Логистические каналы и логистические цепи

Потребитель и поставщик материального потока представляют собой две микрологистические системы, связанные логистическим каналом (каналом распределения).

Логистический канал – частично упорядоченное множество различных посредников, осуществляющих доведение материального потока от конкретного производителя до его потребителей. Множество является частично упорядоченным до тех пор, пока не сделан выбор конкретных участников процесса продвижения материального потока. После этого логистический канал преобразуется в логистическую цепь.

Логистическая цепь – линейно упорядоченное множество участников логистического процесса, осуществляющих логистические операции по доведению внешнего материального потока от одной логистической системы до другой.

При выборе канала распределения происходит выбор формы товародвижения – транзитной или складской. При выборе цепи – выбор конкретного дистрибьютора, перевозчика, экспедитора и т.д.

Схема распределения

         
   
 
 
 
   



8,9 – потребитель вынужден покупать у одного поставщика большое количество одинакового товара;

1-6 – неудобен по тоем же причинам, т.к. РЦ 1 закупает и продает большие партии однородного товара

широкий ассортимент формирует РЦ 2

1-7-5 – наибольший сервис потребителю, но цена самая высокая

Каналы распределения продукции. Выгода производителя:

Экономия финансовых средств на распределение продукции;

Возможность вложения сэкономленных денег в основное производство;

Продажа продукции более эффективными способами;

Высокая эффективность обеспечения широкой доступности товара и доведения его до целевых рынков;

Сокращение объема работ по распределению продукции.

Системы распределения продукции:

По числу торговых точек:

Экстенсивное распределение – продукция размещается и продается в тех торговых точках, владельцы которых дали согласие на продажу;

Интенсивное распределение – производитель стремится обеспечить наличие своей продукции в максимальном числе торговых точек. Метод эффективен, если потребитель придает особое значение удобству расположения (товары повседневного спроса);

Эксклюзивное распределение – эксклюзивные права на распределение на определенной территории предоставляются ограниченному числу торговых предприятий (иногда одному). Применяется в случае, если производитель устанавливает контроль над деятельностью продавцов и уровнем обслуживания. Реализуется путем заключения эксклюзивных дистрибьюторских (дилерских) соглашений;

Селективное (выборочное) распределение – производитель сотрудничает с ограниченным числом торговых предприятий. Рассчитано на удовлетворение особых потребностей отдельных потребителей.

Горизонтальная система распределения – два и более независимых предприятия объединяют ресурсы для продвижения продукции.

Вертикальная система распределения – производители, оптовые и розничные торговые предприятия функционируют, как единая система. В такой системе один из участников канала:

Является владельцем остальных предприятий;

Заключает с остальными участниками договор;

Имеет влияние, достаточное для объединения участников в единую систему.

Формы сбыта продукции:

Самообслуживание – покупатели самостоятельно осматривают, отбирают и доставляют отобранную продукцию к единому узлу расчета;

Продажа по предварительным заказам – покупатели предварительно заказывают необходимую продукцию и получают ее в обусловленное время в магазине, на дому или по месту работы.

Индивидуальное обслуживание – продавец обслуживает каждого покупателя, консультирует по вопросам пользования, упаковывает и отпускает товар;

Продажа с открытой выкладкой – покупатели знакомятся с ассортиментом самостоятельно, а продавец проверяет качество, принимает оплату, упаковывает и отпускает товар;

Продажа по образцам – покупатели самостоятельно или с помощью продавца знакомятся с образцами товаров, которые в дальнейшем доставляются ему домой или отпускаются на складе магазина

Классификация торговых предприятий:

универмаг – широкий ассортимент. Каждой ассортиментной группой занимается специализированный отдел;

универсам – недорогой магазин с системой самообслуживания. Ассортимент шире, чем в специализированном магазине, но уже, чем в универмаге. Уровень дополнительного обслуживания ниже.;

магазин продукции повседневного спроса – небольшой магазин, предлагающий ограниченный ассортимент продукции, пользующейся постоянным спросом. Располагаются в жилых районах;

супермаркет – крупный магазин самообслуживания с низким уровнем цен и большим объемом продаж;

специализированный магазин – магазин, предлагающий узкую ассортиментную группу продукции со значительной глубиной ассортимента;

«убийца товарных категорий» - широкий ассортимент продукции четко определенной категории. Агрессивная ценовая политика основана на закупках значительного количества продукции и предложении ее по более низким ценам, чем у конкурентов с целью ликвидации их в данном рыночном секторе;

торговый комплекс (гипермаркет) – площадь торговых помещений до 10000 кв. м. Совмещает в себе универсам, магазин сниженных цен и склад-магазин. В ассортимент входят мебель, электробытовые приборы и т.д.;

торговый центр – комплекс функционально и пространственно связанных предприятий торговли, общественного питания, бытового и других видов обслуживания, обеспечивающий потребителям широкий выбор продукции и услуг в одном месте;

Классификация посредников в каналах распределения:

дилеры – оптовые, реже розничные посредники, которые работают от своего имени за свой счет. Товар приобретается по договору поставки. Дилер становится собственником продукции после ее оплаты. Отношения между производителем и дилером прекращаются после выполнения всех условий по договору поставки. В логистической цепи занимают положение, наиболее близкое к конечным потребителям. Эксклюзивные дилеры – единственные представители производителя в данном регионе. Авторизованные – работающие на условиях франшизы;

дистрибьюторы – оптовые и розничные посредники, ведущие операции от имени производителя за свой счет. Как правило, производитель предоставляет дистрибьютору право торговать своей продукцией на определенной территории в течение определенного срока. Дистрибьютор не является собственником продукции, а приобретает по договору право ее продажи. В логистической цепи обычно занимают положение между производителями и дилерами;

комиссионеры –оптовые и розничные посредники, ведущие операции от своего имени и за счет производителя. Комиссионер не является собственником продаваемой продукции. Производитель остается собственником до момента передачи продукции и оплаты ее получателем. Договор о поставке продукции заключается от имени комиссионера. Риск случайной порчи или гибели продукции лежит на комитенте. Вознаграждение – процент или разница в цене;

агенты – посредники, выступающие в качестве представителя основного по отношению к ним лица (принципала). Заключают сделки от имени и за счет принципала. По объему полномочий делятся на универсальных (любые юридические действия) и генеральных (только сделки, указанные в доверенности);

брокеры – посредники при заключении сделки, сводящие контрагентов. Брокеры не являются собственниками продукции, как дилеры или дистрибьюторы и не распоряжаются продукцией, как дистрибьюторы, комиссионеры или агенты. В отличие от агентов не состоят в договорных отношениях ни с одной из сторон и действуют на основании отдельных поручений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: