Социально-экономические и организационные формы предприятия

Среди качественных параметров:

1.тип собственности (государственная, частная, смешанная);

2.характер и содержание деятельности;

3.объем выпускаемой продукции, услуг;

4.способы и ведение конкурентской борьбы;

5.способы вхождения в различные союзы и объединения;

6.организационно правовые формы предпринимательской деятельности.

Основными количественными параметрами классификации работы предприятия выступают:

1.Численность работников.

2.Годовой объем капитала.

В соответствии с данными критериями:

1.Мелкие предприятия и малый бизнес (менее 100 человек).

2.Средние предприятия и средний бизнес (менее 500 человек).

3.Крупные предприятия (свыше 500 человек).

В соответствии с формами собственности в Украине могут действовать предприятия следующих видов:

1.Государственные предприятия.

2.Коллективные предприятия.

3.Совместные предприятия.

4.Арендные предприятия.

5.Частные предприятия.

6.Индивидуальные предприятия

7.Семейные предприятия.(Командитное общество)

Все предприятия в зависимости от основной цели деятельности делятся на:

· коммерческие;

· некоммерческие (исследовательские институты).

Некоммерческие предприятия отличаются от коммерческих тем, что извлечение прибыли у них - не основная цель деятельности.

Коммерческие предприятия в соответствии с их организационно-правовыми формами, можно классифицировать на:

1.хозяйственные товарищества и общества;

2.личные предприятия;

3.производственные кооперативы;

4.государственные и унитарные предприятия.

Акционерное общество (АО) – это предприятие, денежная среда которого образована объединением средств многих предпринимателей. Ими могут быть государственные предприятия и отдельные граждане. Юридические и физические лица АО обладают корпоративными правами – право собственности на долю (пай) в установленном капитале, включая права на управление, а также долю активов в случае ликвидации АО.

Пай – сумма взноса участника АО. Уставный капитал АО – представляет собой сумму вкладов его учредителей, могут входить: здания, сооружения, оборудование, ценные бумаги, права пользования землей, водой и другими природными ресурсами, денежными средствами и в валюте.

2. Производственная программа и производственная мощность предприятия.

Разрабатывая производственную стратегию промышленного предприятия, составляют производственные программы выпуска продукции и обосновывают объемы выпускаемой продукции имеющимися на предприятии производственными мощностями. Обычно производственная программа составляется в натуральных и стоимостных показателях.

Разработанная программа в натуральных показателях устанавливает:

· номенклатуру

· ассортимент выпускаемой продукции.

Номенклатура – это состав продукции по ее видам и наименованиям.

Ассортимент – характеризует состав данного вида по типам, маркам и сортам выпускаемой продукции.

В разрезе производственной программы определяют следующие стоимостные показатели:

1. Объем товарной продукции.

2. Объем реализованной продукции.

3. Валовой продукции.

4. Чистой продукции.

Базовым показателем является объем товарной продукции – отражает объем товаров и услуг в стоимостном выражении, предназначенных для реализации в данном периоде времени.

Все перечисленные показатели обычно определяются за год, квартал и месяц.

Наибольший удельный вес имеет стоимость готовой продукции.

1. Готовой продукцией считают продукцию прошедшую все стадии переработки на данном предприятии в соответствии с установленной технологией, принятую ОТК данного предприятия и оформленная приемо-сдаточными документами, и, соответственно, отправленная на склад готовой продукции.

2. В состав товарной продукции входит стоимость полуфабрикатов, предназначенных для реализации на сторону.

3. Стоимость продукции вспомогательных цехов, предназначенные для реализации на сторону.

4. Работы промышленного характера, выполняемые предприятием по заказам со стороны.

5. Товары, купленные предприятием с целью последующей реализации.

Продукция реализованная, определяемая на базе товарной продукции отличается от нее на величину изменения остатков продукции на складе предприятия и продукции отгруженной, но не оплаченной.

Изменение остатков обычно рассчитывают, вычитая из остатков на начало периода величину остатков на конец периода и по продукции, которая оседает на складе предприятия, и по продукции, которая не оплачена.

Валовая продукция – характеризует весь объем продукции произведенной на данном предприятии, независимо от степени ее готовности. Если он определяется на базе готовой продукции, то он дополняется незавершенным производством.

Незавершенное производство – это продукция, которая находится на различных стадиях производственного цикла и подлежит дальнейшей обработке на данном предприятии.

Определяя стоимостную оценку объема незавершенного производства, используется производственная себестоимость данного вида продукции и количественная оценка объемов продукции, обработка которой не закончена (тонны, штуки и др.).

Коэффициент готовности (нарастания затрат) – учитывает удельный вес затрат уже перешедших в сферу производства.

Коэффициент готовности состоит из 2-х частей:

· удельный вес затрат начальных, которые появляются в момент начала процесса производства (стоимость сырья, материалов и покупных полуфабрикатов); удельный вес затрат в металлургии 80-87%.

· удельный вес, которые несет предприятие уже в процессе производства.

В составе коэффициента они принимаются не в полном объеме, а – в половинном.

Все перечисленные показатели включают объем и овеществление труда и труда вновь созданного.

Чистая продукция – отражает величину вклада данного предприятия в создание данной продукции – состоит из затраты по заработной плате и прибыли.

Функции каждого показателя.

Товарная продукция – отражает объемы продукции, предназначенной для реализации. Используется для расчетов объемов реализованной, валовой и чистой продукции, а также для расчета материалоемкостей, структуры затрат на производство, показатели использования оборудования и производственных мощностей.

Реализованная продукция – отражает объем работ/услуг отгруженных и оплаченных. Используется для расчета обязательств предприятия по поставкам, для определения выручки от реализации для расчета прибыли.

Валовая продукция – отражает объем продукции, которая находится на стадии производства. Используется для расчета потребности в трудовых ресурсах, материальных ресурсах, при расчете загрузки оборудования.

Чистая продукция – используется для определения уровня производительности труда.

При определении изменения остатков незавершенного производства из объемов незавершенного производства на конец периода высчитывают объемы незавершенного производства, которые зафиксированы в начале периода, для того, чтобы установить, что в данный момент времени находится в процессе производства, а что ушло в объем товарной продукции.

Для аргументации объемов готовой продукции необходимо вести расчет производственных мощностей основного технологического оборудования ведущих цехов предприятия.

Под производственной мощностью понимают возможный годовой выпуск продукции по номенклатуре и ассортименту плана при полной загрузке оборудования и производственных площадей с учетом организации технических условий и используемой технологии.

Измеряется производственная мощность в тех же показателях, что и выпуск продукции. Если предполагается выпуск нескольких видов продукции, то производственная мощность определяется по каждому виду.

Производственная мощность основных цехов, участников, обычно устанавливается на начало расчетного периода (входная мощность), на конец периода (выходная), среднегодовая (средняя за год).

Коэффициент загрузки производственно мощности – определяется как отношение выпускаемой продукции к среднегодовой производственной мощности. Чем ближе этот показатель к 1, тем выше уровень мощности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: