Бюджетная система РФ

Разграничение компетенции в бюджетной сфере.

Местный уровень.

Уровень субъектов.

Бюджетное законодательство включает в себя:

- законы субъектов о бюджете соответствующего субъекта,

- законы субъекта о бюджете территориального ГВФ,

- иные законы субъектов, регулирующие бюджетные правоотношения.

- акты представительных органов МС о местном бюджете на соответствующий период,

- иные НПА представительных органов МС, регулирующие данные правоотношения.

БК обладает приоритетом перед всеми другими НПА, которыми регулируются бюджетные правоотношения. Соответственно, ФЗ, законы субъектов РФ, муниципальные НПА не могут противоречить БК (ч.2 ст.2 БК РФ).

Что касается подзаконных НПА, то они являются тем источником БП, который достаточно активно используется. Ст.3 БК подробно определяет, кто вправе принимать и в каких случаях.

Возникает в связи с тем, что РФ федеративное государство, кроме того, К РФ объявляет самостоятельность ОМС. Таким образом, три уровня публичной власти. На каждом уровне свой субъект.

В отличие от большинства федеративных государств, К РФ почти не содержит норм, позволяющих провести четкое разграничение бюджетных полномочий между уровнями власти. В нашем случае, лишь отдельные пункты ст.71 и ст.72 (п.ж,з ст.71, п.и ст.72 – установление общих принципов налогообложения в РФ), ст.132 – про ОМС, устанавливают местные налоги и сборы…

БК и стал тем актом, который конкретизировал положения К РФ, в частности, для того, чтобы понять как разграничиваются полномочия между РФ, субъектами РФ и МО, нужно обратиться к преамбуле БК, ст.7 (бюджетные полномочия РФ), 8 (субъектов РФ) и 9 (МО).

В рамках каждой из групп полномочий можно выделить несколько подгрупп:

Бюджетные полномочия РФ:

- полномочия в отношении бюджетного процесса для всех бюджетов бюджетной системы РФ,

- в отношении бюджетного процесса на федеральном уровне.

Полномочия субъектов РФ:

- в отношении бюджетного процесса на региональном уровне,

- на местном уровне.

Специальные правила определения бюджетных полномочий установлены для городов федерального значения. В частности, более широкие полномочия в отношениях со своими МО.

Полномочия МО:

- бюджетные полномочия, которые распространяются на все виды МО,

- бюджетные полномочия муниципальных районов (шире, чем у поселений),

- одно полномочие выделено применительно к поселениям.

Ст.6 БК → бюджет – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

В настоящее время в БК отсутствует указание на определение бюджета фондом денежных средств. Однако понятно, что бюджет в материальном смысле представляет собой централизованный публичный фонд денежных средств, контроль за использованием которого обеспечивается в рамках публичной деятельности.

Таким образом, можно говорить о двух подходах к понятию «бюджет»:

1. динамичный – тот, который закреплен в БК,

2. статичный – бюджет - это фонд денежных средств (еще можно назвать материальным подходом).

Признаки бюджета:

1. структура

Включает три основных компонента:

- доходы,

- расходы,

- заимствования.

2. темпоральный признак – действия во времени

Бюджет, поскольку представляет собой финансовый план, формируется и подлежит использованию в течение ограниченного периода времени, а именно, в соответствии с действующим законодательством, на финансовый год и плановый период.

Финансовый год имеет следующие временные рамки – с 1 января по 31 декабря (соответствует календарному году). Плановый период – 2 года.

3. Правовая форма бюджета.

Бюджет существует в определенной правовой форме – в форме ФЗ, закона субъекта, акта представительного органа МС о бюджете. Соответственно, федеральный бюджет и бюджет ГВФ разрабатываются в форме ФЗ, бюджеты субъектов и территориальных ГВФ – в форме законов субъектов, а местные бюджеты – в форме акта представительного органа власти.

4. цель использования – обеспечение публичного интереса.

Бюджетная система – в ст.6 БК – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая законодательством РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов ГВФ.

Элементами бюджетной системы являются бюджеты.

Структура бюджетной системы закреплена в ст.10 → 3 элемента:

- федеральный уровень,

- региональный,

- местный.

Структура бюджетной системы конституционна, она отражает федеративное устройство и самостоятельность местного самоуправления.

1 уровень – федеральный

Включает федеральный бюджет и бюджеты ГВФ (а именно бюджеты ПФ РФ, ФФ СС, ФФ ОМС)

Предназначены для исполнения расходных обязательств РФ и использования иных форм образования и расходования денежных средств не допускается.

Правовая форма – ФЗ.

В соответствии со ст.169→ проект федерального бюджета и бюджетов ГВФ составляются и утверждаются сроком на 3 года (очередной финансовый год и плановый период).

2 уровень – региональный.

Каждый субъект РФ имеет свой бюджет и бюджет территориального ГВФ.

В структуре выделяем бюджеты субъекта РФ и бюджеты территориального фонда ОМС.

Правовая форма – закон субъекта.

Проект бюджета составляется либо на очередной финансовый год либо на очередной финансовый год + плановый период. Выбор за законодательным органом субъекта. Региональный законодатель должен определиться со сроком в любом законе, за исключением закона о бюджете, т.е. в самом законе о бюджете не может быть определено на какой период он принимается, должно быть отдельное законодательное регулирование. Закон особый акт, который лишь содержит определенные показатели финансового рода и не может устанавливать какие-либо права и обязанности. Даже если на региональном уровне принято решение принимать соответствующие бюджеты на 1 год, это не отменяет осуществлять финансовое планирование на среднесрочный период, потому что это одно из приоритетных направлений реформирования бюджетного процесса. Если законодатель отказывается от утверждения закона о бюджете на год и плановый период, то Высший орган исполнительной власти обязан разрабатывать и утверждать среднесрочный финансовый план, т.е. финансовое планирование осуществляется в рамках акта органа исполнительной власти.

Соответственно, данные бюджеты предусмотрены для исполнения расходных обязательств субъекта РФ и использование субъектом РФ иных форм для исполнения расходных обязательств не допускается.

3 уровень – местный.

Два подуровня, которые соответствуют двухуровневой системе организации МС в РФ.

В рамках первого подуровня:

- бюджеты муниципальный районов,

- бюджеты городских округов,

- бюджеты внутригосударственных территориальных образований СПб и Москвы.

Второй подуровень → бюджеты поселений.

У каждого МО должен быть свой бюджет, правовой формой которого является акт представительного органа МС. Аналогично ситуации с субъектами РФ, в БК также предоставлена возможность МО выбора утверждать соответствующие бюджеты на финансовый год и плановый период или ограничиться только очередным финансовым годом. В том случае, если бюджет разрабатывается и утверждается только на финансовый год, то исполнительным органом МО разрабатывается среднесрочный финансовый план МО. Местные бюджеты – это единственная форма для исполнения расходных обязательств МО.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: