Методы снижения рисков. Целью снижения рисков является снижение неопределенности во внешней среде и внутренней структуре организации

Целью снижения рисков является снижение неопределенности во внешней среде и внутренней структуре организации, повышение точ­ности прогноза количественных значений факторов риска, т. е. умень­шение среднеквадратического отклонения каждого фактора). Для этого, с одной стороны, необходимо по­вышать точность прогнозов факторов риска путем совершенствования информационного обеспечения управления рисками (организацией), применение научных основ инновационного менеджмента (это главное), а с другой — применять известные эконо­мические и организационные методы снижения рисков. Обращаем вни­мание, что сначала следует повышать научный уровень управления рисками (нельзя забывать, что оптимизированный риск дает прибыль), и только потом применять экономические и организационные методы снижения рисков.

Без повышения научного уровня управления поле допуска прогноза фактора риска и социально-экономических показателей будет большим (до 50-100% от капитала и более), что «размоет» средства и результаты по огромной площади дисперсии и до минимума снизит качество управления организацией, инвестициями, инновациями и рисками. На практике так и получается. Организации, менеджеры, инвесторы, экономисты пытаются приме­нять экономические и организационные методы снижения рисков и повышения обоснованности инвестицией без проработки истоков — научного уровня управления. В конечном счете по генеральной сово­купности инновационных и инвестиционных проектов в рамках народ­ного хозяйства получается отрицательный результат: эффективность использования ресурсов, конкурентоспособность, качество жизни па­дают. Все во всех сферах деятельности заняты «лечением», так как за него потребитель вынужден платить, а профилактикой, стоящей на

порядки дешевле «лечения» (при одинаковом результате), никто не желает заниматься.

К профилактике в экономике и управлении мы от­носим стратегический маркетинг (стратегическая сегментация рын­ков, прогнозирование потребности и ценностей, нормирование конку­рентоспособности объектов, разработки стратегии) и повышение научного уровня управления (законы, научные подходы, принципы, ме­тоды, модели). Профилактика — первична, лечение — вторично! Давно все это известно. Однако большинство во властных структурах заняты текущими делами, «ремонтом» вчерашних некачественных объектов, а не созданием наукоемкой конкурентоспособной продукции и т. д.

Рассмотрим второй этап снижения рисков — изучении экономи­ческих и организационных методов, к которым относятся:

1. Метод уклонения от рисков основан на отклонении инвестицион­ного проекта в случае обнаружения каких-либо ненадежных действий партнеров, контрагентов, поставщиков, разработанных и представлен­ных заказчику документов. Чем выше уровень неопределенности внеш­них факторов риска, тем больше будет отклоненных проектов или их исполнителей.

2. Метод распределения рисков между участниками проекта, его со­исполнителями, субподрядчиками. Применяется при большой потен­циальной эффективности проекта, ожидании положительных сдвигов в экономике, но одновременно большой неопределенности текущей и стратегической ситуации.

3. Метод диверсификации {распределения) рисков путем деления инвестиций на разные проекты (по принципу: не клади все яйца в одну корзину). Этот метод применяется при наличии нескольких, примерно с одинаковой степенью надежности, объектов инвестиций для инвестора. Диверсификация может касаться любых сфер деятель­ности организации.

4. Метод локализации источников риска используется в тех сравни­тельно редких случаях, когда удается достаточно четко и конкретно вычленить и идентифицировать источники риска. Выделив экономически наиболее опасный этап или участок деятельности, можно сделать его контролируемым и таким образом снизить уровень финального риска предприятия. Подобные методы давно применяют многие крупные про­изводственные компании, например при внедрении инновационных проектов, освоении новых видов продукции, коммерческий успех которых вызывает большие сомнения, и т. п. Для рисковых частей проекта создаются венчурные дочерние фирмы при условии допущения их к на­учно-производственному потенциалу материнской компании.

5. Метод диссипации риска представляет собой более гибкие инст­рументы управления рисками. Один из основных методов диссипации заключается в распределении общего риска путем объединения (с раз­ной степенью интеграции) с другими участниками, заинтересованны­ми в успехе общего дела. Метод диссипации отличается от метода рас­пределения рисков тем, что в первом случае риск (инвестиции) делится с посторонними физическими или юридическими лицами, а во втором — с участниками одного и того же проекта. Интеграция мо­жет быть либо вертикальной (или диагональной) — объединение не­скольких предприятий одного подчинения или одной отрасли для проведения согласованной ценовой политики, для разделения зон хо­зяйствования, для совместных действий против «пиратства» и т. п., либо горизонтальной — по последовательности технологических пе­ределов, операций снабжения и сбыта.

6. Метод компенсации рисков относится к упреждающим методам управления (управление по возмущению) путем стратегического пла­нирования деятельности организации. Для этого на стадии планиро­вания мы должны в плановых показателях компенсировать будущие трудности и неопределенности путем создания резервов.

7. Метод страхования риска заключается в образовании специаль­ного страхового фонда, его распределении и использовании для пре­одоления разного рода потерь и ущерба путем выплаты страхового возмещения. Страхователь вносит страховые платежи в соответству­ющий фонд страховщика; последний выплачивает страхователю стра­ховую сумму (как правило, значительно превышающую величину страховой пошлины) при наступлении рисковых ситуаций, оговорен­ных в страховом соглашении (договоре).

В зависимости от системы страховых отношений выделяются раз­личные виды страхования: страхование (несколько страховщиков, каждый по своей доле, и один страхователь); двойное страхование (два страховщика одной и той же суммы); перестрахование (сумма первого страховщика перестраховывается вторым страховщиком); са­мострахование (создание денежных и натуральных страховых фондов непосредственно в хозяйствующих субъектах, т. е. у страхователя).

8. Метод хеджирования заключается в страховании, снижении риска от потерь, обусловленных неблагоприятными для организации изменениями рыночных цен на товары в сравнении с теми, которые учитывались при заключении договора. Суть хеджирования состоит в том, что продавец (покупатель) товара заключает договор на его про­дажу (покупку) и одновременно осуществляет фьючерскую сделку (сделку по текущим ценам, с предоплатой, но при условии покупки в будущем) противоположного характера, т. е. продавец заключает сдел­ку на покупку, а покупатель — на продажу товара. Таким образом, любое изменение цены приносит продавцам и покупателям проигрыш по одному контракту и выигрыш — по другому. Благодаря этому в це­лом они не терпят убытка от изменения цен на товары, которые надле­жит купить или продать в будущем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: