Общие подходы
Обследование элементов СФП – функциональной и организационной структур – осуществляется на стадиях исследования, проектирования и проводится в основном на документальной базе данных, многократно повторяется в зависимости от проблем, выявленных в ходе работы. Например, при изучении аппарата управления, как известно, прежде всего изучают и систематизируют документальные (документированные) сообщения (документы, правила ведения бизнеса, данные):
· техническая, нормативно-правовая, планово-экономическая, финансовая, отчетная документация;
· нормативно-правовые акты (включая установленные нормативы сложности управленческих работ, нормы управляемости и т. д.);
· структурные схемы и штатные расписания;
· положения о подразделениях и должностные инструкции;
· технологические процессы разработки сообщений (документов, правил ведения бизнеса, данных) и принятия управленческих решений, нормативы трудоемкости на выполнение таких работ;
· материалы предыдущих технических и рабочих проектов совершенствования или развития (реструктуризации) аппарата управления и т.д.
Экспертами осуществляется: наблюдение и фиксация организационных процессов; опросы, интервьюирование, анкетирование работников аппарата управления; письменные изложения наиболее важных характеристик и проблем в функциональной и организационных структурах.
Результаты такой работы должны фиксироваться в заранее разработанных макетах документов:
· карта распределения функций и задач между подразделениями;
· сетевая модель;
· маршрутные технологические карты (технологические процессы);
· матрица распределения полномочий;
· сводные отчеты, замечания и предложения по совершенствованию или развитию управления.
Среди методов обследования наиболее широко известны функциональный анализ и методы исследования информационных потоков.
Задачи, решаемые при оценке рейтинга СУ[29]:
1) определение того, насколько данная СУ удовлетворяет требованиям, предъявляемым к ней (оперативность, гибкость, эффективность);
2) насколько ее научно-технический уровень отвечает современным возможностям;
3) выявление соответствия подсистем, их элементов и компонентов создаваемой или действующей СУ.
Требования, предъявляемые к показателям, используемым в разработке рейтинговых оценок:
1) каждый показатель должен характеризовать совокупность элементов, от которой зависит рейтинг системы;
2) каждый показатель должен поддаваться количественной оценке;
3) число показателей для определения рейтинга должно быть ограничено;
4) показатели должны стимулировать внедрение наиболее эффективных вариантов СУ.
Группы показателей – Ri:
1) R1 – уровень принимаемых управленческих решений;
2) R2 – уровень используемой информационной базы;
3) R3 – уровень обеспечивающих подсистем;
4) R4 – уровень функциональных структур СУ;
5) R5 – уровень технологии принятия управленческих решений;
6) R6 – уровень социальной базы СУ;
R1 = {ri}:
· r1 – научная база принятия решений;
· r2 – методы и модели, используемые при решении задач;
· r3 – учет степени риска (обоснованы ли решения с точки зрения риска);
· r4 – оперативность принимаемых решений;
· r5 – число ошибочных решений, принимаемых менеджером;
· r6 – эффективность принятия решений:
, (4.2)
где D П – прирост прибыли;
Квлсу – затраты на управление.
· r7 – новизна и перспективность решения (чем долговременней эффект, тем лучше).
R2 = {ri}:
· r1 – наличие нормативно-справочной базы;
· r2 – наличие автоматизированной базы данных (АБД);
· r3 – степень интенсивности использования банка данных;
· r4 – степень доступа к банкам данных сотрудников СУ;
· r5 – влияние информационной базы на установление коммуникации между пользователями: до 68% – для специалистов, до 95% – для высшего управляющего звена;
· r6 – эффективность АБД:
, (4.3)
где D ПАБД – прирост прибыли;
Квл АБД – затраты на АБД.
R3 = {ri}:
· r1 – уровень механизации и автоматизации обеспечивающих подсистем;
· r2 – уровень методического и математического обеспечения;
· r3 – уровень программного обеспечения;
· r4 – уровень организационного обеспечения (рациональный уровень централизации, специализации, концентрации функций, гибкости, управляемости, исполнительности);
· r5 – уровень экономического обеспечения;
· r6 – уровень кадрового обеспечения.
R4 = {ri}:
· r1 – организационно-технический уровень функций СУ;
· r2 – степень централизации и специализации исполнения функций;
· r3 – соответствие квалификаций исполнителей выполняемым функциям;
· r4 – оперативность и качественность решений, принимаемых функциональными подразделениями.
R5 = {ri}:
· r1 – уровень технических средств, используемых при принятии решений;
· r2 – число научно обоснованных методов принятия решений;
· r3 – степень новизны процедур принятия решений;
· r4 – удовлетворение требованиям технологий принятия решений (оперативность, ритмичность, непрерывность, сокращение длительности цикла принятия управленческих решений).
R6 = {ri}:
· r1 – уровень кадровой работы (текучесть кадров, динамика, состав, структура и квалификация кадров);
· r2 – социально-психологическая обстановка в коллективе;
· r3 – стиль работы руководителя СУ;
· r4 – оценка и стимулирование труда в СУ.
Уровень рейтинга рассчитывается по следующей формуле:
, (4.4)
где Rр – реализованный;
Rб – базовый.
Rр = ¦(R1, R2, R3, R4, R5, R6)
, (4.5)
где ri – стандартизированное значение i-го показателя при условии, что 0<= ri <=1;
wi – коэффициент значимости i-й группы показателей при условии, что,
n – количество групп показателей.
Рейтинг СУ определяется по формуле
. (4.6)
Рейтинговые оценки имеют смысл при наличии нормативных оценок, при рассмотрении вариантов проведения изменений в СУ, при сравнении с другими однотипными организациями.