double arrow

Лекция 1. Проблемы управления организационными системами

СОДЕРЖАНИЕ

Луганск – 2009

ОРГАНИЗАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ

АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ


Лекция 1. Проблемы управления организационными системами 9

1.1. Задачи управления организационными системами

Лекция 2. Модели принятия решений 29

2.1. Элементы теории игр 34

2.2. Классификация задач управления организационными системами 45

Лекция 3. Механизмы управления организационными системами 56

3.1. Механизмы планирования 56

3.2. Механизмы налогообложения и ценообразования 60

3.3. Многоканальные механизмы 64

3.4. Механизмы стимулирования снижения издержек 64

Лекция 4. Механизмы стимулирования в организационных системах 68

4.1. Постановка задачи стимулирования 68

4.2. Базовые механизмы стимулирования 77

4.3. Механизмы стимулирования в многоэлементных системах 86

4.4. Распределенный контроль 94

Лекция 5. Механизмы планирования в организационных системах 104

5.1. Информационная неопределенность в организационных системах 104

5.2. Постановка задачи управления в организационных системах с сообщением информации 106

5.3. Механизмы распределения ресурса 111

5.4. Механизмы внутренних цен 119

5.5. Механизмы экспертизы 123

5.6. Базовая модель теории контрактов 127

5.7. Конкурсные механизмы 131

Лекция 6. Механизмы информационного управления в организационных системах ..................................................................................................... ..... 141

6.1. Модель информационного управления 141

6.2. Рефлексивные игры 146

6.3. Информационное равновесие 152

6.4. Прикладные модели информационного управления. 164

Лекция 7. Механизмы формирования оптимальных структур управления 193

7.1. Задачи формирования организационных иерархий 193

7.2. Модели организационных структур ....... ..... 215

7.3. Общая модель иерархии управления ...... ..... 225

7.4. Оптимальные древовидные структуры .. ..... 237


Зачем изучать организации?Чтобы ими управлять? Чтобы управлять собой, работая в них? Чтобы в них жить! Действительно, организации являются таким же родовым признаком человека, как прямохождение, рука, речь, сознание, труд. Человек всю жизнь погружен в организации различной природы от семьи до глобальной цивилизации, ежедневно участвуя в их создании и испытывая их благотворное или губительное влияние.

Как любой продукт человеческой деятельности организации имеют двоякую природу: субъективную, обусловленную личностным творением, и объективную – обусловленную общественным сотворением и предназначением. Объективная природа организаций обусловлена еще и тем, что они – живые. Организации зачинаются, рождаются, взрослеют, стареют, и, наконец, умирают. Жизнь организаций часто течет незаметно, но иногда их кризисы влекут за собой драмы и трагедии личностей, народов и поколений.

Рассмотрим общепринятое содержание понятия «организация» – см. рис.1.1. В соответствии с определением «организация»:

1) внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленная его строением;

2) совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого;

3) объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил», то есть механизмов функционирования (механизм – «система, устройство, определяющее порядок какого-либо вида деятельности»).

Третье значение термина «организация» является определением организационной системы.

Применительно к организационным системам механизм функционирования – это совокупность правил, законов и процедур, регламентирующих взаимодействие участников организационной системы. Более узким является понятие механизма управления – совокупности процедур принятия управленческих решений в организациях.

Таким образом, механизмы функционирования и механизмы управления определяют, как ведут себя члены организации и как они принимают решения. Именно наличие механизмов управления отличает организацию от группы (группа – совокупность людей, объединенных общностью интересов, профессии, деятельности и т.п.) и коллектива (коллектив – группа лиц, объединенных общей работой) – см. рис. 1.2.

Наличие в организации определенной совокупности конкретных механизмов управления привлекательно как с точки зрения управляющего органа – так как позволяет предсказать поведение управляемых субъектов, так и с точки зрения управляемых субъектов – так как делает предсказуемым поведение управляющего органа. То есть снижение неопределенности за счет использования механизмов управления является одним из существенных свойств любой организации как социального института.


Сейчас читают про: