Материальная сфера - нематериальная сфера - сфера услуг.
В рыночной экономике в сфере услуг различают рыночный и нерыночной секторы.
Нерыночный — это система государственного и некоммерческого обслуживания.
Рыночный сектор имеет следующие специфические черты:
1. высокая динамичность
2. территориальная сегментация
3. локальный характер производства и потребления услуг
4. высокая скорость оборота капитала (высокая доля оборотного капитала)
5. высокая чувствительность к изменениям рыночной конъюктуры
6. специфика организации производства услуг (большое число малых и сверх малых предприятий)
7. специфика оказания услуг (личные контакты производителей и потребителей услуг)
8. высокая степень дифференциации услуг (персонификация потребления неопределённость результата деятельности по оказанию услуг.
9. услуги часто противопоставляются продукции, хотя и в промышленности возрастает роль обслуживания, которое может включать ремонт оборудования, послепродажное обслуживание и другие услуги, связанные с продажей товаров. 10. сфера услуг обычно больше защищается государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства.
|
|
а) во многих странах транспорт и связь, финансовые и страховые услуги, наука, образование, здравоохранение, коммунальные услуги традиционно находятся в полной или частичной собственности государствами же строго контролируются и регламентируются государством
б) импорт услуг, по мнению правительств многих стран, может представлять угрозу
национальной безопасности и суверенитету, поэтому он регламентируется более жестко по сравнению с торговлей товарами.
подразделения являются по сути «малым предприятием»)
Покупка Т и У связана с потребительским риском, однако, с У связаны большие риски, чем с физическим Т.
Усиливают риски такие факторы как: неосязаемость, неразрывность взаимосвязи, единство производства и потребления.
«Неосязаемость» вызывает вопрос: «На что это может быть похоже?». Изменчивость: «Моя жизнь в ваших руках».
Исторически услуги не сопровождались предоставлением каких - либо гарантий. Бракованную кофту, машину, сумку мы можем вернуть, но как быть с неудачной стрижой, плохим учебным курсом, неправильно проведённым лечением?
В какой - то степени эту проблему решает «закон о правах потребителей».
Типы рисков.
Риск исполнителя - насколько хорошо выполнена работа?
Физический риск - не будет ли вреда для покупателя?
Финансовый риск — будут ли компенсированы затраты?
Психологический риск - как приобретение услуги повлияет на самосознание и самоуважение?
|
|
Социальный риск - как покупка повлияет на имидж человека в глазах друзей, коллег и других членов общества?
Потеря времени - потеря времени, усилий, удобств при покупке, ремонте, замене
Указанные типы рисков были детально исследованы и описаны применительно к физическим товарам. Но совсем недавно за рубежом такие исследования стали проводить применительно к услугам.
Поскольку услуги содержат неопределённости, то возможны психологические, финансовые потери, потери времени.
Различия в степени риска зависят от:
1. важности и стоимости услуг
2. от степени уверенности в себе покупателя
3. знаний и опыта покупателя
Что должен предпринять потребитель?
1. ознакомиться с рекламой
2. сравнить услуги конкурентов
3. получить отзывы специалистов
4. бывших клиентов
Методы уменьшения рисков разработаны для материальных товаров.
Применительно к услугам можно порекомендовать такие действия:
1. Продавец услуг должен определить ожидания потребителей до получения услуги. Важно привести ожидания к возможно более реалистичному уровню или подготовить потребителя к результатам до оказания услуги.
2. Необходимо заботиться о выполнении обещаний, данных в рекламных проспектах. Обещайте только то, что можете выполнить!
2. Потребители испытывают затруднения в оценке услуг, поэтому необходимо помочь им понять, что они должны искать до, в течение и после получения услуги.
3. Поскольку услуги характеризуются тесным взаимодействием людей, то большое внимание должно быть уделено отбору, обучению и наблюдению за персоналом.
4. Для уменьшения риска и привлечения покупателей рекомендуется оказывать пробные услуги. Однако, предоставление пробных услуг возможно не для всех видов услуг: невозможны пробы у зубного врача, парикмахера.
5. Изменчивость услуг может быть уменьшена путем разработки стандартов обслуживания. Предоставление доказательств, материальных частей до, в течение и после оказания услуги также может уменьшить чувство изменчивости.
6. Гарантии и обязательства по возврату средств, несмотря на сложности их обеспечения в сфере услуг, повышают интерес потенциальных клиентов к организации.
Человеку даже после принятия решения часто свойственно испытывать сомнения. Поэтому заверяйте клиента, что он сделал правильный выбор, обратившись к услугам вашей организации. Чаще применяйте: «Вы ничем не рискуете».