На основе поведения покупателей.
По целям применения товаров.
В зависимости от характера потребления.
- Товары длительного пользования – материальные изделия, используемые многократно.
- Товары кратковременного пользования – материальные изделия, полностью потребляемые за один или несколько циклов использования.
- Услуги – объекты продажи в виде действий, выгод или способов удовлетворения потребностей.
- потребительские товары – направленные на удовлетворение личных потребностей людей.
- товары производственного назначения – товары, используемые для производства других товаров.
Часть товаров имеет двойное назначение, и используются на промышленном и потребительском рынках – мука, ткани, строительные материалы, транспортные услуги, топливо, энергия.
- Товары повседневного спроса – товары, которые потребитель покупает часто, без раздумий и с минимальными усилиями на их сравнение между собой. Товары дорогие и приобрести их можно повсеместно.
- Основные товары постоянного спроса – товары, приобретаемые регулярно (хлеб, молоко);
- Товары импульсной покупки – приобретают без всякого планирования и поиска (шоколадные батончики, конфетки, журналы);
- Товары для экстренных случаев – приобретают при возникновении острой нужды в них (лекарства, полиэтиленовые пакеты).
Для маркетинга товаров, приобретаемых с минимальными усилиями, очень важное значение имеет распределение: чем в большом количестве торговых точек представлен товар, тем выше вероятный объем продаж.
- Товары предварительного выбора – это товары, которые перед покупкой, как правило сравнивает между собой по показателям пригодности, качества, внешнего оформления (мебель, одежда, подержанные автомобили, электробытовые приборы).
- Товары особого спроса – товары с уникальными характеристиками, ради приобретения которых значительная часть покупателей готова затратить дополнительные усилия. В этом случае потребитель точно знает, какой товар ему необходим, его усилия направлены только на поиск товара. В эту группу входят товары (марки), которым потребитель отдает явное предпочтение (модные и престижные товары).
- Товары пассивного спроса – товары, о покупке которых потребитель заранее не задумывается. Например, страховые услуги, домашние охранные системы.
- Материалы и детали (сырье – пшеница, хлопок, фрукты, рыба, лес, сырая нефть; полуфабрикаты и детали – пряжа, цемент, электродвигатели, шины).
- Капитальное имущество – постепенно используемые в производстве (стационарные сооружения – заводы, административные здания; вспомогательное оборудование – автопогрузчики, оргтехника).
- Вспомогательные материалы и услуги (писчая бумага, карандаши, материалы для технического обслуживания и ремонта; деловые услуги – мытье окон, ремонт компьютеров, консультации, реклама).
Тема 14: «Жизненный цикл товара и задачи маркетинга на различных его этапах «
Жизненный цикл товара – это время существования товара на рынке – с момента его задумки, появления на рынке и полного исчезновения с него.
Задача маркетинга: удлинить продолжительность жизненного цикла товара на рынке.
Этапы ЖЦТ: