Дореволюционный период развития управления в России

Построение административно-командной системы управления. Становление основных школ управления в СССР.

Советская управленческая мысль в 20-30 годы XX века.

Дореволюционный период развития управления в России

Тема 5. Развитие управления в России.

История отечественного менеджмента тесно связана с историей предпринимательства, ведущего отсчет с момента образования государства, то есть с Древней Руси. Если до конца XVII столе­тия в предпринимательстве доминировала торговая деятель­ность, то начиная с Петра Великого, то есть с начала XVIII сто­летия, бурно развивается промышленное предпринимательство, что диктуется, прежде всего, внешними факторами, а именно длительной Северной войной. Дальнейшее развитие предпри­нимательство получило в эпоху Екатерины II: появляются дво­рянское предпринимательство и даже крестьянское, создаются первые акционерные компании и коммерческие банки. Нако­нец, получают хождение первые бумажные деньги (ассигнации).

Настоящий бум в российском предпринимательстве наступил во второй половине XIX столетия, после отмены крепостно­го права и серии важных реформ. Период думской монархии (1907-1917гг.) стал временем консолидации предприниматель­ского общества, борьбы за свободу частного предприниматель­ства, что стимулировало создание общественно-политических и профессиональных организаций российской буржуазии. Глав­ной особенностью развития российского предпринимательства следует считать постоянную и весьма устойчивую тенденцию к вмешательству государства в деловую сферу. Отметим, что юри­дические гарантии предпринимательской деятельности стимули­ровали деловую активность как в годы Великой реформы Алек­сандра II, так и в наше время, в годы перестройки. Что касается предпринимателей в дореволюционной Россия то для них первоочередной была прибыль, и они совершали операции в самых разных отраслях, там, где высокая норма прибыли. Но во второй половине XIX в. в предпринимательской деятельности во всех сферах экономики появились определенные трудности. Поэтому коммерсанты-менеджеры стали специализироваться в определенных областях (не хватало знаний практического менеджмента). Они становились или фабрикантами, или торговцами, или банкирами. В начале XX в. на смену специализации! вновь пришла универсализация, связанная с развитием обшей системы управления, менеджмента. Акцент делался на том, что если бизнесмен-менеджер занимает достаточно высокий пост, то он должен быть экспертом во многих областях: в области финасирования, сбыта, производства и т. д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: