Функции морали. В процессе становления морали, ее выделение в самостоятельную отрасль культуры установились определенный ряд ее функций

В процессе становления морали, ее выделение в самостоятельную отрасль культуры установились определенный ряд ее функций.

1.Функция оценивания. Эта функция присуща не только морали, но и искусству, религии, праву, другим отраслям культуры. Специфика указанной функции морали заключается в том, что оценка дается сквозь призму особенных понятий морального сознания: добра, зла, пользы, справедливости, ответственности, совести, обязанности и тому подобное. Моральная оценка имеет универсальный характер и распространяется фактически на все действия и поступки человека.

Моральная оценка опирается на моральные убеждения индивида и авторитет общественной мысли.

2. Познавательная функция тесно связана с функцией оценивания, но не имеет такого же значения и интенсивности как последняя. Индивид, оценивая поступки других людей, в то же время познает, составляет представление о своем внутреннем мире и внутреннем мире этих людей.

3. Мировоззренческая функция. Мораль не сводится к простым нормам, она должна обосновывать, „оправдывать” эти нормы, указывать на то, почему они должны выполняться. То есть моральное сознание неминуемо связано с высшими ценностями, со смыслом жизни. На эти вопросы не возможно ответить без формирования четких представлений о мире в целом.

Мировоззрение формируется не только на базе знания, но вбирает у себя и чувство, являет собой своеобразный образ мира. В моральном сознании мировоззрение формируется через призму специфических понятий: мир рассматривается как добрый или злой, хаотический или упорядоченный относительно самого человека. В зависимости от характера представлений о мире понимается и смысл жизни, и счастье человека, и добро и зло, и справедливость и все такое.

4. Воспитательная функция - одна из важнейших функций морали. Без воспитания - непрерывного, интенсивного, целеустремленного - невозможно существование общества, становления отдельной личности. Также следует отметить, что в центре любого воспитания находится моральное воспитание, которое формирует духовный стержень личности.

5. Регулятивная функция являет собой синтез всех предыдущих функций, потому что в конечном итоге задача морали - это направление мыслей и действий человека. Как известно, поведение индивида регулирует не только мораль, но и право, религия, другие формы человеческого сознания. Но только мораль дает человеку наиболее важные, сущностные ориентиры, только моральные ценности являются центром всего духовного мираличности и влияют на политические, религиозные, правовые, экономические, научные вкусы, принципы, точки зрения.

Специфика регулятивной функции морали заключается в том, что:

1) мораль регулирует практически все сферы жизнедеятельности человека;

2) мораль предъявляет человеку максимальные требования: ориентироваться на моральный идеал.

Таким образом, функционирование морали в обществе являет собой сложный, универсальный и многозначный процесс.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: