение атмосферы (91,3 % загрязнений приходится на долю автомобильного транспорта).

Следующее загрязнение – шумовое. Шумовое загрязнение считается относительно новой проблемой. Шум, наносящий, вред здоровью людей, называют невидимым ядом. Шум, как и вибрация, электромагнитное и радиоактивное излучения, относят к физическому загрязнению. По медицинским данным, уровень шума для сна и отдыха людей не должен превышать 30 дБ ночью 35 дБ днем. Уровень шума при простом разговоре достигает 60 дБ, шум реактивного двигателя 160дБА.

Шум более 150 дБ дает необратимую потерю слуха, при шуме более 200 дБ может наступить смерть.

Подземный метрополитен дает нулевой уровень шума для города, скоростной трамвай 80-90 дБ; ж.д. транспорт – 100-110 дБ.

Шумовое загрязнение является источником нервных расстройств, желудочных заболеваний, потери слуха и других болезней.

При оценке работы, сравнении и выборе потребителями того или иного вида транспорта обычно оперируют показателями, определяющими их преимущества и особенности рассматриваемых способов перевозки грузов и пассажиров. Эти показатели характеризуют провозные возможности, экономичность, производительность и т.д.

Виды показателей:

- Натуральные или условно-натуральные - это объём и дальность перевозок, размеры спроса на услуги, грузо- и пассажирооборот, производительность труда, потребность в рабочей силе, топливе, металле, материалах.

- Эксплуатационно-технические показатели - провозная и пропускная способности, производительность транспорта, регулярность и безопасность, сроки и скорости доставки грузов и пассажиров, комфортабельность поездки.

- Экономические (стоимостные) показатели включают в себя тарифы и цены на перевозки и другие транспортные услуги, себестоимость перевозки, прибыль, рентабельность, стоимость массы груза, находящиеся в процессе транспортировки, процентные вставки, налоги и акцизы.
К общим факторам, оказывающим влияние на значение показателей относятся: объём и густота перевозок, дальность перевозки, коэффициент использования грузоподъёмности подвижного состава, доля гружёного и порожнего пробега, структура парка, производительность, коэффициенты, учитывающие расход топлива, электроэнергия и удельное сопротивление движению.
К частным факторам:

· На железнодорожном транспорте: вид тяги, число главных путей, длинна станционных путей, руководящий уклон и профиль пути, типы вагонов, массу и категорию поезда, виды сообщений, нагрузку вагона на ось, тип отправок.

· На морском и речном транспорте: грузоподъёмность и тип судов, скорость их движения, перерабатывающую способность порта, условия выполнения погрузки и выгрузки грузов, длительность навигационного периода, направление перевозок по рекам, число шлюзований при проходе по каналам и др.

· На воздушном транспорте: тип воздушного лайнера, категории аэропорта, количество промежуточных посадок, степени трудности трассы и др.

· На автомобильном транспорте: тип и грузоподъёмность автомобилей, наличие прицепов или полуприцепов, категория автодорог.

· На трубопроводном транспорте: диаметр труб, давление в трубах, профиль трассы, расстояния между перекачивающими станциями, количество ниток трубопровода, род продукта.
Факторы отображают особенности каждого вида транспорта и являются определяющими при расчёте себестоимости перевозок, тарифов и цен на перевозки и др. транспортные услуги.

5.1.2. Себестоимость перевозок, особенности её определения и различия по видам транспорта.

Себестоимость относится к обобщающим показателям экономической деятельности транспортных предприятий. Она представляет собой удельные текущие расходы, приходящие на единицу транспортной работы. Её измеряют в рублях на тонно-километр, пассажиро-километр или приведённый тонно-километр. На себестоимость оказывают влияние объём и дальность, грузонапряжённость и пассажировместимость подвижного состава, КПД тяговых двигателей, удельное сопротивление движению, расход топлива, металла, рабочей силы, доля порожнего пробега, продолжительность работы в течение суток или года и др. факторы.

Сложилось несколько методов, или способов расчёта себестоимости перевозок на всех видах транспорта - метод непосредственного расчёта, расходных ставок, коэффициентов влияния. Сущность методов (кроме первого) заключается в нахождении связи между измерителями работы и эксплуатационными расходами. Отличия структуры себестоимости перевозок разных видов транспорта (табл. 5.1) связаны с некоторыми различиями в структуре затрат.

Таблица 5.1- Структура себестоимости

Элемент затрат Структура себестоимости перевозок по видам транспорта, %
Железнодорожный автомобильный морской речной воздушный
Фонд оплаты труда В том числе отчисления на социальные нужды топливо и электроэнергия амортизация ремонтный фонд материалы Прочие 34,9     10,7 14,2 16,4 17,9 7,5 9,1 37,9     10,2 23,2 1,5 3,5 5,7 28,2 25,2     5,0 37,5 10,5 10,1 1,7 15,0 32,3     7,8 18,1 5,2 12,9 5,4 26,1 39,0     10,7 42,0 2,2 9,4 1,7 5,7

Несопоставимость средних значений себестоимости перевозок по видам транспорта объясняется тем, что одни и те же элементы затрат по-разному учитываются в структуре эксплуатационных расходов и они исчисляются для разной средней дальности и густоты перевозок.

Себестоимость перевозок:

, (5.1)

где ,- себестоимость соответственно начально-конченых и движенческой операций.

Степень влияния дальности перевозок по железным дорогам на короткие расстояния (до 50-100 км) значительно выше средней (в 4-5 раз), так как такие перевозки осуществляются, как правило, сборными поездами, имеющими меньшие массу и участковую скорость из-за большего числа длительных стоянок на промежуточных станциях. При увеличении расстояния свыше 500 км себестоимость железнодорожных перевозок заметно снижается, что определяет наиболее выгодную сферу применения этого вида транспорта на средних и дальних расстояниях.

На морском и речном транспорте расходы на начально-конечные операции значительно выше, чем на железнодорожным, что объясняется большой грузоподъёмностью судов и продолжительностью их стоянок под грузовыми операциями. Влияние дальности на себестоимость водных перевозок сказывается на значительно больших, чем железных дорогах, расстояниях - до 1500-2000 км.

На автомобильном транспорте расходы на начально-конечные операции незначительны ввиду относительно малой средней грузоподъёмности автомобилей и небольшого времени простоя под погрузкой и разгрузкой. Однако вследствие больших, чем на железнодорожном и водном транспорте, расходов на движенческую операцию себестоимость автомобильных перевозок по мере роста дальности снижается медленнее, а на дальних расстояниях (свыше 1000 км) даже начинает возрастать из-за необходимости оплаты работы сменного водителя, сверхурочных и командировочных и относительного роста затрат на топливо. Те виды транспорта, у которых расходы на начально-конечные операции относительно велики, более чем эффективны при перевозках на дальние расстояния, и наоборот, автомобильный транспорт, у которого велики расходы на движенческую операцию, целесообразнее использовать на коротких расстояниях.

Себестоимость перевозок на разных видах транспорта существенно зависит от объёмов перевозок (размеров движения). При этом часть расходов меняется прямо пропорционально изменению объёма перевозок, а другая остаётся постоянной, неизменяющейся. Первую часть себестоимости перевозок называют зависящими, или переменными расходами, а вторую - независящими, или постоянными. С увеличением объёмов транспортной работы зависящие расходы остаются постоянными, а независящие уменьшаются по гиперболе. По этой причине с ростом объёмов перевозок себестоимость на всех видах транспорта имеет тенденции к гиперболическому снижению. Однако следует учитывать, что доли переменной и постоянной частей расходов на каждом виде транспорта различны.

При расчёте себестоимости перевозок по видам транспорта следует учитывать различия в ставках налогов и страховых сборов для государственно и частного транспорта и другие затраты, связанные с рыночной конъектурой.


Сейчас читают про: