Наличие Российского государ­ства как государственной основы кон­ституционного строя и его выраже­ния в масштабах всей страны

Основы конституционного строя предполагают правовые характеристики Российского государства, а именно: 1) демократическое; 2) федеративное и суверенное; 3) правовое; 4) имеющее республиканскую форму правления; 5) основывающееся на принципе разделения властей; 6) социальное; 7) светское.

Демократическим называют государство, которое служит своему народу, воплощает его интересы, обеспечивает осуществление государственной власти народом непосредственно, а также через органы государства[27].

Демократическое государство характеризуют такие черты, как: гласность; обеспечение прав и свобод его граждан; наличие единства государственных установлений и институтов, с одной стороны, и практики государственно-политической жизни, отношения к правам и свободам индивида, с другой.

Федеративная природа России означает, что государство составляют территориальные образования, имеющие самостоятельно формируемые органы власти, собственную территорию и население. Эти территориальные образования (субъекты федерации) обладают свойства самостоятельного субъекта права, сфера полномочий их органов определяется в нормативных актах, однако их существование не ставит под сомнение суверенитет и целостность федерации в целом.

В числе особенностей федеративного устройства России можно выделить национально-территориальный характер, асимметричность (неравенство прав субъектов) и наличие различных видов субъектов.

Содержание принципа и характеристики Российского государства как правового означает ограничение деятельности государства правовыми нормами и предполагает: а) нормативное закрепление компетенции органов государственной власти, (б) преобладание права над произволом, (в) равенство в правах – формальное равенство, (г) судебный (независимый) механизм применения правовых норм, (д) ограничение власти правами отдельной личности. Свобода усмотрения у государственных органов остается, хотя и она должна регулироваться правом в виде установления целей и принципов деятельности. В «формальном» смысле принцип правового государства предполагает также (е) следование иерархии правовых норм.

Исходя из положений ст. 1 Конституции, по форме правления Россия – республика. Республика – это такая форма правления, при которой:

В отличие от монархии, республиканская форма правления предполагает: (а) формальная конституционная законность в деятельности всех государственных органов, (б) определение компетенции органов законом, (в) формирование высших органов власти в результате выборов.

Относительно определения России как парламентской или президентской республики(1) в литературе единого мнения нет. В парламентской республике (1)правительство несет политическую ответственность перед парламентом, назначается и отправляется им в отставку, (2) глава государства может избираться парламентом, (3) со стороны правительства существует контроль за решениями главы государства, который связан с неответственностью последнего (контрассигнация), (4) глава государства не имеет права вето в отношении законов, принимаемых парламентом, (5) глава государства представляет страну, но определяет внутреннюю и внешнюю политику правительство, (6) для решения кризисов отношений парламента и правительства глава государства может распустить парламент. Некоторые из перечисленных признаков (1) и (6) обнаруживаются и в России, что позволяет говорить о формальном закреплении смешанной формы правления.

Принцип разделения власти

Государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Разделение состоит в институциональной независимости органов, разделении их функций. Одни и те же люди не могут занимать должности в разных органах, один орган не может контролировать или вмешиваться в работу других, отменять или изменять их решения, один орган не может выполнять функции других органов, каждый орган обладает организационной самостоятельностью.Этот принцип в Российской Федерации проявляется также и в разграничении полномочий и предметов ведения между федеральными государственными органами власти и органами власти субъектов федерации.

Главной проблемой в России является положение в системе разделения властей Президента РФ. По этому поводу в российском государствоведении сложилась теория особой президентской власти, координирующей деятельность других властей.

Российская Федерация – социальное государство (ст. 7 Конституции РФ). Главной задачей такого государства является:

- государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;

- охрана труда и здоровья людей;

- назначение пенсий и пособий нетрудоспособным;

- установление гарантированного минимального размера заработной платы.

Каждый человек вправе рассчитывать на достойный жизненный уровень и достижение этой цели одна из главнейших стратегических задач нашего государства.

Российская Федерация признается светским государством (ч. 1. ст. 14 Конституции РФ). Этим положением определяется отношение государства к религии. Основой этих отношений является свобода совести, поскольку никакая религия не может устанавливаться в качестве обязательной или государственной. Религиозные объединения отделены от государства, что не влечет за собой ограничений прав членов указанных объединений как граждан участвовать в управлении делами государства. Государство ведет политику нейтралитета по отношению ко всем религиозным группам, которые обязаны действовать в рамках закона.

3. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью. В соответствии с Конституцией РФ, человек, его права и свободы являются выс­шей ценностью. Признание, соблюде­ние и защита прав и свобод челове­ка и гражданина — обязанность го­сударства (ст. 2). Провозглашая этот принцип конституционного строя, Россия учитывает международный опыт и цели цивилизации, отражен­ные во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. и гласящей: признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира;

Конституция РФ определяет человека, его права и свободы в качестве высшей ценности. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст. 2). В указанной статье этот принцип дан в общем виде, конкретные права и свободы человека перечислены в других статьях второй главы Основного Закона.

Характеризуя рассматриваемую черту основ конституционного строя в целом, следует отметить[28].

· В конституции РФ учтен международный опыт, цели цивилизации и дан широкий перечень общепризнанных прав человека.

· Общепризнанные права человека органически включены во все другие конституционные институты, обеспечена их взаимосвязь с принципами хозяйствования, управления государством, федеративного устройства.

· В Конституции РФ заложены юридические основы для создания структуры, процедур и механизмов, необходимых для осуществления общепризнанных прав человека.

Приоритет прав человека, их утверждение в качестве высшей ценности невозможны без обязанности государства не только признавать эти принципы, но и неукоснительно соблюдать и защищать общепризнанные права человека. Подчеркивание прав и свобод человека как высшей ценности, не означает и не допускает какого-то принижения государства. Личность имеет обязанности перед государством; личность обязана считаться с интересами государства[29]. Государство – единственный из политических организмов, который представляет всех граждан и поэтому обязано не допускать злоупотребления правами и свободами, ибо их осуществление не должно нарушать права и свободы других лиц, в том числе общие законные интересы.

Конституция РФ регулирует ограничение прав следующим образом.

1) Видами ограничения являются: «отрицание» и «умаление» «ограничение» «регулирование» «затрагивание»

2) Права человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и (или) на основании судебного решения.

3) ограничения не должны посягать на основное содержание права, быть обоснованными, необходимыми и соразмерными тем целям, ради которых они устанавливаются.

4) Правомерными целями ограничения прав являются следующие (ст.55 ч.3).

– Защита основ конституционного строя.

– Защита нравственности и здоровья других граждан.

– Обеспечение обороны страны и безопасности государства.

– Защита прав и законных интересов других лиц.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: