АИС состоит из двух подсистем: функциональной и обеспечивающей

Этапы развития ИС.

Первые ИС появились в 50 годах. В эти годы они были предназначены для обработки счетов и расчета з/п, а реализовывались на электромеханических бухгалтерских счетных машинках. Это приводило к некоторому сокращению затрат и времени на подготовку бумажных документов.

60-е годы знаменуются изменением отношения к ИС. Информация, полученная из них, стала применяться для периодической отчетности по многим параметрам.

В 70-х годах ИС начинаю широко использоваться в качестве средства управленческого контроля, поддерживающего и ускоряющего процесс принятия решений.

К концу 80-ч годов концепция использования ИС снова меняется. Они становятся стратегическим источником информации и используются на всех уровнях организации любого профиля. ИС этого периода, предоставляя вовремя нужную информацию, помогают организации достичь успеха в своей деятельности, создавать новые товары и услуги, находить новые рынки сбыта и т.д.


ТЕМА «СТРУКТУРА ИС»

Информационная технология - это совокупность объединенных в технологическую цепочку методов, производственных процессов и программно-технических средств, обеспечивающих хранение, поиск, обработку и распространение информации.

АИС - это человеко-машинная система, обеспечивающая автоматизированную подготовку, поиск и обработку информации в рамках интегрированных сетевых, компьютерных и коммуникационных технологий для оптимизации экономической и другой деятельности в различных сферах управления.

Информационное обеспечение – это совокупность:

Ø единой системы классификации и кодирования информации,

Ø унифицированных систем документации,

Ø схем информационных потоков, циркулирующих в организации

Различают внемашинное и внутримашинное информационное обеспечение:

Внемашинное - совокупность информации в банке, включая:

· системы показателей,

· методы классификации и кодирования информации,

· документы и информационные потоки.

Внутримашинное - представление данных на машинных носителях в виде разнообразных по содержанию и назначению специальным образом организованных массивов (файлов), баз данных и их информационных связей.

Требования к информационному обеспечению автоматизированных банковских систем:

· Возможность экспорта (импорта) данных в текстовом и других форматах

· Обработка данных в режиме реального масштаба времени

· Безопасность хранения банковской информации

· Сохранение целостности информации при отказе технических средств

Техническое обеспечение – комплекс технических средств, предназначенных для работы автоматизированной системы, а также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы.

В состав аппаратных средств современных автоматизированных банковских систем входят:

· средства вычислительной техники;

· оборудование локальных вычислительных сетей;

· средства телекоммуникации и связи;

· оборудование, автоматизирующее различные банковские услуги: автоматы-кассиры, терминалы торговой системы, пластиковые карты и т.д.;

· средства, автоматизирующие работу с денежной наличностью.

Режимы обслуживания пользователей в сети:

· по архитектуре «файл-сервер»

· по архитектуре «клиент-сервер»

Архитектура «Файл-сервер»

Программное приложение реализуется в виде единого загрузочного модуля.

На рабочей станции осуществляются функции взаимодействия с пользователем и логическая обработка данных.

Сервер (файловый сервер) осуществляет функции хранения данных и дисковые операции чтения и записи, в обработке данных, как правило, участия не принимает.

Архитектура «Клиент-сервер»

Программное приложение разбито на две части - клиентскую, исполняемую на рабочей станции, и серверную.

На рабочей станции пользователь взаимодействует с клиентской частью, обеспечивающей обмен данными с сервером. Клиент формирует запросы к серверу на языке структурированных запросов SQL.

Сервер (сервер баз данных) обрабатывает запросы от клиента, выполняет поиск, сортировку данных, формирует ответ клиенту в виде агрегированной информации. Перекачки больших объемов необработанных данных на рабочие станции не происходит.

Програмное обеспечение АБС:

Базовое программное обеспечение - это операционные системы, СУБД и другие программные средства системного назначения. В их окружении, под их управлением функционируют прикладные программы.

Прикладное программное обеспечение - основным свойством АБС, с точки зрения прикладных потребительских свойств, является достаточная широта функционального набора.

Математическое обеспечение АБС - совокупность математических методов, моделей, алгоритмов для реализации целей и задач информационной системы, а также для обеспечения нормального функционирования комплекса технических средств.

Организационное обеспечение АБС - совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие работников с техническими средствами и между собой в процессе эксплуатации автоматизированной системы.

Правовое обеспечение АБС - совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус и функционирование информационных систем.

Существуют три принципа организации обработки данных:

· распределенная обработка данных;

· централизованная обработка данных;

· смешанная обработка данных.

При распределенной обработке данных задачи различных учреждений решаются на доступном уровне, определенном организа-ционными требованиями. Например, задачи, кото-рые способна решить система РКЦ, решаются в РКЦ, специфические задачи ГРКЦ решаются в ГРКЦ.

При централизованной обработке данных все основные задачи Банка России по региону решаются в одном месте - в региональном центре информатизации.

Основные требования к АБС:

Принцип системности

Принцип системности (системный подход) заключается в необходимости:

· разностороннего анализа структуры и деятельности банка,

· выявления состава решаемых задач,

· функционального и информационного взаимодействия элементов системы между собой и с внешней средой.

Системный подход является основополагающим как при проектировании новых информационных систем, так и при изучении и управлении действующей информационной системы.

Информационная обратная связь

Возможность использования АБС для своевременного информационного отображения результатов деятельности банка и регулирования характера его функционирования посредством принятия обоснованных решений.

Непрерывное развитие АБС

Обновление и пополнение вычислительной техники, программного обеспечения и т.д., включение которых в действующую систему должно происходить без каких-либо больших перестроек;

АБС должна наращивать мощность, постоянно расширять и пополнять набор функций.

Совместимость

Взаимодействие АБС различных видов и уровней в процессе их совместного функционирования.

Стандартизация и унификация

Использование типовых, унифицированных и стандартизированных элементов при создании и развитии АБС (типовых программных продуктов, вычислительных средств, унифицированной документации и т.п.).

Интеграция

Объединение в единой технологической цепи процедур

Ø сбора,

Ø передачи,

Ø накопления,

Ø хранения,

Ø обработки данных,

Ø формирования управленческих решений в условиях функционирования многоуровневых вычислительных систем.

Автоматизация информационных потоков и документооборота

Достигается путем широкого использования современных технических средств для

Ø сбора,

Ø регистрации,

Ø обработки данных,

Ø создания первичных и отчетных документов путем внедрения безбумажной технологии, широкого использования средств связи для передачи банковской информации на любые расстояния.

Эффективность

Выбор наиболее рациональных проектных решений, подлежащих внедрению, и получение экономического эффекта от затрат на создание АБС в процессе ее эксплуатации.

Автоматизированное рабочее место (АРМ) специалиста - это ПЭВМ с необходимым программным обеспечением, позволяющим решать задачи обработки банковской информации на рабочем месте специалиста.

Профиль – один или нескольких базовых стандартов с идентификацией выбранных классов, подмножеств, факультативных возможностей и параметров этих базовых стандартов, которые необходимы для выполнения конкретной функции или группы функций.

Базовый стандарт – международный стандарт или национальный стандарт России, рекомендация международной организации по стандартизации или стандарт "де-факто", используемый при построении профиля.

Структура профиля ИТБД состоит их восьми фрагментов:

· функциональные части автоматизированных банковских систем;

· интерфейсы пользователя;

· форматы электронных банковских сообщений;

· программные средства;

· технические средства;

· телекоммуникационная среда;

· методы и средства защиты информации;

· методы и средства проектирования.


ТЕМА «КЛАССИФИКАЦИЯ ИС»

По масштабу:

· одиночные ИС – одно или несколько приложений функционирующих на одном ПК или ином устройстве и связанных между собой единым информационным полем.

· групповые ИС – строятся на базе ЛВС.

· корпоративные ИС – являются развитием групповых систем и могут поддерживать территориально разнесенные узлы.

· глобальные ИС – функционируют в сети Интернет, охватывают территорию всего земного шара, организованы на широкую аудиторию.

По сфере применения:

· обработка транзакций:

- оперативная

- пакетная.

Для этих ИС характерен регулярный, интенсивный поток танзакций, играющих роль заказов, платежей, запросов. Требование – высокая производительность, гарантированная доставка информации о выполнении.

· система поддержки принятия решений:

- оперативно-аналитическая обработка

- экспертная система

С помощью сложных запросов производится анализ данных в различных разрезах.

· информационно-справочные системы

Системы электронной документации, гипертекстовые ИС. Основаны как правило на гипертекстовых документах и средствах мультимедиа.

· офисные ИС:

- документальные

- автоматизация делопроизводства

- управление документооборотом

Типовые функциональные элементы ИС:

PS (Presentation service) – средство представления – устройство принимающее ввод от пользователя и отображающее то, что сообщает компонент логики представления.

PL (Presentation logic) – логика представления – управляет взаимодействием между пользователем и ЭВМ, обрабатывает действия пользователя.

BL (Business logic) – прикладная логика – набор правил для принятия решений, вычислений и операций, которое должно выполнять приложение.

DL (Data logic) – логика управления данными – определяет операции, которые необходимо выполнить с БД для реализации BL, формирует пакет SQL операторов СУБД.

DS (Data service) – сервис управления данными – операции с БД реализуемые для DL.

FS (File service) – файловые операции – дисковые операции чтения, записи выполненные ОС для СУБД.

По способу организации:

· «Файл-сервер»

· «Клиент-сервер»

По особенности автоматизированной деятельности:

· АСУ:

- АСУТС

- АСУД

· СППР


ТЕМА «МЕТОДОЛОГИЯ RAD»

Проект – это ограниченное по времени целенаправленное изменение отдельной системы с четко определенными целями, с установленными требованиями к срокам, результатам, риску, рамкам расходования средств и ресурсов и к организационной структуре.

Система управления проектом должна быть достаточно гибкой, чтобы допускать корректировку без глобальных изменений в рабочей программе.

К важнейшим технико-экономическим показателям проекта относятся:

· Объём работ,

· Сроки выполнения,

· Себестоимость,

· Экономическая эффективность, обеспечиваемая реализацией проекта,

· Социальная и общественная значимость проекта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: