double arrow

Министерское (исполнительное) делопроизводство

В результате административных реформ, проведенных Александром I (на рубеже ХVIII–ХIХ вв.), была существенно изменена структура государственной власти. В состав высших государственных органов управления наряду с Правительствующим Сенатом были дополнительно включены вновь созданные Комитет Министров и Государственный Совет. Вместо двенадцати коллегий были созданы восемь министерств (1802 г.) Местные органы управления не изменились. Высшие государственные учреждения того времени: Правительствующий Сенат, Государственный Сенат и Комитет министров. Они сохранили принцип коллегиальности в организации работы с государственными документами. Делопроизводство в них велось на основании законов, называемых «учреждениями».

В этот период издавали:

– учреждения Правительствующего Сената;

– учреждения Государственного Совета;

– учреждения Комитета Министров.

В связи с созданием министерств, как центрального административного (исполнительного) звена системы государственного делопроизводственного аппарата, этот период принято называть министерским.Основой работы министерств был принцип единоначалия, т.е. министр исполнял волю царя. Отношение к министру как к единоличному исполнителю воли царя определило делопроизводство министерств как исполнительное.

В этот период коллегии были введены в состав министерств, а позже при министрах были созданы советы, которые имели статус коллегиального совещательного органа.В министерствах строго соблюдался принцип служебной иерархии, в соответствии с которым осуществлялось строгое распределение функций между чиновниками.

Делопроизводство в государственных учреждениях вели в соответствии с «Общим Губернским Учреждением» (1775 г). Данным документом предусматривалось единообразие изложения по приведенным образцам. Документы сложного содержания состояли из трех частей: введения с изложением дела, обоснования со ссылками на законодательство, «соображения и заключения» с выводами (распоряжениями) и предложениями, ходатайствами или просьбами. Основные виды документов министерского (исполнительного) делопроизводства:

1. Манифесты, рескрипты, высочайшие указы, высочайшие повеления – исходили от царя.

2. Указы и предписания – получали от Правительствующего Сената.

3. Предложения, циркуляры, запросы – направляли министры и руководящие чины министерств нижестоящим органам власти.

4. Доклады, прошения, жалобы – направляли вышестоящей власти.

28 января 1811 г. был принят указ «Общее учреждение министерств». Министрам стали подчиняться директоры департаментов. Директорам департаментов начальники отделений, начальникам отделений столоначальники. Канцелярии действовали на правах департаментов. Указом об учреждении министерств были строго разделены пределы компетенции руководящих чиновников. В зависимости от занимаемой ими должности они имели право получать и подписывать лишь определенные виды документов. Порядок прохождения документов по инстанциям был строго регламентирован законом, который требовал, «…чтобы бумаги сколь можно менее уклонялись от установленного им пути в департаментах». В каждой инстанции входящие и исходящие документы должны были регистрироваться в журналах: общих (в канцелярии) и частных (в отделениях канцелярии и департаментов). И общие, и частные журналы регистрации документов состояли из трех частей: для регистрации документов верховной власти, для «обыкновенных бумаг» и для секретных документов.

В конце ХIХ в. появились пишущие машинки, значительно ускорившие ведение письменных работ, позволившие, одновременно с подлинником, создавать несколько копий документов. В этот период изобрели телеграф и телефон, благодаря которым появились новые виды документов – телеграммы, телефонограммы, значительно ускорившие процесс принятия управленческих решений.

Несмотря на существенные изменения, которые претерпела система министерского делопроизводства, особенно в начальный период, она не была столь гибкой, как требовалось в конце ХIХ в. Введение министерств завершило процесс четкого разграничения функций органов исполнительной власти, сменило коллегиальность на единоначалие. Это привело к дальнейшей централизации государственного аппарата, к быстрому росту прослойки бюрократов-чиновников, всецело зависящих от милости царя. В условиях быстро меняющихся общественных и политических отношений система государственного делопроизводства продолжала оставаться бюрократической, громоздкой и «неповоротливой». Происшедший в 1917 г. социально-политический переворот (Февральская буржуазно-демократическая, а затем Октябрьская социалистическая революция), привели к полному разрушению государственного аппарата и созданию нового, который, хотя и усвоил старые традиции, но создавался на принципиально новых началах.


Сейчас читают про: