Финансы и финансовые ресурсы предприятия

Финансы страховой сферы.

Финансы домашних хозяйств.

У любой организации обязательно формируется база в виде различных ресурсов.

Финансы в широком смысле – те денежные отношения, которые складываются в процессе деятельности организацией.

Финансовые ресурсы предприятий – фонды денежных средств, которые формируются у хозяйствующих субъектов.

Источники финансовых ресурсов:

® Собственные / Собственный Капитал.

§ УК (формируется первично в виде выпуска акций, возможны вторичные эмиссии, возможен выкуп акций у аукционеров),

§ резервный фонд/капитал (для покрытия убытков, гарантии заемного капитала. В РФ все организации страховой, банковской, с/х, определенных отраслей промышленности обязаны иметь РК не менее 15%. Любые отчисления в РезФонд можно включать в расход организации, т.е. для уменьшения налогооблагаемой базы. Используется для выплаты дивидендов в условиях отсутствия прибыли. Может исполь),

§ добавочный фонд/капитал (создается в результате переоценки стоимости основных средств, в результате эмиссионного дохода, получения безвозмездно имущества, является совместной собственностью всех сотрудников организации. Если будет реорганизация, банкротство и пр, он будет распределен между всеми участниками организации),

§ нераспределенная прибыль (Доходы организации(продажи/выручка)-расхода = операционная прибыль, - проценты за кредит = прибыль до налогообложения/прибыль до выплаты налога-налог на прибыль = чистая прибыль à выплата дивидендов, формирование фондов и резерва, то что осталось – нераспределенная прибыль. Она является элементов СК), целевые финансирования и поступления,

§ непокрытый убыток прошлых лет. – организация имеет право за счет текущего дохода покрыть убыток прошлых лет.

® Заемные.

§ Средства, формируемые на финансовом рынке (кредиты, средства привлекаемые за счет эмиссии облигаций, векселей)

§ Средства, поступающие в порядке перераспределения (средства бюджетов и внебюджетных фондов, средства вышестоящих организаций, если таковые имеются, средства, получаемые в виде страхового возмещения или страховых выплат, прочие источники – средства нерезидентов и неденежные, коммерческие поступления)

Соотношение между этими источниками формирует устойчивость компании. Любое увеличение заемного капитала ставит организацию под угрозу банкротства. В РФ – если в течении 3-х месяцев не обеспечены обязательства на сумму 100 000 руб, начинается процедура банкротства. Это большой урон для имиджа компании.

За счет выпуска акций можно увеличить собственный капитал, а облигаций – заемный. В рыночной экономике – если организация способна выпустить заемный капитал, хотя его и нужно возвращать, зато в той сумме, в которой он был взят.

Если по акциям заявили дивиденд 200 р. Каждый год нужно будет увеличивать дивиденд минимум на темп инфляции, а если хотите увеличить капитализацию – то еще больше, порядка 250 р., например.

Есть 2 группы лиц, которых интересует это соотношение: собственники компании и менеджеры компании. Собственника интересует увеличение прибыли, менеджера интересует увеличение прибыли как можно более быстрыми темпами. àАгентский конфликт - собственника интересует долгосрочная прибыль, он готов отказаться от сегодняшней прибыли, чтобы сохранить свой бизнес. Менеджер же заинтересован в сегодняшней прибыли – в тот момент, когда он сам находится «у руля», чтобы потом дороже перепродать себя другой компании.

Факторы, влияющие на принятие решения об источниках финансирования:

§ организационно-правовая форма,

§ риск привлечения,

§ стоимость заемных источников финансирования(процентная ставка и процентные выплаты по облигациям, можно включать в совокупные затраты),

§ размеры организаций, стадия жизненного цикла (сначала – ЗК очень нужен),

§ уровень инфляции,

§ уровень мировых цен на ресурсных рынках, (ставки налогообложения, цены на нефть, энергию. Если Китай сохранит свою политику по наращению темпов роста, то цены возрастут еще в большей степени.)

§ законодательное регулирование и другие факторы.

Соотношение меняется каждый квартал.

Финансовая стратегия - механизм привлечения и эффективного использования источников финансирования.

Зачем нужно привлекать финансирование? Для увеличения прибыли, улучшение качества продукции, увеличение доли на рынке, увеличение капитализации, снижение издержек.

Виды финансовых стратегий:

® В зависимости от источников финансирования:

§ стратегия самофинансирования (преимущественное использование СК, характерно для вновь создаваемых организаций и небольших организаций)

§ стратегия заемного финансирования (> 80%) – в чистом виде почти не встречается

§ стратегия смешанного финансирования (40-60% или 60-40%, В РФ величина СК должна быть не менее 10%)

§ стратегия венчурного финансирования (за счет особо рисковых источников: факторинг, овердрафт)

® По направлениям вложения денежных средств:

§ Стратегия финансирования внеоборотного капитала

§ Стратегия финансирования оборотного капитала

® По влиянию на величину стоимости капитала:

§ Стратегия увеличения капитализации (рыночная стоимость акций* кол-во акций – характеризует масштаб организации, ее привлекательность для внешних инвесторов. Рост кап говорит об успехе компании, ее роли в экономике. Если вы вошли в рейтинг крупнейших компаний по капитализации, вы сможете брать любые кредиты на самых выгодных условиях)

§ Стратегия сохранения капитализации

§ Стратегия снижения капитализации. (если компания боится поглощения, закрытой скупки акций, менеджмент компании не заинтересован в улучшении условий для компании. Компания снижает свои активы.)

Необходимо оценить внешние рынки, позиции конкурентов, отрасли, сильные и слабые стороны своей компании, возможности изменения ситуации, за счет каких средств можно изменить финансовое положение компании.

Иерархия жизненных циклов:

® Жизненный цикл отрасли

® Жизненный цикл организации

® Жизненный цикл продукта

Эти жизненные циклы развиваются ассиметрично. Это та реальность, с которой сталкиваются абсолютно все организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: