Краткосрочный календарный план производства

Долгосрочный план производства

Основываясь на задачах, поставленных в стратегическом бизнес-плане, руководство производственного подразделения предприятия принимает решения по следующим вопросам:

· Количество изделий в каждой группе продукции, которое требуется произвести в каждый период времени;

· Желательный уровень материально-производственных запасов;

· Оборудование, трудовые ресурсы и материалы, необходимые в каждый период времени;

· Наличие необходимых ресурсов.

Уровень детализации невысок. Например, если предприятие производит различные модели детских механических игрушек, и у каждой модели есть множество опций, то производственный план будет отражать основные группы, или семейства продукции: механические игрушки, игрушки на батарейках, игрушки с дистанционным управлением или управляемые игрушки с электроприводом.

Специалисты должны разработать производственный план, который удовлетворил бы рыночный спрос, не допуская при этом выхода за рамки имеющихся в распоряжении компании ресурсов.

Для этого потребуется определить, какие ресурсы необходимы для удовлетворения спроса на рынке, сравнить их с имеющимися ресурсами и разработать план, согласовывающий одно с другим.

Этот процесс определения необходимых ресурсов и сравнения их с имеющимися осуществляется на каждом уровне планирования и представляет собой задачу управления производительностью. Для эффективного планирования необходим баланс между приоритетами и производственными мощностями.

Наряду с маркетинговым и финансовым планом, производственный план руководствуется и направлен на выполнение стратегического бизнес-плана.

Горизонт планирования составляет от одного до трех лет с помесячной детализацией первого года прогнозируемого периода и поквартальной детализацией последующих прогнозируемых периодов. План пересматривается раз в месяц или квартал.

Основываясь на маркетинговом плане и сведениях об имеющихся ресурсах, производственный план устанавливает ограничения или уровни производственной деятельности на тот или иной момент в будущем. Он взаимно увязывает возможности и ресурсы предприятия с маркетинговым и финансовым планами для достижения общих целей компании в бизнесе.

Производственный план устанавливает общие уровни производства и материально-производственных запасов на соответствующий горизонту планирования срок. Первоочередная цель заключается в том, чтобы определить производственные ресурсы, которые обеспечат выполнение поставленных в стратегическом бизнес-плане задач. К ним относятся порядок формирования материально-производственных запасов, портфель заказов (невыполненные заказы клиентов), рыночный спрос, обслуживание клиентов, рациональная эксплуатация оборудования, трудовые отношения и так далее. План должен охватывать достаточно продолжительный период, чтобы предусмотреть, какие трудовые ресурсы, оборудование, производственные мощности и материалы потребуются для его выполнения.

В процессе планирования на этом уровне не учитываются такие детали, как отдельные изделия, цвета, фасоны или опции. Так как рассматривается длительный промежуток времени, и с уверенностью прогнозировать спрос на такой период невозможно, подобная детализация была бы неточной и бесполезной, а разработка плана обходилась бы слишком дорого. Для планирования требуется лишь общая единица продукции или несколько групп изделий.

Фирмы, которые производят один вид продукции или ряд аналогичных изделий, могут измерять объем продукции непосредственно как количество произведенных ими единиц. Например, пивоваренный завод может использовать в качестве общего знаменателя кеги пива.

Однако многие компании производят несколько разных видов изделий, и им может быть сложно или невозможно найти «общий знаменатель» для измерения совокупного объема продукции. В этом случае требуется ввести в анализируемые показатели группы изделий. В то время как специалисты по маркетингу, естественно, рассматривают продукцию с точки зрения клиента, основываясь на ее функциональности и применении, производственный отдел подразделяет изделия в зависимости от процессов. Таким образом, фирма должна определить группы изделий на основе сходства производственных процессов.

Производственный отдел должен обеспечить достаточную производительность для изготовления необходимых изделий. Его в большей степени интересует возможности приобретения и использования необходимых сырьевых и трудовых ресурсов, чем спрос на саму продукцию.

На отрезке времени, к которому относится производственный план, внести крупные изменения в производительность обычно нельзя. В этот период невозможно или очень сложно внести дополнения или вывести из эксплуатации компоненты цехов и оборудования. Тем не менее, кое-что изменить можно, и в обязанности руководителей производства, мастерского состава, начальников цехов, начальников производства предприятия входит определение и оценка таких возможностей. Обычно допустимы следующие изменения:

· Можно нанимать и увольнять сотрудников, вводить сверхурочную работу и сокращенный рабочий день, увеличивать или сокращать количество смен.

· В период спада деловой активности можно создавать материально-производственные запасы, а при повышенном спросе продавать или использовать их.

· Можно передавать работу субподрядчикам или арендовать дополнительное оборудование. С каждым вариантом связаны свои преимущества и расходы. Руководители отдела производства должны найти наиболее дешевый вариант, который соответствовал бы целям и задачам бизнеса.

Итак, проблема производственного планирования обладает, как правило, следующими характеристиками:

· Применяется горизонт планирования от 12 до 36 месяцев с периодическим обновлением, например, ежемесячно или ежеквартально.

· Производственный спрос состоит из одного или нескольких семейств продукции или общих единиц.

· Наблюдаются сезонные изменения спроса

· В предусмотренный горизонтом планирования период цеха и оборудование не меняются.

· Перед руководством стоят различные задачи, например, минимизация материально-производственных запасов, сокращение эксплуатационных затрат производственных мощностей, высокий уровень обслуживания клиентов и хорошие трудовые взаимоотношения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: