Сущность государственного бюджета. Его связь с другими звеньями финансовой системы

Организационно-правовые основы построения бюджетной системы Российской Федерации

Понятие «государственный бюджет» образовано двумя терминами:

«государственный» и «бюджет». Рассмотрим основное из них — бюджет. Бюджет — сложное финансовое явление, представляющее, с одной стороны, экономическую категорию, а с другой — реальный субъективный финансовый инструмент (рычаг) воздействия определенного субъекта на те или иные сферы жизнедеятельности общества.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Как экономическая категория бюджет выражает планомерные отношения между экономическими субъектами по поводу формирования и использования фондов денежных средств различных экономических субъектов: индивидов, коллективов, предприятий, государства, межгосударственных организаций. Отсюда различают бюджеты: индивида (конкретного физического лица), коллектива (семьи, предприятия, организации и т.п.), государства и межгосударственной организации. Первые три типа бюджета свойственны любой стране. Каждый из них имеет свое назначение, но экономическому содержанию всех органически присущи общие правила:

1. необходимость, причины, функции и общая цель функционирования;

2. экономическая основа;

3. функциональная форма;

4. функциональный механизм.

Необходимость любого бюджета обусловлена наличием у людей специфических потребностей, а также определенным складом социально-экономической жизнедеятельности. Уже в период дикости обобществление определенной части жизненных ценностей, т.е. формирование фонда группы (рода, племени) на культовые обряды, военные действия, представляло собой определенный образ бюджета. Его характерные черты: эпизодичность, строго целевое назначение, натуральная форма.

Экономическую основу возникновения полноценного бюджета составляет многообразие форм собственности. Соответственно условиями выступают товарно-денежные отношения общества.

Цель любого бюджета — финансовое обеспечение функционирования субъекта.

При переходе от бюджета вообще к бюджету государства происходит конкретизация важнейших элементов и условий. К причинам добавляется государственное устройство, а многообразие форм собственности должно предполагать государственную собственность, т. е. государство здесь выступает в качестве субъекта, владельца жизненных ценностей.

Раскрыть экономическое содержание государственного бюджета поможет рис. 1.

 
 


Рис. 1 Экономическое содержание государственного бюджета

Цель государственного бюджета — финансовое обеспечение функций государства.

Форма функционирования бюджетов — планомерность, т.е. пред­варительное составление планов формирования и использования бюджета их согласование.

Механизм бюджета — система формирования и использования денежного фонда, имеющая ряд специфических характеристик: 1) сумма поступлений бюджета; 2) сумма расходов (ассигнования, инвестиции) бюджета; 3) соотношение поступлений и расходов; 4) длительность бюджетного периода.

Поступления бюджета складываются из совокупности различ­ных платежей экономических субъектов и ряда специфических поступлений. Доходы бюджета - поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета

Расходы бюджета — это инвестиции денежных средств в раз­личные мероприятия на финансирование государственных нужд. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ расходы бюджета - выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.

Соотношение доходов и расходов принимает одну из трех форм: баланса, дефицита и профицита. Баланс отражает равенство доход­ной и расходной частей бюджета. Если расходы превышают доходы, то имеет место дефицит. Напротив, в случае превышения доходов образуется остаток свободных денежных средств — профицит. В последних двух случаях решаются проблемы устранения несоответ­ствия. В первом варианте применяются антидефицитные меры, во втором — излишек используется на государственные потребности.

Все основные характеристики находят отражение в законода­тельных актах органов государственной власти о бюджете и часто даются в процентном отношении к внутреннему валовому продукту.

Длительность бюджетного периода — это время, в течение которого реализуется конкретный бюджет. Здесь теоретически возможны любые сроки: от одного дня до нескольких лет. Известны месячные бюджеты, годовые, пятилетние и т.д. Однако на практике наибольше распространение получил годовой бюджет государства, когда он составляет 12 месяцев. При этом начинаться он может с любого числа и месяца. Так, в США бюджетный год длится с 1 октября по 30 сентября следующего года, в Японии, Канаде — с 1 апреля по 31 марта, в Швеции, Норвегии — с 1 июля по 30 июня.

В Российской Федерации бюджетный год приравнивается к календарному году и длится 12 месяцев — с 1 января по 31 декабря. (Конечно, качественно завершать и начинать бюджетный год одновременно с проведением наиболее значительных в жизни людей праздников невероятно сложно, а поэтому практически нерационально, но такова традиция. Возможно, в будущем она будет изменена).

Сущность государственного бюджета проявляется в его функциях. Объективно бюджет выполняет одну функцию — перераспределение финансовых ресурсов от субъектов, обладающих значительными жизненными ценностями, к неимущим субъектам-потребителям (табл. 1). Реализуется она через механизм формирования и использования бюджетного фонда.

Аккумулируя часть денежных средств субъектов производственно сферы общества, государственный бюджет осуществляет вторично распределение (или перераспределение) национального дохода страны. При этом запросы неимущих субъектов удовлетворяются в определенной последовательности. Сначала производят ассигнования на содержание и нужды субъектов государственного аппарата, органов правопорядка и вооруженных сил, затем неимущих и нетрудоспособных граждан, далее нуждающихся сфер производства и регионов и, наконец, на потребности непроизводственной сферы. Данное правило, за исключением первого пункта, в зависимости от тех или иных условий может меняться. Здесь действуют субъективная сторона бюджета, его возможности в качестве стоимостного финансового рычага.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: