Анализ рентабельности

Результаты факторного анализа прибыли от продаж

Факторы, вызвавшие изменение прибыли в текущем периоде Сумма, тыс.руб. Структура, %
1. Изменение цен +9557 55,82
2. Объема продаж +7484 43,71
3. Изменение структуры продаж +39 0,23
4. Изменение себестоимости за счет цен на потребляемые ресурсы -587 -3,43
5. Изменение себестоимости продаж за счет изменения структуры продаж +627 3,66
Итого: +17120 +100

Наибольший вес в увеличении прибыли имели факторы изменения цен (55,82%) и объемов продаж (43,71%). Снижение прибыли на 587 тыс.руб. произошло за счет изменения себестоимости в результате изменения цен на потребляемые ресурсы, но вес этого фактора составляет всего 3,43 % в общей структуре, и он оказал незначительное влияние на снижение прибыли.

Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами.

Рентабельность – это относительный показатель прибыли, который характеризует эффективность использования всех видов ресурсов, а также эффективность осуществления производственно – коммерческой, финансовой и инвестиционной деятельности.

Рентабельность может быть рассчитана:

· в виде коэффициента - ,

· по уровню -

Для расчета показателей рентабельности могут быть использованы различные виды прибыли.

Рентабельность – характеризует сколько рублей прибыли получено с каждого рубля средств, вложенных в деятельность предприятия.

Основные показатели рентабельности:

1.

  1. - рассчитывается в целом и по отдельным видам продукции.

В процессе анализа дается оценка абсолютного изменения показателя рентабельности, выполнения плана, динамики данных показателей, а также изучается влияние факторов на изменение различных показателей рентабельности.

Важное значение уделяется оценке рентабельности активов и рентабельности собственного капитала.

Факторный анализ рентабельности активов:

1. . где

- основная деятельность;

- финансовая деятельность;

2. влияние

3. влияние

4. влияние

Факторный анализ собственного капитала:

. где

- основная деятельность;

- финансовая деятельность;

- инвестиционная деятельность;

Расчет влияние факторов по данной модели может быть проведен способом цепных подстановок, абсолютных разниц и другими.

Задача: Провести анализ рентабельности активов. Рассчитать влияние факторов на изменение рентабельности активов способом абсолютных разниц. Сделать вывод.

Показатель План Факт Отклонение % вып. плана
Выручка, тыс.руб. 10 200 12 800 + 2600 125,49
Активы, тыс.руб. 4 180 4 320 + 140 103,35
Прибыль, тыс.руб. 1 950 3 050 + 1100 156,41
0,47 0,71 + 0,24 151,06
0,19 0,24 +0,05 126,32
2,44 2,96 +0,52 121,31

Решение: влияние =

влияние =

Вывод: На предприятии активы используются эффективно, т.к. рентабельность активов увеличивается на 0,24. Из-за увеличения рентабельности прибыли на 0,05 – рентабельность активов увеличивается на 0,12, а из-за увеличения коэффициента оборачиваемости на 0,52 рентабельность активов увеличивается на 0,12.

Задача: Рассчитать показатели рентабельности, дать оценку их изменению.

Показатели План Факт Отклонение
Рентабельность продаж 0,1273 0,1273 -
Рентабельность капитала 0,0553 0,0501 - 0,0052
Рентабельность основных средств 0,1082 0,1129 + 0,0047
Рентабельность оборотных активов 0,1132 0,0899 - 0,0233
Рентабельность собственного капитала 0,0585 0,0565 - 0,002
Рентабельность общая 0,1091 0,1130 + 0,0039
Рентабельность основной деятельности 1,1053 1,0247 - 0,0806
Рентабельность площади торгового зала 12,7200 14,1597 + 1,4397
Рентабельность трудовых ресурсов 494,6000 421,8333 - 72,7667

Данные для расчета:

Показатели Ед. изм. По бизнес-плану Фактически
Товарооборот тыс. руб. 59 972 68 941
Прибыль от продаж тыс. руб. 7 632 8 779
Прибыль до налогообложения тыс. руб. 6 540 7 787
Чистая прибыль тыс. руб. 4 946 5 062
Валюта баланса тыс. руб. 89 394 10 115
Стоимость основного капитала тыс. руб. 45 704 44 839
Стоимость оборотного капитала тыс. руб. 43 690 56 276
Капитал и резервы (III П) тыс. руб. 84 527 89 588
Издержки обращения тыс. руб. 6 905 8 567
Площадь торгового зала кв. м.    
Численность чел.    

Решение:

1.

Вывод: Эффективность осуществления деятельности и использования ресурсов предприятия снижается, что является отрицательным моментом в управлении предприятием.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: