Законодательное регулирование
Несостоятельность (банкротство) предприятий, его
Государственные органы антикризисного регулирования в РФ.
До марта 2004г. управление системой финансового оздоровления в Российской Федерации осуществлялось Федеральной службой по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО). Указом Президента РФ от 09.03.2004г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительской власти» ФСФО была упразднена и ее функции переданы трем другим органом: Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом, Министерству экономического развития и торговли и Федеральной налоговой службе (ФНС).
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2004г. № 200 «Вопросы Федерального агентства по управлению федеральным имуществом» указанный орган исполнительной власти осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, в том числе в области земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных отношений.
|
|
Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004г. № 506 Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы объявлены правопреемниками упраздненной Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству по всем правоотношениям, связанным с предоставлением интересов Российской Федерации в процедурах банкротства, предъявлением требований по уплате долга в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды. ФНС РФ может самостоятельно инициировать процедуру банкротства в отношении должника и направлять заявление в арбитражный суд.
Арбитражные суды, которые являются негосударственными органами, осуществляют контроль над процедурами банкротства предприятий. Высший Арбитражный суд России выпускает «Вестник», в котором публикуются списки фирм, в отношении которых заведено производство о признании их банкротом.
Кризис следует рассматривать не как стечение неблагоприятных ситуаций (хотя для отдельных предприятий это может быть и так), а как общую закономерность, свойственную рыночной экономике.
Кризисные ситуации, по преодолению которых не были приняты соответствующие профилактические меры, могут привести к чрезмерному разбалансированию структуры предприятия и в дальнейшем к его несостоятельности и неплатежеспособности.
Основные категории, касающиеся рассматриваемого вопроса, следующие:
1. Убыточность – процесс осуществления хозяйственной деятельности, в результате которого полученные доходы не покрывают расходов, затраченных на осуществление этой деятельности;
|
|
2. Неплатежеспособность – финансовое положение предприятия, при котором оно не может своевременно погашать свои финансовые обязательства;
3. Банкротство (несостоятельность) должника – признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды.
Угроза возможного банкротства значительно влияет на поведение субъектов хозяйствования, заставляя их проявлять осмотрительность в принятии управленческих решений и поддерживать уровень рентабельности, достаточный для обслуживания долга. Таким образом, институт банкротства необходим для стимулирования эффективности экономики.
Основными причинами несостоятельности предприятия являются:
1. Нарушение финансовой устойчивости предприятия, т.е. превышение заемного капитала над собственным;
2. Несбалансированность в течение продолжительного периода времени денежных потоков, т.е. превышением объема отрицательного денежного потока над положительным и отсутствие перспектив изменения этой негативной тенденции;
3. Продолжительная неплатежеспособность предприятия, вызванная низкой ликвидностью его активов – характеризуется значительным превышением неотложных финансовых обязательств над суммой остатка денежных средств и активов в высоколиквидной форме.
В зависимости от трех классификационных признаков: по масштабам, по природе и по продолжительности, может быть представлена следующая классификация неплатежеспособности предприятия:
1. По масштабам неплатежеспособность делится на:
- системную неплатежеспособность, присутствующую в период экономического кризиса страны. Она вызывается общественными причинами и носит всеобщий характер, проявляется в массовой неспособности предприятий реализовать свои миссии и функции;
- текущую неплатежеспособность, обусловленную длительностью жизненного цикла продукции и вызываемую материальными причинами.
В период экономического кризиса страны обе формы неплатежеспособности накладываются друг на друга и усложняют проблематику, т.к. системная неплатежеспособность ухудшает условия преодоления текущей неплатежеспособности предприятия.
2. По природе неплатежеспособность классифицируется на:
- производственно-техническую, характеризующуюся неспособностью предприятия реализовать современный технологический процесс создания продукции;
- экономическую – выражаемую в недостатке валового дохода на покрытие производственных затрат (убыточности деятельности). Основными причинами убыточности является долговременное снижение спроса на продукцию, приводящее к снижению цены ниже уровня средних издержек, а также резкий рост издержек, увеличивающий общие расходы до уровня, превышающего цену товара.
3. По продолжительности неплатежеспособность бывает:
- хроническая - сохраняющаяся в течение периода, превышающего время одного оборота оборотного капитала;
- циклическая – регулярно возникающая неплатежеспособность с периодичностью, превышающей длительность одного производственного цикла, но меньше времени одного оборота оборотного капитала.
Как уже выше было отмечено неплатежеспособность предприятия, признанная в судебном порядке, является основанием для признания его банкротом. В работе И.А. Бланка отмечается, что в законодательной и финансовой практике к основным видам банкротства относятся следующие:
- техническое банкротство – неплатежеспособность предприятия вызвана существенной просрочкой погашения дебиторской задолженности, размер которой превышает размер его обязательств. При эффективном антикризисном управлении, включая его санирование, обычно не приводит к реальному банкротству.
|
|
- реальное банкротство – финансовое состояние предприятия отвечает всем критериям неплатежеспособного предприятия, которое не может самостоятельно выполнить свои обязательства перед кредиторами и восстановить свою платежеспособность;
- умышленное (преднамеренное) банкротство – правонарушение, состоящее в умышленном создании или увеличении неплатежеспособности, совершенное руководителем, собственником предприятия или индивидуальном предпринимателем в личных интересах или интересах других лиц;
- фиктивное (ложное) банкротство – о бъявляется руководителем или собственником предприятия с целью введения в заблуждение кредиторов для получения отсрочки или рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидок с долгов. В этом случае соответствующие органы исполнительной власти и арбитражные суды вводятся в заблуждение, в результате чего в отношении предприятия, находящегося в хорошем финансовом состоянии, начинается процедура банкротства;
- заказное банкротство – заказывается заинтересованными лицами или организацией, как правило, в целях последующего приобретения предприятия по низкой цене;
- добровольное банкротство – процедура банкротства осуществляется по инициативе собственников или руководства предприятия.
- принудительное банкротство – инициатором банкротства предприятия являются лица (юридические или физические), являющиеся сторонними по отношению к предприятию (кредиторы, прокуратура, налоговые органы).
Фиктивное, умышленное и заказное формы банкротства преследуются в уголовном порядке.
В экономически развитых странах банкротство (за исключением умышленного, которое преследуется в уголовном порядке) рассматривается как нормальное явление хозяйственной жизни.
Главными причинами банкротства обычно являются низкая конкурентоспособность, чрезмерные издержки производства, недостаточный объем продаж, нехватка капитала, внутренние сложности управления, циклические колебания конъюнктуры и т.п. таким образом, банкротство как экономическое явление свойственно не только экономике, которая находится в состоянии перехода или кризиса, но и рыночной экономике.
|
|
Значительные масштабы банкротства и его роль в экономике определяют тщательную разработанность законодательства и судопроизводства по делам о банкротстве, которые должны учитывать специфику экономики страны.