Финансовое право

I. Понятие, системы и источники финансового права.

II. Бюджетный кодекс РФ. Структура и основные начала.

III. Налоговый кодекс РФ. Структура и основные начала.

IV. Правовые основы валютного регулирования и валютного контроля.

Литература: Конституция РФ (1993г.), Бюджетный кодекс РФ (1998г.), Налоговый кодекс часть I (1998г.) и часть II (2000г.), «Финансовое право» под редакцией Химичевой (учебное пособие, 2000г.), «Финансовое право» под редакцией Грачевой (2000г.).

Одной из отраслей российской правовой системы является финансовое право. Финансовое право – это совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства. Сфера действия финансового права – это отношения, которые возникают в результате применения государством такого экономического рычага, как финансы.

Предметом регулирования финансового права являются финансовые отношения, складывающиеся:

Во-первых, между государством, во главе с президентом, и административно-территориальными делениями России.

Во-вторых, между финансовыми органами и юридическими лицами по уплате налогов.

В-третьих, между финансово-кредитными органами по поводу образования и распределения финансовых доходов государства.

В-четвертых, между юридическими лицами и вышестоящими органами в связи с распределением и использованием бюджетных, кредитных и собственных накоплений.

В-пятых, между финансово-кредитными органами и гражданами в связи с уплатой налогов.

Источниками финансового права являются основной закон РФ, Бюджетный кодекс, Налоговый кодекс, Таможенный кодекс, Федеральный законы и подзаконные акты.

Система финансового права – совокупность объективных и обусловленных финансовых общественных отношений, в которых в определенной последовательности построены, объединены и расположены финансово-правовые нормы. Система финансового права состоит из двух частей:

1) Общая часть, нормы которой закрепляют общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства, а также субъектов федерации.

2) Особенная часть – состоит из финансовых институтов, где сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области государственных расходов, государственного кредита, государственного страхования, банковского кредита и т.д. Это называется системой финансового права.

Финансовая система государства – совокупность и взаимосвязь различных звеньев финансов, которые образуют единую финансовую систему, состоящую из бюджетов всех уровней, финансов предприятий, организаций и отраслей хозяйства.

Центральным институтом финансовой системы является бюджет.

Бюджет – это закрепленная законом форма образования и расходования денежных средств.

Основы бюджетного устройства закреплены в статьях 71, 106, 114 Конституции РФ. В них также содержатся полномочия государственных органов по составлению и исполнению бюджета. Самый сложный процесс – бюджетный (более 2,5 лет – от составления до отчета об исполнении).

5 стадий процесса:

1) Составление проекта бюджета (составляет министерство финансов).

2) Обсуждение проекта.

3) 4 чтения в Думе, принимается в виде закона о государственном бюджете.

4) Исполнение бюджета (бюджетный год длится 13 месяцев)

5) Отчёт об исполнении бюджета (до 15 мая следующего года).

Бюджетный кодекс принят Думой 17 июля 1998 года. Кодекс состоит из 5 частей:

1 часть – Общие положения.

2 часть – Бюджетная система.

3 часть – Бюджетный процесс.

4 часть – Ответственность за нарушения бюджетного законодательства.

5 часть – Заключительные положения.

1) Бюджетный кодекс служит финансового регулирования в стране.

2) Бюджетный кодекс устанавливает общие принципы бюджетного законодательства, правовые основы функционирования бюджетной системы, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений.

3) Бюджетный кодекс определяет основы бюджетного процесса, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

Одним из главных источников бюджета являются налоги.

Система норм использования налогов – налоговое право. Налоги составляют более 80% доходной части бюджета.

Налоги – это платежи, вносимые в бюджет на основании нормативно-правового акта, вносимые в бюджет юридическими и физическими лицами, безвозмездно, в определенных размерах, в установленные сроки, для удовлетворения государственных потребностей.

Налоговые правоотношения состоят из субъектов, объектов, содержания. Субъекты – плательщики налогов, юридические или физические лица, которые обязаны, в силу закона, платить налога.

Содержанием налоговых правоотношений являются права и обязанности субъектов. Главным источником является Конституция РФ и Налоговый кодекс:

1 часть принята Думой 16 июля 1998г.

7 разделов

20 глав

2 часть принята в 2000 году.

Налоговый кодекс устанавливает систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения в том числе:

1) Налоговый кодекс определяет виды налогов и сборов.

2) Налоговый кодекс устанавливает основания возникновения и порядок исполнения обязательств по уплате налогов и сборов.

3) Определяет основания начала установления налогов и сборов с субъектов федерации и местных самоуправлений.

4) Устанавливает права и обязанности субъектов налоговых правоотношений.

Налоговое право имеет свою систему, которая включает в себя виды налогов и платежей. По уровню бюджетов налоги бывают федеральные, региональные и местные.

По способу изъятия налоги подразделяются на прямые и косвенные.

По характеру собирания и использования: общие, целевые.

По субъектам:

­– налоги, уплачиваются юридические лица

– уплачивает физическими лицами

– смешанные налоги.

2 часть Налогового Кодекса принята 29 декабря 2000 года Государственной Думой и вступила 1 января 2001 года.

4 главы:

– налог на добавочную стоимость

– акцизы

– налог с физических лиц

– единый социальный налог.

Единый социальный налог, согласно кодексу, включает в себя налоговую базу:

До 100 тыс.р. – налог 35 600 р.

От 100 001р. – 300 тыс.р. – налог 35 600 р. + 20%

От 300 001р. – до 600 тыс.р. – налог 75 600 р. + 10%

Свыше 600 тыс.р. – налог 105 600 р. + 2%

Резиденты – 13%

Не резиденты (иностранцы и лица без гражданства) – 30%

Игровой бизнес – 35%

Российское законодательство определяет валютное регулирование и валютный контроль. В России функционируют 2 вида валют:

Рублевая зона

Зона доллара

Валютное регулирование – деятельность государственных органов, направленная на регламентацию порядка совершения валютных операций. Основы организации и осуществление валютного регулирования определяется федеральным законом «О валютном регулировании и контроле», который принят верховным советом в 1992 году.

Валютное регулирование осуществляется на двух уровнях: нормативном и индивидуальном. Основным органом валютного регулирования является Центральный Банк, который издает нормативные акты, обязательные к исполнению в России, как резидентам и не резидентами. Проводит все виды валютных операций, осуществляет валютный контроль.

Валютный контроль – деятельность государства, направленная на обеспечение валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Органами валютного контроля являются Центральный Банк, правительство России, Федеральная Служба РФ по валютному и экспортному контролю, Государственный и Таможенный Комитеты.

[15.11.03]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: