double arrow

Уровень риска


Личностные оценки руководителя

Факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений

Качество управленческого решения определяет в зна­чительной мере конечный результат и эффективность выпол­нения задач управления.

Насколько эффективными и качественными будут принимаемые решения, зависит от целого ряда факторов.

Мескон выделяет следующие основные факторы [1].

· личностные оценки руководителя,

· уровень риска,

· время и изменяющееся окружение,

· информационные ограничения,

· поведенческие ограничения,

· отрицательные послед­ствия,

· взаимозависимость решений.

В отношении принятия решений оценки выступа­ют в качестве компаса, указывающего человеку желательное направ­ление, когда приходится выбирать между альтернативами действий.

Все управленческие решения построены на фундаменте чьей-то системы ценностей.

Каждый человек обладает своей системой ценностей, которая определяет его действия и влияет на принимаемые решения.

Исследования подтверждают, что ценностные ориентации влияют на способ, ко­торым принимаются решения.




Например, руководитель, ставящий на первое место максимизацию прибыли, скорее всего, не вложит средства в реконструкцию кафетерия и комнат отдыха для рабочих.

Немаловажное значение имеют культурные различия, хотя, как можно ожидать, существует сходство ценностных ориентации управляющих из разных стран.

На­пример:

· австралийские руководители предпочитают «мягкий» подход к управлению и уделяют значительное внимание своим подчиненным;

· южнокорейские больше значения придают силе и плохо воспринимают проблемы других;

· японские демонст­рируют уважение к вышестоящим и отличаются высокой преданностью компании.

Некоторые организации используют формальные декларации о корпоративных ценностях, чтобы решения, принимаемые руководителями, и действия всех работников организации отражали общую систему ценностей.

Организации, провозгласившие декларации о ценностях, доводят до сведения людей ожидания, опирающиеся на признание таких ценностей, посредством разнообразных форм обучения.

При принятии управленческих решений всегда важно учитывать риск.

По сути дела, решения принимаются в разных обстоятельствах по отношению к риску. Эти обстоятельства традиционно классифицируются как усло­вия

· определенности,

· риска

· неопределенности.

Определенность.

Решение принимается в условиях определенности, когда руководитель в точности знает результат каждого из альтернативных вариантов выбора.

Сравнительно немногие организационные или персональные решения принима­ются в условиях определенности. Однако они имеют место и зачастую элементы более крупных решений можно рассматривать как определенные.



Авторы и исследо­ватели экономико-математических методов называют ситуации с наличием опреде­ленности детерминистскими (детерминированными).

Риск.

К решениям, принимаемым в условиях риска, относятся такие, результаты которых не являются определенными, но вероятность каждого результата известна.

Вероятность определяется как степень возможности свершения данного события и изменяется от 0 до 1. Сумма вероятностей всех альтернатив должна быть равна единице.

Руководство обязано учитывать уровень риска в качестве важнейшего фактора. Существуют способы получения организацией релевантной информации, позволяющей объективно рассчитать риск.

Доклады правительст­ва по вопросам труда, экономики, результаты переписей (цензы) содержат огромный массив данных по структуре народонаселения, росту цен, распределению доходов, инфляции, заработной плате и т.п.

Крупные торговые организации предоставляют информацию, имеющую особый интерес для конкретных отраслей, например, о том, сколько женщин в возрасте от 19 до 25 лет читают ежемесячно журнал «Космополитен» в противовес «Тайм».

Когда внешняя информация недоступна, организация может добыть ее своими силами, проведя исследование.

Кроме того, вероятность может быть определена экспертным путем.

Вероятность будет определена объективно, если поступит достаточно информа­ции для того, чтобы прогноз оказался статистически достоверным.



Во многих случаях организация не располагает достаточной информацией для объективной оценки вероятности, однако, опыт руководства подсказывает, что имен­но, скорее всего, случится с высокой достоверностью.

В такой ситуации руково­дитель может использовать суждение о возможности свершения альтернатив с той или иной субъективной или предполагаемой вероятностью.

Неопределенность.

Решение принимается в условиях неопределенности, ког­да невозможно оценить вероятность потенциальных результатов.

Это должно иметь место, когда требующие учета факторы настолько новы и сложны, что насчет них невозможно получить достаточно релевантной информации.

В итоге вероятность определенного последствия невозможно предсказать с достаточной степенью досто­верности.

Неопределенность характерна для некоторых решений, которые приходит­ся принимать в быстро меняющихся обстоятельствах.

Наивысшим потенциалом неопределенности обладает социокультурная, политическая и наукоемкая среда.

На практике очень немногие управленческие решения приходится принимать в условиях полной неоп­ределенности.

Сталкиваясь с неопределенностью, руководитель может использовать две основ­ные возможности.

· Во-первых, попытаться получить дополнительную релевантную информацию и еще раз проанализировать проблему. Этим часто удается уменьшить новизну и сложность проблемы.

· Руководитель сочетает эту дополнительную инфор­мацию и анализ с накопленным опытом, способностью к суждению или интуицией, чтобы придать ряду результатов субъективную или предполагаемую вероятность.

· Вторая возможность — действовать в точном соответствии с прошлым опытом, суждениями или интуицией и сделать предположение о вероятности событий.

Это необходимо, когда не хватает времени на сбор дополнительной информации или затраты на нее чересчур высоки.







Сейчас читают про: