Введение. ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.03 один из законов который отражает всю систему органов власти в городе

ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.03 один из законов который отражает всю систему органов власти в городе, районе. А это значит, что муниципальное образования (МО) в виде города, района, села должны иметь самостоятельные бюджеты, муниципальную собственность (объекты здравоохранения, образования, культуры).

В нашей стране около 12 тыс. МО и только половина из них смогли начать работать по ФЗ. Новый закон (куратор Путин) направлен на усиление контроля законностью и эффективностью деятельности органов МС. В нем большое количество норм, которые гарантируют соблюдение законности муниципальных органов. Данный закон является механизмом реформы, целью которой является приблизить МС к населению, повысить его финансовую устойчивость, правильно распределить полномочия между органами власти, усилить законность и «прозрачность» в действиях органов муниципального управления (МУ).

Таким образом, данная реформа приведет к совершенствованию социальной, экономической, политической системы МО. В связи с этим на первый план выдвигаются механизмы управления над локальными объектами, и есть смысл более четко и более подробно дифференцировать управленческий аппарат управления, т.е. создать систему менеджмента, менеджеров. Таким образом, возникает понятие муниципальных менеджеров, которые тождественны местному самоуправлению, как форма управления муниципальной собственностью.

Муниципальный менеджмент как прикладная дисциплина опирается на анализ существующих процессов и явлений и содержит в себе большой объем объективных знаний. С точки зрения муниципальной науки муниципальный менеджмент можно представить в виде 4 тесно связанных частей:

- эмпирической

- теоретической

- мировоззренческой

- практической

Муниципальный менеджмент – это функция МО как организации, обеспечивающая достижение стоящих перед ней целей и реализация соответствующих задач.

Муниципальный менеджмент является основным элементом муниципального управления. Муниципальный менеджмент – это воздействие субъекта на объект, который упорядочивает систему – МО. Муниципальный менеджмент предполагает четкую организацию регулирования, контроль, анализ и планирование всех объектов муниципального управления.

Система муниципального менеджмента концентрируется на локальном муниципальном учреждении. Муниципальный менеджмент как управленческая деятельность является особым видом деятельности связанным с процессом управления и отвечает на вопросы: Что делать? Как делать? Кто будет делать?

Тема 1: «Органы муниципального управления в свете концепции региональной политики РФ»

1. МУ как наука

2. Система МУ

3. Объекты МУ

1) По своей сути научные знания опираются на анализ существующих процессов и явлений. С учетом этого в муниципальном управлении (МУ) есть система знаний, включающих в себя исследование и освоение процессов и явлений происходящих в МО.

В настоящее время российское правительство уделяет большое внимание роли МС. Президент РФ разработал механизм (ряд законодательств) по защите интересов МС со стороны федеральной государственной власти. Основной целью МУ как науки является освоение и исследование потенциала возможностей самоорганизации жителей. В этих целях в 1999г. Правительством РФ выпущено Постановление №1394 «О федеральной целевой программе государственной поддержки развития МО и создание условий для реализации конституционных полномочий МС».

2) Место и роль МУ в системе МС определяется следующими характеристиками:

а) МУ имеет свои функции и компетенцию

б) МУ – это деятельность специальных субъектов как органов МУ

в) МУ является в основном исполнительной деятельностью под руководством экономических, социальных, политических и духовных сфер МО

г) МУ является подзаконной деятельностью регламентирующееся муниципальным правом.

Система, формирующая управляющие воздействие называется управлением подсистемой – субъект управления. Система, испытывающая на себе внешнее воздействие называется управляемой подсистемой – объектом управления. Обе эти системы образуют новую – систему управления.

Субъекты МУ имеют сложную организационную структуру, которая представляет собой совокупность организаций – оформленных групп людей (мун. служащих), соединенных соответствующими связями и управляющими отношениями. В МУ присутствует многосубъектность.

3) Объектом МУ является МО.

МО является сложной социально-экономической системой состоящей из населения, природно-географической среды, градообразовательной базой и жизнеобеспечивающей системы, обслуживающих функционирование, сохранение и развитие всего МО. В данном случае мы имеет многосубъектность МУ. МО организованы в городах, округах, районах.

Глава МО является координирующим элементом системы МУ и проводящим политические направления региональной политики РФ. Структурные подразделения администрации являются управляющими элементами и образуют низший уровень МУ непосредственно взаимодействующий с исполнительными элементами.

Исполнительные элементы есть муниципальные унитарные предприятия (организации). Они выполняют определенные функции, например, оказание конкретной услуги или производство товара.

Совокупные целенаправленные действия исполнительных элементов МО образует процесс его функционирования.

Тема 2: «Категория и сущность ММ. Задачи ММ и МС в социально-экономических процессах»

ММ является деятельной стороной МС. Целью ММ - создание условий высокого качества жизни населения на территории МО. Это достигается путем социально-экономических механизмов действующих на территории МО. По приоритетности эти механизмы выполняют роль социально-экономических институтов. Таким образом, эти институты и есть предмет ММ.

На практике содержание ММ состоит в анализе и оценке поведения населения и его различных групп в процессе самоорганизации социума, участие населения во власти и выборе методов деятельности с учетом состояния правового пространства и ограничения в ресурсах – это и есть деятельностная сущность ММ.

В узком смысле ММ – есть субъект управления как орган МС.

В широком смысле ММ – совокупность субъектов – органов МС от которых зависит качество жизни населения.

Действующая структура (модель) ММ

Для существования модели ММ необходимо:

1) объем компетенции органов МС, который действует в рамках закона

2) наличие ресурсов и их характеристика

3) наличие кадров определяющих уровень подготовки

4)налогоспособность населения и др.факторы

Для достижения генеральной цели ММ необходимо выполнение 6 основных задач:

1) жилищное строительство

2) улучшение городской среды

3) формирование благоприятного социального климата

4) развитие экономики МО, формирование благоприятного хозяйственного климата

5) укрепление правопорядка

6) развитие сети потребительского рыка и сферы услуг

В мире существуют следующие модели МС:

- англосаксонская (Англия, США, Канада, Австрия) – отсутствие подчинения по вертикале, нет уполномоченных центрального Правительства в МО, могут избираться не только должностные лица, но и его заместители, контроль за деятельностью МС отсутствует.

- континентальная (Германия, Франция, Италия, латинская Америка) – прямое сочетание государственного управления и МС

- советская планово-директивная (Китай, Россия при Александре 2).

МС в РФ является самостоятельной гарантируемой Конституцией РФ деятельностью населения по решению вопросов местного значения, учитывая интересы населения, его исторические и местные традиции.

МС как выражение власти составляет одну из основ к стратегии РФ. Это власть, выбранная и рожденная народом. МС имеет общественно-государственную природу, является частью государства, но его органы не входят в систему государственной власти. Государство выделяет МС части функции (полномочия) и финансовое обеспечение в виде бюджета. Содержание деятельности МС имеет направления властное и экономические органы МС выступают как субъект хозяйственной деятельности и как субъект наделенный законом, правом регулирования эту деятельность на своей территории.

Органы МС исполняют отдельные функции полученные в виде поручения от населения, а отдельные от государства.

Компетенция МС закреплена законом. МС осуществляет связь между государством и населением, между населением и субъектами муниципального хозяйства.

Тема 3: «Модели организации структур органов МС»

Организационная структура управления представляет собой совокупность звеньев аппарата управления и существующих между ними организационных связей, выражающих отношения субординации внутри данной системы. Согласно ст.8 ФЗ «Об общих принципах организации МС в РФ» структура органов МС отражается в Уставе МО. В основном система МУ включает в себя 3 элемента:

1) представительный орган

2) местная администрация

3) высшее должностное лицо МО

Полномочия, делегируемые населением:

1) подбирается пропорция между представительными органом и выбранным должностным лицом

2) только представительный орган

3) только выбранное должностное лицо

Население реализует полномочия посредством сходов и референдумов. Этим вариантом сочетания 3 элементов соответствуют следующие модели организационных структур:

1) «сильный мэр – совет»:

-совет и мэр избираются населением;

-мэр обладает правом отлагательного вето на решения совета;

-мэр самостоятельно формирует администрацию и единолично руководит ее деятельностью;

-мэр организует работу совета, председательствует на его заседании;

-подписывает акты, принимаемые советом;

-совет наделяется правом преодоления вето квалифицированным большинством голосов депутатов;

- досрочное прекращение полномочий мэра наступает в случае утраты доверия, по решению местного референдума.

2) «слабый мэр – совет»:

- мэр избирается из числа депутатов совета;

- полная подконтрольность и подотчетность мэра совету;

- мэр не имеет права вето;

- администрация формируется с согласия совета;

- права администрации ограничены решением совета;

- полномочия мэра могут прекратиться по инициативе совета или населения.

3) «совет – управляющий»:

- должность мэра не предусмотрена;

- деятельность совета осуществляется председателем совета из числа депутатов;

- председатель не имеет полномочия руководства администрацией;

- все административные функции сосредоточены у нанимаемого на контрольной основе управляющего, который формирует администрацию и руководит ею;

- отношения между нанимаемым и советом определяются условиями контракта;

4) «мэр – собрание»:

- модель может быть рекомендована только для малых поселений;

- функции представительного органа может осуществлять непосредственно население (староста – сельский сход);

- единственное выборное лицо (староста), который и осуществляет полномочия всех органов местного самоуправления за исключением утверждения местного бюджета.

Тема 4: «Функции органов МС в свете взаимодействия с экономическими структурами»

В свете взаимодействия МС с экономическими структурами МС выполняет следующие функции:

1) регулирующая – обеспечение сбалансированного комплекса социально-экономического развития территории с учетом имеющихся ресурсов и экономических рычагов;

2) стимулирующая – налоговые и другие льготы;

3) стабилизирующая – социальная и экологическая защита населения, обеспечение безопасности и предотвращение криминальных угроз;

4) привлечение хозяйствующих субъектов к решению местных проблем.

Согласно ст. 30-33 ФЗ «Об общих принципах организации МС в РФ» МО имеют взаимоотношения с экономическими структурами 2 категории:

1) находящихся в муниципальной собственности

2) не находящихся в муниципальной собственности

Статья 31. Отношения органов МС с предприятиями, учреждениями, организациями, находящимися в муниципальной собственности:

1. Органы МС определяют цели, условия и порядок деятельности предприятий находящихся в муниципальной собственности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию или услуги, утверждают их уставы, назначают руководителей, заслушивают отчеты о их деятельности.

2. Отношения между органами МС и руководителями предприятий строятся на контрактной основе.

Статья 32. Отношения органов МС с предприятиями, организациями, учреждениями не находящимися в муниципальной собственности:

1. на основе договоров

2. Органы МС координируют участие предприятий в комплексном социально-экономическом развитии территории МО

3. Органы МС не в праве устанавливать ограничения хозяйственной деятельности предприятий за исключением случаев предусмотренных ФЗ

Статья 33. Муниципальный заказ.

Органы МС могут выступать заказчиком по выполнению работ по благоустройству территории, коммуникационному обслуживанию населения, строительства и ремонта объектов социальной инфраструктуры, производству продукции, оказанию услуг для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения и на выполнение других работ с использованием для этого собственных материалов и финансовых средств.

МС воздействует на хозяйствующий субъекты:

1) муниципальный заказ

2) предоставление налоговых льгот

3) различные кредитования

4) целевое объединение различных хозяйствующих субъектов на добровольных началах

5) через СМИ

Специфические механизмы воздействия:

1) мониторинг ситуации, принятие упреждающих шагов до принятия Устава субъекта

2) контроль за движение акций - закрепление в Уставах АО права большинства на уровне 75 %, подписка и дополнительная эмиссия

3) создание условий, при которых хозяйствующие субъекты будут сами наводить порядок

Тема 5: «Стратегический менеджмент в системе муниципального управления»

Стратегические решения в системе МС. Теперь цель ММ - улучшение качества жизни каждого человека МО.

Стратегия - искусство генералов, выбирает что, когда, кому делать; всесторонне обобщенный план достижения целей.

Эффективность управления развития МО, уровень социально-экономического состояния МО, уровень качества жизни взаимосвязаны.

Богатство населения зависит от количества и качества, произведенных благ и потребления, от самочувствия населения – от его соматического здоровья. При индексе соматического здоровья населения равном 2,5 (из 6 возможных), люди могут высокопроизводительно трудиться не более 4-х часов в сутки, следовательно производить объем блага будет недостаточен для удовлетворения потребностей человека в МО будет проживать низшее население, будет высока политическая напряженность, низкая производительность труда, многочисленные антисоциальные явления. Здоровье человека – это характеристика потенциала (возможностей) населения, это и здоровье экономики, социума – важнейший показатель социально-экономического состояния МО.

Уровень дохода населения (расходы на питания после оплаты на расходы коммунальных услуг)

Корпоративный метод хозяйствования предполагает, что богатство одних создаются не за счет других. Бедные становятся более состоятельными, богатые еще богаче, относительный разрыв сглаживается. Это происходит не за счет фискальных мер проводимых государством, а в результате договорный отношений создается баланс интересов участвующих субъектов.

В этой области стратегическое направление МС должно построить наиболее эффективную социальную политику перераспределения – предоставление каждому реальных возможностей получения услуг, определяющих качество жизни (например, получение образования, повышение количества населения). Одним из стратегических направлений является возрождение корпоративного социально-экономического уклада жизни в РФ, который явился бы обязательным условием роста качества жизни населения и его благосостояния.

При составлении стратегического плана необходимо учитывать капитал, способности и возможности административного центра, интересы широких слоев населения.

Стратегическое планирование включает в себя разработку муниципальных политик в различных сферах определяющих жизни МО, разработку программ и проектов, прогнозирование и программирование социально-экономического развития. Выполнение стратегического плана призвано переводить конфликты и проблемы в цели и задачи деятельности органов управления и сообщества в целом.

Тема 6: «Содержание и реализация стратегического менеджмента на муниципальном уровне»

Стратегическое управление на муниципальном уровне содержит следующие понятия: процесс распределения и движения 5 видов ресурсов с заранее заданной целью по заранее разработанному стратегическому плану с непрерывным контролем результаты работы.

Любое МО вовлекает для достижения своих целей следующие ресурсы:

1)финансовые

2) материальные

3) людские

4) информационные

5) временные

В деятельности МУ во времени возникают различные изменения окружающей среды поэтому необходимо так называемое адаптивное управление – применяется к новой обстановке с изменением планов и моделей в зависимости от складывающейся ситуации.

Деятельность по стратегическому управлению связана с постановкой целей и задач организации и с поддержанием ряда взаимоотношений между организацией и окружением, которые позволяют ей добиваться своих целей соответственно ее внутренним возможностям, и позволяют оставаться восприимчивым к внешним требованиям.

Потенциал для достижения целей организации в будущем является одним из конечных продуктов стратегического управления. В дополнение к потенциалу другим конечным продуктом стратегического управления является ее структуры и изменения, обеспечивающие чувствительность к изменениям во внешних условиях.

На современном этапе стратегическое управление на муниципальном уровне в сфере постоянно изменяющейся окружающей среды (политика, климат, экономика) необходимы постоянно новые, эффективные и в то же время мягкие управленческие технологии. Они содержат стратегические задачи: жилищное строительство, улучшение городской среды, формирование благоприятного климата, развитие экономики МО, укрепление правопорядка в МО, развитие сети потребительского рынка.

Тема 7: «Основы стратегического планирования в муниципальных структурах. Проектный подход»

Внимание к стратегическому планированию в муниципальных структурах связано с процессами децентрализации государственного управления, которые способствовали повышению автономности в принятии решений на региональном и местном уровнях.

Стратегическое планирование – это процесс проектирования вероятного или логического будущего и предполагаемых будущих состояний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: