Метод обобщенного критерия

Тема 3. Общая характеристика многокритериальных задач.

Принятие решений для достижения заданной цели всегда характеризуется стремлением увеличить или уменьшить специальные показатели, называемые критериями (показателями качества или эффективности, целевыми функциями). В большинстве случаев приходится иметь дело с несколькими критериями.

Принципиальная сложность решения многокритериальных задач в том, что не существует варианта, наилучшего по всем критериям.

Кроме того проблемы возникают из за использования разных шкал оценивания критериев. Зачастую в терминах интенсивности критерия.

Например. Оценка степени квалификации ремонтного персонала: хорошая, средняя, плохая.

Оценка стиля машины: нравится, не очень, не нравится.

Многообразие и сложность этих задач привело к появлению большого числа методов их решения. В дальнейшем рассмотрим только 2 метода: метод обобщенного критерия и метод анализа иерархий Саати.

Причем для задач линейной структуры.

1. Вводятся исходные критерии Кi. Следует отметить, что это самая тяжелая стадия постановки технических задач принятия решений, требующая очень хорошего знания проблемы. Вы это почувствуете.

2. Вводится шкала оценивания критериев.

3. Для каждой альтернативы j (варианта) с привлечением экспертов определяется оценка критерия Кij.

4. Все исходные критерии сворачиваются в один обобщенный (глобальный, интегральный, комплексный, составной, агрегированный и т.п.)

Коэффициенты важности критерия αi -положительные числа в сумме равны 1.

Их величина характеризует сравнительную (относительную) важность критериев.

Принимается та альтернатива j для которой критерий Ф наибольший.

Рассмотрим этот метод на примере.

3.2 Выбор поставщика оборудования методом СЗМА

В проектной организации, где внедряется система качества согласно стандарта ISO должна быть формализована процедура выбора поставщика оборудования.

Как это выглядит в проектной организации Севзапмонтажавтоматика.

Руководителем процесса анализа и выбора квалифицированных поставщиков является директор департамента оборудования. Управление процессом анализа и выбора квалифицированных поставщиков осуществляется менеджером заказа.

Менеджер заказа назначается соответствующим распоряжением по функциональному подразделению на стадии преддоговорной работы.

Выбор поставщиков осуществляется на этапе преддоговорной работы с целью обеспечения последующего выполнения договорных условий и технических требований заказчиков с должным качеством в установленные сроки.

В организации установлены следующие критерии выбора поставщиков:

1- К1 репутация предприятия-поставщика на рынке;

2- К2 позитивный опыт сотрудничества с этим предприятием-поставщиком по другим видам продукции или положительные результаты опробования закупаемой продукции у Заказчика (конечного пользователя);

3- К3 наличие системы качества на предприятии-поставщике и заводе-изготовителе,

4- К4 наличие информации о проверке качества или сведений о качестве закупаемой продукции, представляемых поставщиком или третьей стороной,

5- К5 возможное участие представителей компании, заказчиков и конечных пользователей в испытаниях сложных изделий и нестандартного оборудования единичного производства на заводе-изготовителе;

6- К1 соблюдение поставщиком условий транспортирования и хранения продукции;

7- К1 удалённость поставщика;

8- К1 соблюдение сроков поставок;

9- К1 цена поставки.

Анализ и последующий выбор альтернатив производится департаментом

оборудования на основании экспертных оценок поставщиков по указанным выше критериям, осуществляемым ведущими специалистами подразделений компании. Оценка поставщиков производится по каждому критерию по пятибалльной шкале (таблице 3.1.)

Таблица 3.1

Оценка (балл) Характеристика оценки Пояснения к процедуре оценки
  Поставщики по данному критерию не соответствуют предъявляемым требованиям. Нет подтверждения результатов деятельности, результаты слабые или непредсказуемые
  Поставщики по данному критерию не полностью соответствуют предъявляемым требованиям. Проблемы возникают систематически. Подход к возможным улучшениям, корректирующие действия являются реакцией на возникшие проблемы. Наличие минимальных данных о результате улучшения
  Поставщики по данному критерию в основном соответствуют предъявляемым требованиям Проблемы и несоответствия иногда возникают. Устоявшийся формализованный процессный подход к возможным несоответствиям. Систематические улучшения (тенденции улучшения).
  Поставщики по данному критерию полностью соответствуют предъявляемым требованиям (одобренные поставщики) Проблемы и несоответствия практически не возникают или являются несущественными. Акцент на постоянное улучшение процесса Применение процесса улучшения; хорошие результаты и устойчивые тенденции улучшения
  Лучшие показатели в данной области деятельности (надёжные поставщики).Проблем и несоответствий не зафиксировано. Лучшие в данной области деятельности результаты в сравнении с другими известными поставщиками

Оценки поставщиков по каждому критерию всех экспертов суммируются, и выводится средняя оценка по каждому критерию.

Если хотя бы по одному из критериев средняя оценка будет составлять 1,5 балла и менее, данный поставщик далее не рассматривается и в перечень (реестр) квалифицированных поставщиков не включается.

По оставшимся поставщикам средние оценки по всем критериям суммируются, и выводится средняя оценка по каждому поставщику. В результате поставщики классифицируются в соответствии с показателями, приведёнными в таблице 3.2.

Характеристики средней оценки Таблица 3.2

Диапазон средней оценки Кj ср, (балл) Характеристика средней оценки
Кj ср<2 Поставщики не соответствуют требованиям, предъявляемым компанией
2 < К1ср < 3 Поставщики не полностью соответствуют требованиям, предъявляемым компанией, необходимы существенные улучшения
3< К1ср<4 Поставщики в основном соответствуют требованиям, предъявляемым компанией, необходимы незначительные улучшения
4 < К1ср < 4,5 Поставщики полностью соответствуют требованиям, предъявляемым компанией (одобренные поставщики)
4,5 < К1ср < 5 Лучшие показатели в данной области деятельности (надёжные поставщики)

Выходом процесса является перечень (реестр) квалифицированных поставщиков по видам работ, согласованный с заинтересованными службами и утверждённый генеральным директором компании. В дальнейшем данный перечень является основным документом для руководителей проектов для принятия решений о выборе поставщиков в процессе преддоговорной работы, планирования и последующего контроля исполнения договорных обязательств.

Недостатком этой методики является то, что набор критериев, по которым осуществляется оценка, не учитывает особенности оборудования. Например, вряд ли можно эффективно оценить по одним критериям выбор поставщиков оборудования и программного обеспечение.

3.2 Выбор поставщиков исполнительных устройств в АСУТП методом фирмы Metso

Методика разрабатывалась на кафедре с целью оценки конкурентной способности исполнительных устройств, выпускаемых фирмой Metso. Сравнительная оценка поставщиков осуществляется на этапе преддоговорной работы с заказчиком с целью убедить его в целесообразности выбора в качестве поставщика фирму Metso.

Установлены следующие критерии оценки исполнительных устройств рассматриваемых поставщиков:

Критерии делятся на пять групп, в каждой группе устанавливаются свои показатели (подкритерии)

Показатели качества ИУ при выборе поставщика

Надежность ИУ означает его способность выполнять заданные функции, сохраняя во времени и в заданных пределах значения установленных эксплуатационных показателей.

Показатели монтажа и ремонта характеризуют возможность ИУ к быстрой установке, ремонту и замене.

Показатели условий работы ИУ означают его возможность работать в заданных технологических условиях.

Функциональная полнота ИУ означает его способность выполнять все функции, предусмотренные в технических требованиях в качестве обязательных.

Коммерческие показатели характеризуют ценовую политику компании и условия проведения заказа.

1. Показатели надежности Пi1: Пример оценки

- указан гарантированный срок службы; 0 (не указан)

-указан срок гарантийного ремонта; 1

- возможность расчета и нормирования 0.5 (частично

межремонтного периода имеется)

- возможность оперативной 1 (имеется)

диагностики питания;

- возможность контроля кавитации; 0 (не имеется)

- возможность контроля протечек; 0 (не имеется)

- сервисное обслуживание в течение гарантийного срока. 1 (имеется)

- соответствие требования Международной Организации 1(имеется)

по Стандартизации ISO. ______________

2. Показатели условий работы П2:

- возможность работы при изменении производительности и расхода;

- соответствие требованиям к рабочей температуре среды;

- соответствие требованиям к давлению среды;

- соответствие требованиям к чистоте воздуха питания;

- соответствие требованиям к влажности воздуха;

- соответствие требованиям к вибрации трубопровода.

3. Показатели монтажа и ремонта П3:

- возможность ревизии и быстрого перерасчета клапанов при монтаже и пуске;

- наличие пакета запасных частей на пусковой период;

- наличие ремонтной технической документации;

- возможность агрегатного метода ремонта;

- возможность планирования ремонта;

- возможность создания обменного фонда;

-возможность создания фонда запасных частей и оборотных узлов в количестве, необходимом для выполнения ремонта в срок;

- сочетаемость с оборудованием ЦБП разных производителей;

- возможность использования рабочих невысокой квалификации;

- наличие центра сервисного обслуживания.

4. Показатели функциональной полноты П4:

- наличие сервисной диагностической программы мониторинга состояния клапанов в процессе эксплуатации;

- возможность поверки на соответствие заданным технологическим параметрам;

- возможности подключения к системам автоматизации различных системных интеграторов;

5. Коммерческие показатели П5:

- сроки поставки;

- наличие скидок;

- стоимость (включает доставку и установку).

Методика формирования обощенного критерия

Каждому параметру П присваивается соответствующее значение: 0 (не удовлетворяет поставленному требованию), 0,5 (удовлетворяет частично), 1(удовлетворяет полностью) (см. Пример).

Присвоение баллов для коммерческих показателей рассчитывается графическим путем в зависимости от максимального и минимального значения показателя.

По каждому критерию рассчитывается сумма всех оценок показателей, которая нормируется по максимальному значению

Где Пij –значение i- показателя для j- критерия

Пjmax – максимальное значение суммы показателей для j- критерия

Все исходные критерии сворачиваются в один обобщенный критерий

Коэффициенты важности критерия αj -положительные числа в сумме равны 1.

Их величина характеризует сравнительную (относительную) важность критериев.

Поставщик с наивысшим значением критерия считается предпочтительным

Расчет и присвоение баллов для коммерческих показателей

Для того чтобы рассчитать баллы по каждому из коммерческих показателей используется графический способ. Он основывается на соотношении максимального и минимального значения показателя к возможному максимальному и минимальному значению балла.

1. Сроки поставки

Пусть для рассматриваемых поставщиов с учетом дальности перевозки минимальное значение срока поставки составит – 1 неделю, максимальное – 4 недели. График зависимости значения балла от срока доставки приведен на рис..


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: