Со стороны обвинения

УЧАСТНИКИ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА

Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах своей компетенции, осуществляет от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия (ч. 1 ст. 37 УПК РФ).

Под прокурором понимаются Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями Федеральным законом от 17 января 1992 г. (в последующих редакциях) «О прокуратуре Российской Федерации» п. 31 ст. 5). Вышестоящие прокуроры вправе осуществлять полномочия нижестоящих.

Полномочия прокурора и основные направления его деятельности определены в ст. 37 УПК. Полномочиями прокурора в уголовном процессе обладают прокуроры района, города, их заместители, приравненные к ним прокуроры и вышестоящие прокуроры.

Конкретные полномочия прокурора в сфере уголовного

Руководствуясь требованиями закона, прокурор осуществляет уголовное преследование, исходя из интересов потерпевшего, общества и государства. При необходимости возможен и отказ прокурора от осуществления уголовного преследования.

Конкретные полномочия прокурора в сфере уголовного судопроизводства подразделяются в зависимости от того, на каких стадиях – досудебных или судебных – он осуществляет свою деятельность.

На досудебных стадиях прокурор обладает государственно-властными полномочиями, перечень которых приведен в ч. 2 ст. 37 УПК РФ.

В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:

1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;

2) выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;

3) требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;

4) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;

5) давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменение меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

6) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления дознавателя в порядке, установленном УПК РФ;

7) рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение;

8) участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном ст. 125 УПК РФ;

9) разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;

10) отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК РФ;

11) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;

12) передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи уголовного дела в системе одного органа предварительного расследования)в соответствии с правилами, установленными ст. 151 УПК РФ, изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его следователю Следственного комитета при прокуратуре РФ с обязательным указанием оснований такой передачи;

13) утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;

14) утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт по уголовному делу;

15) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения или обвинительного акта и устранения выявленных недостатков;

16) осуществлять иные полномочия, предоставленные прокурору УПК РФ.

По мотивированному письменному запросу прокурора ему предоставляется возможность ознакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела.

В ходе судебного производства по делу прокурор государственно-властными полномочиями не обладает. В судебном разбирательстве в суде первой инстанции прокурор является государственным обвинителем. При этом он поддерживает государственное обвинение, используя закрепленные в ст. 246 УПК полномочия.

Так, государственный обвинитель представляет доказательства и участвует в их исследовании, излагает суду свое мнение по существу обвинения, а также по другим вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства, высказывает суду предложения о применении уголовного закона и назначении подсудимому наказания, прокурор предъявляет или поддерживает предъявленный по уголовному делу гражданский иск, если этого требует охрана прав граждан, общественных или государственных интересов. При наличии соответствующих оснований государственный обвинитель отказывается от обвинения и излагает суду мотивы отказа. После этого производство по уголовному делу подлежит прекращению. При отказе государственного обвинителя от уголовного преследования в какой-либо части уголовное преследование прекращается в этой же части.

Прокурор является должностным лицом, уполномоченным осуществлять уголовное преследование. Вместе с тем прокурор остается органом надзора за исполнением законов другими органами уголовного преследования, что следует считать формой процессуального руководства их деятельностью.

Следователь. Как и прокурора, законодатель к участникам уголовного судопроизводства со стороны обвинения отнес органы расследования, в том числе и следователя. Такая позиция достаточно спорна, поскольку по нашему мнению, может спровоцировать появление обвинительного уклона в расследовании, что является грубейшим нарушением законности. Полнота, объективность и непредвзятость расследования - вот главное в российской уголовно-процессуальной традиции[3].

Следователь - должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ (п. 41 ст. 5 УПК РФ). В настоящее время существуют должности следователей Следственного комитета при прокуратуре РФ, следователей органов федеральной службы безопасности, следователей Следственного комитета при МВД РФ, а также следователей органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Все следователи обладают равными полномочиями независимо от своей ведомственной принадлежности.

В соответствии с ч. 2 ст. 38 УПК РФ, следователь уполномочен:

· возбуждать уголовное дело в порядке УПК РФ;

· принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности;

· самостоятельно направлять ход расследования;

· принимать решения о производстве следственных или иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;

· давать органу дознания письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении (УПК РФ устанавливает 10-дневный срок исполнения отдельного поручения следователя).

· обжаловать с согласия руководителя следственного органа в порядке, установленном ч.4 ст. 221 УПК РФ, решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков;

· осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ, под которыми понимаются: а) полномочия следователя по производству следственных действий в ходе выполнения поручения другого следователя, производящего предварительное следствие в ином месте (ч. 1 ст. 152 УПК РФ); б) полномочия следователя в качестве руководителя следственной группы или члена следственной группы (ст. 163 УПК РФ).

Процессуальная самостоятельность следователя выражается в том, что в случае несогласия следователя с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь представляет свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора.

Если следователь не согласен с письменными указаниями руководителя следственного органа, то он может обжаловать их руководителю вышестоящего следственного органа. При этом следователь вправе представить руководителю вышестоящего следственного органа материалы уголовного дела и письменные возражения на указания своего непосредственного руководителя.

Изменения, внесенные в УПК РФ привели к перераспределению полномочий, ранее принадлежавших прокурору, в пользу руководителя следственного органа. Лишение прокурора возможности непосредственного руководства предварительным следствием связано с идеей усиления процессуальной самостоятельности следователя в уголовном процессе.

Руководитель следственного органа. Организационно и функционально следователь подчиняется руководителю следственного органа, под которым понимается должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель (п. 381 ст. 5 УПК РФ).

В уголовном судопроизводстве руководитель следственного органа обладает двумя группами полномочий:

1) по процессуальному контролю за деятельностью следователя;

2) по осуществлению уголовного преследования.

При осуществлении первой группы полномочий руководитель следственного органа, согласно ч. 1 ст. 39 УПК РФ вправе:

1) поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям, а также изымать уголовное дело у следователя и передавать его другому следователю с обязательным указанием оснований такой передачи, создавать следственную группу, изменять ее состав либо принимать уголовное дело к своему производству;

2) проверять материалы проверки сообщения о преступлении или материалы уголовного дела, отменять незаконные или необоснованные постановления следователя;

3) давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения, лично рассматривать сообщения о преступлении, участвовать в проверке сообщения о преступлении;

4) давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, о продлении, об отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения, лично допрашивать подозреваемого, обвиняемого без принятия уголовного дела к своему производству при рассмотрении вопроса о даче согласия следователю на возбуждение перед судом указанного ходатайства;

5) разрешать отводы, заявленные следователю, а также его самоотводы;

6) отстранять следователя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК РФ;

7) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего руководителя следственного органа в порядке, установленном УПК РФ;

8) продлевать срок предварительного расследования;

9) утверждать постановление следователя о прекращении производства по уголовному делу;

10) давать согласие следователю, производившему предварительное следствие по уголовному делу, на обжалование в порядке ч.4 ст.221 УПК, решения прокурора, вынесенное в соответствии с п.2 ч. 1 ст. 221 УПК;

11) возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования;

12) осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 144 УПК РФ руководитель следственного органа наделен полномочиями по ходатайству следователя продлить до 10 суток срок проверки сообщения о преступлении. При необходимости продления документальных проверок или ревизий срок проверки руководителем следственного органа может быть продлен до 30 суток.

Письменные указания руководителя следственного органа обязательны для исполнения следователем. По общему правилу, установленному в ч. 3 ст. 39 УПК РФ, такие указания следователь может, не приостанавливая их исполнения, обжаловать руководителю вышестоящего следственного органа. Однако ряд указаний следователь может обжаловать и без их исполнения.

К ним относятся указания:

об изъятии уголовного дела и передаче его другому следователю;

о привлечении лица в качестве обвиняемого;

о квалификации преступления;

об изменении объема обвинения;

об избрании меры пресечения;

о производстве следственных действий, которые допускаются только по судебному решению;

о направлении уголовного дела в суд или о его прекращении.

Вторую группу составляют полномочия руководителя следственного органа по осуществлению уголовного преследования. Он вправе возбудить уголовное дело, принять уголовное дело к своему производству и произвести предварительное следствие с полном объеме, пользуясь при этом полномочиями следователя или руководителя следственной группы.

Органы дознания - государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК РФ осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия (п. 24 ст. 5). В отличие от ст. 117 УПК РСФСР, ст. 40 УПК РФ отнесла к органам дознания не милицию, как было ранее, а органы внутренних дел, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности (ОРД).

К их числу относятся оперативные подразделения ОВД, ФСБ, ФСНК, ФСО, ФТС, СВР, ФСИН РФ. Оперативные подразделения органа внешней разведки МО проводят оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения собственной безопасности в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий этих органов.

К органам дознания отнесены также: органы Федеральной службы судебных приставов, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов и органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

Органы дознания осуществляют следующие полномочия:

· рассмотрение и разрешение сообщений о преступлениях в порядке ст. 144 УПК РФ;

· производство неотложных следственных действий (которые теперь не ограничиваются каким-либо перечнем, который был указан в ст. 119 УПК РСФСР);

· производство следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий по поручению следователя (ст. 157);

· оказание помощи следователю в проведении им отдельных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий по поручению следователя (ст. 157);

· оказание помощи следователю в проведении им отдельных следственных действий (ст. 38);

· производство дознания (ст. 223-226).

Если ранее УПК РСФСР различал две формы (или вида) дознания, то теперь производство неотложных следственных действий не является формой дознания.

Правом возбуждения уголовного дела и выполнения неотложных следственных действий наделены и другие должностные лица, не являющиеся в соответствии со ст. 40 органами дознания:

Ø капитаны морских и речных судов;

Ø руководители геологоразведочных партий и зимовок;

Ø главы дипломатических представительств и консульских учреждений РФ.

Процессуальная регламентация органа дознания характеризуется некоторой противоречивостью и неполнотой. В связи с введением процессуальной фигуры начальника подразделения дознания, с целью законодательного разграничения полномочий требуется процессуальная регламентация в УПК полномочий начальника органа дознания.

Начальник подразделения дознания. В соответствии с п. 171 ст. 5 УПК РФ начальник подразделения дознания – это должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель[4]. Таким образом, все дознаватели находятся в непосредственном подчинении данного должностного лица. По отношению к дознавателям начальник подразделения дознания имеет следующие полномочия:

1) поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела, выполнение неотложных следственных действий либо производство дознания по уголовному делу;

2) изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю с обязательным указанием оснований такой передачи;

3) отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу;

4) вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела.

При осуществлении этих полномочий начальник подразделения дознания вправе:

проверять материалы уголовного дела;

давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения.

Такие указания даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем. Одновременно дознаватель может обратиться с жалобой к начальнику органа дознания или прокурору. При этом дознаватель вправе представить начальнику органа дознания или прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника подразделения дознания.

Кроме контрольных полномочий, начальник подразделения дознания вправе самостоятельно возбудить уголовное дело, принять уголовное дело своему производству и произвести дознание в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя.

Дознаватель - должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ (п. 7 ст. 5 УПК РФ). Полномочия органа дознания, предусмотренные п. 1 ч. 2 ст. 40 УПК РФ, возлагаются на дознавателя начальником органа дознания.

Дознаватель является сотрудником органа дознания. Как правило, он имеет специальное юридическое образование и необходимый опыт работы. Список конкретных лиц, которые могут осуществлять полномочия дознавателя, утверждается приказом (распоряжением) начальника органа дознания. После появления повода к возбуждению уголовного дела начальник органа дознания или его заместитель поручает его проверку, возбуждение уголовного дела и производство дознания конкретному дознавателю.

В некоторых ведомствах (в органах внутренних дел Российской Федерации, таможенных органах Российской Федерации) созданы и функционируют специализированные подразделения дознания, состоящие из штатных дознавателей и начальника подразделения дознания.

Законом (ч. 2 ст. 41 УПК РФ) запрещено возлагать полномочия по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по этому же уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия. Данный запрет связан с тем, что в противном случае дознаватель принимал бы решения, руководствуясь не только и не столько содержащимися в уголовном деле доказательствами, но и оперативно-розыскной информацией.

В соответствии с ч. 3 ст. 41 УПК РФ дознаватель уполномочен:

1) самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ на это требуется согласие начальника органа дознания, санкция прокурора и (или) судебное решение;

2) осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК (к ним например, относится производство отдельных следственных действий по поручению дознавателя).

Для дознавателя указания прокурора и начальника органа дознания являются обязательными. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника прокурору, а указания прокурора – вышестоящему прокурору. Обжалование указаний в любом случае не приостанавливает их исполнения.

Потерпевший – имявляется физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации. Решение о признании потерпевшим оформляется постановлением дознавателя, следователя или суда (ст. 42).

Юридическим лицом, в соответствии со ст. 48 ГК является организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам за это имущество, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, имеет самостоятельный баланс или смету.

Под репутацией следует понимать создавшееся общественное мнение о достоинствах и недостатках кого-либо. Деловая репутация организации имеет материальное (денежное) выражение, признается в качестве актива, отражается в финансовой отчетности и может определяться как разница между покупной ценой организации и стоимостью по бухгалтерскому балансу всех ее активов и обязательств.

Деловая репутация определяется как совокупность качеств и оценок, с которыми их носитель ассоциируется в глазах своих контрагентов, клиентов, потребителей, коллег по работе, поклонников, избирателей.

В случае признания потерпевшим юридического лица его права осуществляет представитель.

С момента признания потерпевшим ему вручаются копии отдельных процессуальных документов: постановления о возбуждении уголовного дела, постановление о признании его потерпевшим, постановления о приостановлении или прекращении уголовного дела, постановления о приостановлении производства, приговора суда первой инстанции, решений судов апелляционной и кассационной инстанций. Он должен быть уведомлен о предъявленных обвинениях, ознакомлен с поступившими по делу жалобами и представлениями, с порядком рассмотрения и разрешения жалоб.

Потерпевший вправе: знакомиться с постановлениями о назначении судебных экспертиз; заявлять отвод эксперту или ходатайствовать о производстве судебной экспертизы в другом экспертном учреждении.

Производство экспертизы в отношении потерпевшего возможно только с его согласия или согласия его законного представителя, за исключением случаев производства экспертизы для установления его психического или физического состояния, когда возникает сомнение в его способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать показания для установления возраста при отсутствии документов или если они вызывают сомнение. При этом потерпевший вправе знакомиться с заключением эксперта (ст. 198, 195 и 196).

По окончании предварительного следствия потерпевший имеет право знакомиться со всеми материалами уголовного дела, снимать копии с материалов уголовного дела, в том числе и с помощью технических средств. В случае если в деле имеются несколько потерпевших, каждый из них вправе знакомиться с материалами, которые касаются вреда, причиненного данному потерпевшему.

Недостаточно четко прописаны правила ознакомления с делом потерпевшего по окончании дознания. В ст. 225 УПК РФ говорится, что потерпевшему по его ходатайству могут быть предоставлены для ознакомления материалы уголовного дела. Такая конструкция нуждается в коррекции.

У потерпевшего появилось право иметь представителя (адвоката - ст. 45), расходы на которого отнесены к процессуальным издержкам (ст. 131). При этом необходимо иметь в виду, что согласно ст. 132, процессуальные издержки возмещаются за счет средств федерального бюджета в случае имущественной несостоятельности лица, с которого они должны быть взысканы.

По решению мирового судьи в качестве представителя потерпевшего может быть допущено и иное лицо, о допуске которого ходатайствует потерпевший (ст. 45).

Потерпевший имеет право участвовать в следственных действиях, производимых по его ходатайству с разрешения следователя, участвовать в судебном разбирательстве в судах первой, второй и надзорной инстанций, выступать в судебных прениях, ходатайствовать о применении мер безопасности в соответствии со ст. 11 УПК РФ.

Потерпевший получил право на возмещение в денежном выражении морального вреда.

Потерпевший, в соответствии со ст. 277 УПК РФ с разрешения председательствующего, может давать показания в любой момент судебного следствия.

Несмотря на то, что права потерпевшего стали намного шире, его ограничили, как и других участников, в праве на собственноручную запись своих показаний (ст. 160 и 152 УПК РСФСР). По нашему мнению, эту ошибку необходимо устранить.

Новый УПК, на наш взгляд, правильно разрешил вопрос о допуске к делу только одного из близких родственников погибшего в качестве потерпевшего.

Новизна в понятии потерпевшего в новом законе проявилась в том, что теперь им может быть признано как физическое, так и юридическое лицо. Напомним, что по УПК РСФСР потерпевшим могло быть признано только физическое лицо.

Частный обвинитель - это лицо, подавшее заявление в суд по уголовному делу частного обвинения и поддерживающее обвинение в суде. Пострадавший от преступления становится частным обвинителем с момента принятия судом заявления к своему производству (ст. 43 УПК РФ).

К уголовным делам частного обвинения относятся уголовные дела о следующих преступлениях: ч. 1 ст. 115 «Умышленное причинение легкого вреда здоровью»; ч. 1 ст. 116 «Побои»; ч. 1 ст. 129 «Клевета»; ст. 130 «Оскорбление» УК РФ. Все уголовные дела, в которых фигурирует частный обвинитель, в силу ч. 1 ст. 31 УПК РФ подсудны мировому судье.

Соответствующие уголовные дела возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего, его законного представителя и подлежат прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым вплоть до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора.

Формальным основанием для появления у лица статуса частного обвинителя является наличие заявления, поданного лицом в суд по уголовному делу частного обвинения, и принятие данного заявления судом к своему производству (ч. 7 ст. 318 УПК РФ).

Частный обвинитель является носителем всех процессуальных прав, которые имеет потерпевший, но, кроме того, также наделяется правами, присущими только ему. Так, частный обвинитель вправе:

выдвигать и поддерживать обвинение (ст. 22), при этом уголовное дело возбуждается путем подачи заявления потерпевшим (ст. 318);

представляет доказательства и участвует в их исследовании;

излагает суду свое мнение по существу обвинения, а также по другим вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства;

высказывает суду предложения о применении уголовного закона и назначении подсудимому наказания, предъявляет и поддерживает гражданский иск по уголовному делу. В данном случае права частного обвинителя совпадают с полномочиями государственного обвинителя, предусмотренными ч.ч. 4, 5 и 6 ст. 246.

Сравнительный анализ ст. 27 УПК РСФСР и ст. 318 УПК РФ позволяет сделать вывод, что поводом к возбуждению уголовного дела является не жалоба, а заявление, что вступление в уголовное дело прокурора не лишает права частного обвинителя примириться с другой стороной.

Предварительное расследование по этой категории дел не проводится, за исключением тех случаев, когда руководитель следственного органа, следователь, а также с согласия прокурора дознаватель возбуждает уголовное дело по причине зависимости или беспомощного состояния потерпевшего или его законного представителя или по иным причинам, по которым потерпевший не может защищать свои права и законные интересы, а также в случае совершения преступления лицом, данные о котором не известны.

В случае, если поданное заявление не соответствует требованиям ст. 318, например: в заявлении нет данных о лице, привлекаемом к уголовной ответственности или списка свидетелей, которых необходимо вызвать, мировой судья возвращает заявление и устанавливает срок для устранения этих неясностей. В противном случае судья отказывает в принятии заявления.

Представителем частного обвинителя может быть только адвокат, но не близкий родственник или иное лицо (ст. 45). При этом в соответствии со ст. 20 УПК, представитель не может вместо частного обвинителя подавать заявление в суд.

Гражданский истец – этофизическое или юридическое лицо, предъявившее требование о возмещении имущественного вреда, при наличии оснований полагать, что данный вред причинен ему непосредственно преступлением. Решение о признании гражданским истцом оформляется определением суда или постановлением судьи, следователя, дознавателя. Гражданский истец может предъявить гражданский иск и для имущественной компенсации морального вреда. Гражданский иск предъявляется после возбуждения уголовного дела, но до окончания судебного следствия в суде первой инстанции, при этом он освобождается от уплаты государственной пошлины. В защиту интересов несовершеннолетних, недееспособных либо ограниченно дееспособных, других лиц, которые не могут сами защищать свои права и законные интересы, гражданский иск может быть заявлен их законными представителями или прокурором, а в защиту интересов государства - прокурором.

По сравнению с УПК РСФСР права гражданского истца стали шире, он вправе: знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием, участвовать с разрешения следователя или дознавателя в следственных действиях, производимых по его ходатайству либо ходатайству его представителя, знать о принятых решениях, затрагивающих его интересы, и получать копии процессуальных решений, относящихся к предъявленному гражданскому иску, знать о принесенных по уголовному делу жалобах и представлениях и подавать на них возражения, участвовать в судебном рассмотрении принесенных жалоб и представлений и т.д.

По окончании расследования гражданский истец, в соответствии со ст. 44, знакомится не со всеми материалами уголовного дела, а только с теми, которые относятся к гражданскому иску, и может выписывать из дела любые сведения в любом объеме.

Органы расследования принимают меры обеспечения не только заявленного, но и возможного гражданского иска. Суд, только по ходатайству гражданского истца, потерпевшего (их представителей) или прокурора может принять меры по обеспечению гражданского иска (наложение ареста на имущество, наложение ареста на ценные бумаги), в соответствии со ст. 230.

В судебном разбирательстве гражданский истец может не участвовать, если подсудимый полностью согласен с предъявленным гражданским иском. Однако кто и на какой стадии выясняет этот вопрос, закон ответа не дает.

Не понятно, почему законодатель в основаниях применения особого порядка принятия судебного решения (ст. 314) не предусмотрел согласие на это гражданского истца, поскольку возможна ситуация, когда обвиняемый согласен с предъявленным ему обвинением, но не согласен с гражданским иском.

Представители потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя – ими могут быть адвокаты, а представителями гражданского истца, являющегося юридическим лицом, также иные лица, правомочные представлять его интересы в соответствии с ГК РФ. В данном случае - это представители на основе доверенности. По постановлению мирового судьи в качестве представителя потерпевшего или гражданского истца могут быть допущены один из близких родственников либо иное лицо, о допуске которого он ходатайствует.

Для защиты прав и законных интересов потерпевших, являющихся несовершеннолетними или по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно защищать свои права и законные интересы, к обязательному участию в деле привлекаются их законные представители или представители.

Законные представители имеют такие же процессуальные права, что и представляемые ими лица, при этом личное участие в деле потерпевшего, гражданского истца или частного обвинителя не лишает их права иметь по делу представителя (ст. 45 УПК РФ), при этом ст. 25 предусматривает возможность прекращения уголовного дела в связи с примирением сторон как на основании заявления потерпевшего, так и на основании заявления его законного представителя.

Вывод: Участниками уголовного судопроизводства со стороны обвинения относятся: прокурор, следователь, руководитель следственного органа, орган дознания, начальник подразделения дознания, дознаватель, потерпевший, частный обвинитель, гражданский истец, представитель потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: