Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Введение. Вопрос 3. Понятие, сущность и правовые основы должности. Правовой статус должности. Учреждение, замещение, ликвидация должности. Классификация




Литература

Заключение

Вопрос 3. Понятие, сущность и правовые основы должности. Правовой статус должности. Учреждение, замещение, ликвидация должности. Классификация должностей.

3.1. Квалификационные требования к должностям в органах внутренних дел Российской Федерации.

3.2. Исполнение обязанностей по должности. Временное отстранение от должности. Освобождение от должности с зачислением в распоряжение органа внутренних дел. Прикомандирование.

При определении административно-правового статуса сотрудника органов внутренних дел особо важное значение имеет правильное понимание правового значения и классификации государственных должностей государственной службы.

Должность в правовой науке определяется в самых разнообразных значениях и сочетаниях.

С организационной точки зрения должность представляет собой определенную структурную единицу, находящуюся в системе государственной службы. В этом смысле должность является независимой от самого государственного служащего, т.е. от конкретного лица, ее замещающего. Она первоэлемент, «кирпичик» государственного органа. Таким образом, государственный служащий не является «собственником» замещаемой им должности. При осуществлении должностных функций он лишь должен исполнять содержащиеся в законодательных и иных нормативных актах служебные функции и задачи.

С правовой точки зрения понятие «должность» используется также традиционно, определяя порядок установления и содержание статуса лица, занимающего государственную должность и включаемых в него элементов.

С финансовой точки зрения должность – это бюджетный пост. Штаты государственных служащих должны быть учтены в государственном бюджете. Создание и изменение перечня должностей оказывает большое влияние на формирование бюджета государства.

Применительно к органам внутренних дел в статусно-правовом аспекте, например, можно рассматривать инспекторские должности различных служб (лицензионно-разрешительной, миграционной и др.), наделенных практически одинаковыми контрольными и надзорными полномочиями по применению мер административного принуждения.

Наиболее тесно должность связана с компетенцией органа и его структурными звеньями. Компетенция органа распределяется между его структурными подразделениями, а компетенция последних – внутри каждого их них – по должностям. Должность закрепляет часть компетенции, полномочий органа.

Должности на государственной службе следует различать по правовой форме выражения и закрепления их правового статуса, т.е. закреплены ли они в Конституции РФ, в федеральных законах или в других правовых актах. Эту особенность следует учитывать при разработке перечня должностей, утверждении его, а также при последующих изменениях, поскольку правовые акты, в которых должности закреплены, имеют различные правовые свойства.




Так, например, в соответствии с частью 1 ст. 28.3 КоАП РФ правом составления протоколов за совершение правонарушений, отнесенных к компетенции органов внутренних дел по ст. 23.3 КоАП РФ, наделены все должностные лица ОВД. В то же время по целому ряду правонарушений, перечисленных в п.1 части 2 ст. 28.3 КоАП РФ, перечень должностных лиц ОВД, уполномоченных составлять указанные протоколы, установлен Приказом МВД России от 2 июня 2005 г. N 444.

Кроме того, должности различаются по органам, их устанавливающим. Все должности делятся на устанавливаемые палатами Федерального Собрания РФ, Президентом РФ, Правительством РФ, министерствами и др. Практическое значение данной классификации заключается в том, что каждый государственный орган должен знать объем своих полномочий в части установления государственных должностей. Так, Президент и Правительство РФ утверждают положения о министерствах и принимают акты, определяющие полномочия руководящих работников министерств, они же утверждают организационную структуру министерств и штатные расписания.

Таким образом, одни органы утверждают статус должности – вводят ее в перечень государственных должностей, определяют место в организационной структуре, устанавливают оплату труда.

Объем же полномочий по этим должностям определяется другими органами (руководителями органов, структурных подразделений), которые осуществляют основные функции руководства отраслями, предприятиями, учреждениями, в которых утверждаемые должности состоят.



В действующем законодательстве государственная должность определяется как «должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации» (ст. 1 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

В данной норме раскрывается узловое понятие для организации государственной службы в Российской Федерации, а именно – понятие государственной должности. Кроме того здесь обозначены основные элементы правового статуса государственной должности.

Кроме того, в качестве элемента правового статуса государственной должности можно выделить установленное денежное содержание, т.е. предусмотренные законодательством размеры должностного оклада и надбавок к нему (см. например, ст. 2Федерального закона от 19 июля 2011 г. №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Также в качестве элемента правового статуса государственной должности можно выделить ответственность должностного лица за исполнение своих обязанностей. Здесь речь идет об ответственности государственного служащего за нарушение должностных действий по службе (в рамках обязанностей и прав по должности), а равно за не достижение цели по вине государственного служащего.

К элементам правового статуса государственной должности можно отнести порядок и условия замещения конкретной должности, а также порядок ее учреждения.

Таким образом, подводя итоги сказанному, оценивая все перечисленные признаки в совокупности, можно сформулировать следующее краткое определение понятиягосударственной должности правоохранительной службы органа внутренних дел: это штатная единица, предусмотренная в структуре ОВД для обеспечения реализации его задач и функций, замещаемая в соответствии с законодательством лицами, наделяемыми необходимыми властными полномочиями по выполнению обязанностей за плату из федерального бюджета.

Должности в органах внутренних дел - должности сотрудников органов внутренних дел, которые учреждаются в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, его территориальных органах, подразделениях, организациях и службах.

Государственные должности, замещаемые государственными служащими, являются в своей совокупности важнейшим элементом института государственной службы. Как мы уже знаем, одним из признаков институционализации, является совокупность норм права регулирующих те или иные процессы, явления. Следовательно, при рассмотрении данного вопроса необходимо особое внимание уделить данным источникам.

К примеру, в историческом контексте, особый интерес представляет Закон «О порядке государственной службы в Российской империи (чины по старшинству и последовательность чинопроизводства)» от 24 января 1722 года, утвержденного Петром I. Данный правовой акт утвердил в своих положениях чины, так называемые «Табели о рангах», которые в свою очередь подразделялись на три типа: военные, cтатские и придворные, и делились на четырнадцать классов. К каждому классу приписывался чин.

Петровская «Табель о рангах» насчитывала 263 должности. Проводя параллель, можно утверждать, что перед нами первый сводный реестр государственных должностей России.

Правовая основа должностей государственной службы Российской Федерации представлена:

- Федеральным законом от 27 мая 2003 г. №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»;

- Федеральным законом от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;

- Федеральным законом Российской Федерации от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и другими нормативными правовыми актами.

При анализе Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» мы видим, что в статье 8 идет градация должностей государственной службы. В частности, должности государственной службы подразделяются на:

- должности федеральной государственной гражданской службы;

- должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации;

- воинские должности;

- должности правоохранительной службы.

Кроме того, должности государственной службы распределяются по группам и (или) категориям в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы и законами субъектов Российской Федерации.

Здесь важно заметить, что с одной стороны перечень и категории должностей напрямую обусловлены задачами и функциями, определенными для конкретного государственного органа. Так, например, в связи с передачей органам внутренних дел функций по осуществлению контроля в сфере миграционной политики, в системе МВД России были сформированы соответствующие подразделения, предусматривающие в своей структуре различные вновь вводимые должности государственной службы.

С другой стороны – с помощью должностей обеспечивается персонализация управленческих функций и обязанностей, четкое разделение труда в аппарате, индивидуализация ответственности служащих.

Классификация должностей содействует профессионализации аппарата государства. Она нацеливает гражданина на приобретение определенных знаний, выполнение определенной работы, получение определенного места в служебной иерархии. Законодательство Российской Федерации определяет, что квалификационные требования к гражданам для замещения должностей государственной службы устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В частности, Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в статье 12 устанавливает квалификационные требования к должностям гражданской службы. К ним относятся: требования к уровню профессионального образования, стажу службы, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

В свою очередь, Федеральный закон Российской Федерации «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» классифицирует должности органов внутренних дел. Так, они подразделяются на:

1) должности высшего начальствующего состава;

2) должности старшего начальствующего состава;

3) должности среднего начальствующего состава;

4) должности младшего начальствующего состава;

5) должности рядового состава.

Здесь следует уточнить, что, назначение на должности высшего начальствующего состава и освобождение от этих должностей осуществляются Президентом Российской Федерации, а назначение на должности рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава осуществляется руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем.

Данный порядок назначения определяется законодательством Российской Федерации. В частности, глава 11Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»устанавливает принципы и основные направления формирования кадрового состава органов внутренних дел, а Федеральный закон «О полиции»в главе 7 определяет условия службы в полиции.

Трудовой кодекс РФ употребляет понятие «замещение должностей» применительно к заключению трудового договора при избрании по конкурсу (ст. 16, 18 ТК РФ). В свою очередь, Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в статье 25, также предусматривает замещение должностей в органах внутренних дел по конкурсу.

Другими словами, приназначение на отдельные должности в органах внутренних дел, такое назначение осуществляется по результатам конкурса, который заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности в органах внутренних дел, их соответствия установленным квалификационным требованиям к соответствующей должности.Для проведения конкурса на замещение вакантной должности в органах внутренних дел образуется конкурсная комиссия.

Законодательством предусмотрен ряд ограничений на замещение вакантной должности в органах внутренних дел. Претенденту может быть отказано в допуске к участию в конкурсе, если он:

- не соответствует квалификационным требованиям к этой должности;

-в отношении его существуют ограничения для поступления на службу в органы внутренних дел и ее прохождения.

Организационные основы, порядок и условия проведения конкурса на замещение вакантной должности в органах внутренних дел устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Сокращение (ликвидация) должности в органах внутренних дел возможна в соответствии с законодательством. Так, статья 31Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусматривает- отношения, связанные с гражданской службой, при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы.

Аналогичная нормой содержится и в Федеральном законе «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Содержание этой нормы предусматривает, что приупразднение (ликвидация) территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или подразделения либо сокращение замещаемой сотрудником должности в органах внутренних дел,происходит зачисление сотрудника органов внутренних дел в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения.

Здесь следует уточнить, что сотруднику должна быть предоставлена должность с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа.

Непременным атрибутом формирования государственной службы в органах внутренних дел является становление и развитие института государственной службы, занимающего приоритетное место в реализации задач и функций государственной власти. Данный институт присутствует во всех ветвях и на всех уровнях власти: в аппаратах органов представительной и судебной власти, в органах исполнительной власти, в том числе и правоохранительных, реализующих от имени государства специальные цели и задачи с применением мер государственного принуждения.

Вопросы определения задач, функций, принципов и места государственной службы в органах внутренних дел Российской Федерации содержаться не только в профильном Федеральном законе «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», но и в ряде иных правовых актов, что определяет роль данных органов в системе государственного управления.

Относясь к одной из разновидностей органов, входящих в правоохранительную службу России, данные органы решают сложнейшие задачи, такие как защита прав, свобод и интересов личности, общества и государства от преступных посягательств и иных действий; предупреждения, выявления и пресечения преступлений и административных правонарушений.

Но в то же время, решение этих задач невозможно без законодательного определения правового положения сотрудников органов внутренних дел, их должностных прав и обязанностей.

Эффективное правовое регулирование вышеуказанных вопросов позволит качественно «обслуживать» общество, вносить порядок и рациональную организацию в социальное пространство, обеспечивать права и свободы человека, повышать безопасность жизни граждан.

1. Конституция Российской Федерации. М. 1993.

2. Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27.05.2003. № 58 – ФЗ. Собрание законодательства РФ. 2003. № 22. Ст. 2063.

3. Федеральный закон от 27.07.2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»Собрание законодательства РФ. 02.08.2004, № 31, ст. 3215.

4. Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011. № 3-ФЗ. Собрание законодательства РФ. 14.02.2011, № 7, Ст. 900.

5. Федеральный закон Российской Федерации от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Собрание законодательства РФ. 05.12.2011, № 49 (ч. 1), ст. 7020.

Предметом экономических исследований являются отношения между людьми по поводу производства, распределения и использования материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов. Ограниченность ресурсов имеет относительный характер. Она заключается в принципиальной невозможности одновременного и полного удовлетворения всех потребностей всех людей. Следствием недостаточности ресурсов является конкуренция за их использование: конкуренция между людьми за ресурсы и конкуренция между альтернативными целями использования ресурсов. В процессе выбора общество сталкивается с необходимостью решения задач: что производить (какие блага и услуги и в каком количестве)? как производить (с помощью каких ограниченных ресурсов и технологических способов производства)? для кого производить (для каких групп общества)? когда будут потреблены те или иные блага или ресурсы? Для того чтобы записать задачу лаконично и решить её, используют математические модели и методы.Как свидетельствует экономическая теория, в экономике действуют устойчивые количественные закономерности, поэтому возможно их строго формализованное математическое описание.

Первые попытки применения математики в экономике были предприняты именно экономистами (А.Смит, Д.Рикардо, Г.Госсен, С.Джевонс, К.Менгер и др.).

В XIX веке большой вклад в исследование рыночной экономики внесли математики Л.Вальрас, О.Курно, В.Парето, Ф.Эджворт и др.

В XX веке с использованием математического моделирования связаны практически все работы, удостоенные Нобелевской премии по экономике (Д.Хикс, Р.Солоу, В.Леонтьев, П.Самуэльсон и др.)

Математическая экономика – раздел экономической теории, занимающийся анализом свойств и решений математических моделей экономических процессов.

Предмет математической экономики – математические модели реальных экономических объектов.

Метод математической экономики – системный анализ экономики как сложной динамической системы.

Сам системный анализ – это совокупность конкретных, имеющих практическую направленность методических подходов, практических методов и алгоритмов, позволяющих реализовать теоретические концепции и главные идеи системного подхода в рамках социально-экономических и технических проблем.

Принципиальная особенность системного подхода состоит в рассмотрении объекта управления как сложной системы с многообразными внутрисистемными связями между ее отдельными элементами и внешними связями с другими системами.

Достоинством системного подхода является возможность учета неопределенности поведения элементов и системы в целом, а также обеспечение согласованности множества целей при принятии решения, в частности, целей элементов подсистем с общими целями системы (например, целей заводов и цехов, участков).

Цель системного анализа заключается в выяснении реальных целей принимаемого решения, возможных вариантов достижения этих целей, установлении условий появления проблемы, ограничений и последствий решения. Логический системный анализ дополняется математическим анализом системы.

Система – это совокупность взаимосвязанных элементов, совместно реализующих определённые цели.

Задачей математической экономики является исследование теоретических моделей, основанных на определённых формальных предпосылках (линейность, выпуклость, монотонность, конкретные виды взаимосвязи экономических показателей), изучение вопроса о существовании решения модели, условиях его неотрицательности, стационарности, наличия других свойств.

Математическая модель – это приближенное описание какого-либо объекта, явления или процесса, выраженное на языке математики и отражающее его наиболее важные черты и свойства.

Одни и те же модели можно использовать для описания различных явлений. Например, оптимизационные модели рассматривают в теории потребления (максимизация функции полезности), и в теории фирмы (максимизация функции прибыли). Верно и то, что один и тот же объект может быть представлен различными моделями (например, в статике или динамике).

Процессы построения математических моделей можно разделить на два вида:

· от конкретного к абстрактному (модель – описание);

· от абстрактного к конкретному (модель – интерпретация).

Следовательно, существует два пути математического исследования. Первый путь начинается с исследования свойств и отношений реальных систем и процессов и завершается построением для них абстрактных теорий, в которых отображаются наиболее существенные свойства и отношения изучаемых систем. Второй путь идёт от готовых математических теорий, структур, формул и уравнений и заканчивается нахождением тех объектов, которые служат их моделями – интерпретациями.

Математические модели, используемые в экономике, можно подразделить по ряду признаков, относящихся к особенностям моделируемого объекта, используемого инструментария, характеристике решаемых проблем.


Классификация экономико-математических моделей

Признак, лежащий в основе класси- фикации Классы экономико-математических моделей Характеристика решаемых проблем
общее целевое назначе-ние теоретико-аналитические изучение общих свойств и закономерностей экономических явлений и процессов
  прикладные анализ, прогнозирование и управление для конкретных экономических объектов и процессов
степень агрегиро-вания объектов   макро- экономические описание и изучение экономики как единого целого
микро- экономические изучение структурных и функциональных составляющих экономики
  конкрет-ное целевое назначе-ние     балансовые описание соответствия наличия ресурсов и их использования
трендовые выявление основной тенденции развития экономического явления
  оптимизацион- ные выбор наилучшего варианта из определенного числа вариантов производства, распределения или потребления
  имитационные определение возможной структуры или особенностей функционирования экон омической системы для различных исходных данных
тип исполь-зуемой инфор-мации   аналитические анализ экономического объекта, процесса на основе априорной информации
идентифици- руемые изучение экономического явления на основе апостериорной информации
Признак, лежащий в основе класси- фикации Классы математико-экономических моделей Характеристика решаемых проблем
учёт фактора времени статические изучение объекта без учета его изменения во времени
динамические анализ изменения объекта во времени
  учёт фактора неопреде-лённости     детерминирован-ные исследование процесса или объекта на основе средних значений характеризующих их параметров (без учета случайных отклонений)
  стохастические анализ изменения объекта при наличии факторов неопределенности, риска
тип подхода к изучению экономи-ческой системы дескриптивные изучение фактически наблюдаемого объекта и получение прогноза
нормативные выявление требований к структуре или функционированию объекта в смысле определенных критериев
наличие вмеша-тельства в течение процесса, явления   без управления изучение фактически существующих процессов без вмешательства в их течение
  с управлением анализ результатов специально организованных воздействий на изучаемый объект
общее направле-ние изучения объекта функциональные изучение взаимосвязей между составляющими экономической системы
структурные выявление структурных соотношений между составляющими

Экономико-математические модели можно классифицировать также по характеристике математических объектов, включенных в модель, другими словами, по типу математического аппарата, используемого в модели. По этому признаку могут быть выделены матричные модели, модели теории игр, теории графов, модели линейного и нелинейного программирования, корреляционно-регрессионные модели, модели теории массового обслуживания, модели спектрального анализа и т.д.

Основные качества математической модели:

1) модель всегда конечна (т.к. отображает оригинал лишь в конечном числе отношений, и ресурсы моделирования конечны);

2) модель является упрощённым отображением оригинала, основанным на самих свойствах мышления, ресурсов моделирования и свойствах самой природы;

3) модель является приближенным отображением действительности, учитывающим величину, меру, степень приемлемости различия модели и оригинала, обусловленным целью исследования.

Особенности экономики как объекта моделирования:

1) в экономике невозможны модели подобия, которые широко применяются в технике;

2) невозможен «чистый» эксперимент;

3) закономерности экономических процессов не обнаруживаются на основании небольшого числа наблюдений;

4) параметры и структуры экономических систем изменяются под влиянием среды (внешних факторов);

5) экономические явления и процессы носят в основном вероятностный характер;

6) социально-экономические системы способны к активным, не всегда предсказуемым действиям в зависимости от отношения системы к этим факторам, способам и методам их воздействия;

7) составляющие экономическую систему элементы, действующие в совокупности, обеспечивают увеличение общего эффекта до величины, большей, чем сумма эффектов на систему каждого из элементов в отдельности.





Дата добавления: 2014-02-02; просмотров: 2055; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 9954 - | 7469 - или читать все...

Читайте также:

 

3.228.21.186 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.01 сек.