double arrow

Этот этап непродолжителен по времени, но должен проходить целе-направленно

Такая работа приучает учащихся к дисциплине и умению организо-вывать свой учебный труд.

2. Проверка домашнего задания (актуализация знаний)традиционно сложившаяся часть урока, смысл которой состоит как в проверке и контроле, так и в подготовке к изучению нового материала.

При этом виде работы учитель прежде всего сосредоточи­вает внима-ние учащихся на основных положениях, правилах, которые использо-вались при выполнении д/з; проверяет, все ли выполнили задание, какие и у кого возникли трудности, какие типичные ошибки были допущены.

Если к данному уроку не было д/з, то учащиеся по серии специально подготовленных вопросов воспроизводят знания, которые будут использованы в процессе объяснения.

От этой части урока непосредственно зависит познавательная актив­ность и интерес учащихся к новому материалу.

Продолжительность этого этапа – не более 5 минут.

3. Постановка цели и задачи (задач)урока имеет большое значение для активизации внимания учащихся и формирования первоначаль-ного интереса к изучаемому предмету.

На одних уроках (чтение, география, естествознание) это может быть вступительная беседа, на других – повторение ранее пройденного матери-ала, на базе которого будут формироваться новые знания.

4. Объяснение - научное изложение содержания учебного мате-риала - важнейшая часть в структуре урока.

Доступная для у/о школь­ников логика научных доказательств, опи-рающаяся на имеющиеся у учеников знания, простая и убедительная форма изложения, являются основами хорошего понимания и усвоения учащимися нового материала.

В специальной школе объяснение может включаться и в другие части урока (например, в процесс закрепления), когда материал не понят какой-то частью учащихся и требует повторного объяснения на более доступном уровне.

Объяснение нового материала может осуществляться индук-тивным или дедуктивным способом.

Педагог использует разнообразные приемы, позволяющие привлечь внимание учеников.

В процессе объяснения нового материала он обращается к школьникам с вопросами, предлагает выполнить рисунки, записи, действия с предметами.

5. Закрепление нового материала первоначально направлено на то, чтобы у учащихся составилось общее представление об обсужда-вшемся предмете, чтобы они могли под контролем и с помощью пе-дагога повторить то, с чем познакомились.

Закрепление проводится в виде системы упражнений, с/р, специальных заданий.

В процессе закрепления сосредоточивается внимание на сочетании теоретических положений с практической деятельностью и опытом учащихся, на процессе формирования определенных умений и навыков.

По возможности на всех уроках педагог возвращает учеников к изученному материалу и стремится связать с ним изучаемый.

На этом этапе урока особенно важен дифференцированный подход к учащимся, что проявляется в разнообразии используемых педагогом форм закрепления в зависимости от индивидуальных возможностей и особенностей школьников (это может быть устное повторение выводов учителя, запись основных положений в тетради, нахождение сказанного в тексте учебника, ответы на заранее подготовленные и написанные на доске вопросы, работа с дидактическим материалом и т.д.).

6. Повторение - это систематизация, обобщение, воспроизведение учебного материала по темам, разделам, курсам.

Сложность этого этапа урока в спецшколе заключается в том, что у/о учащимся в силу особенностей их познавательной деятельности (сла­бость процессов анализа и обобщения) трудно самостоятельно выделить основные положения в изученном материале, обычно они запоми-нают несу­щественные детали и не помнят главного, путают причи-ну и следствие.

Поэтому учитель заранее намечает план повторения: какие вопросы будут заданы ученикам, какой материал они будут воспроизводить по памяти, а какой - пользуясь учебником, какие тренировочные упраж­нения и на отработку каких навыков будут даны.

Для повышения эффективности процесса повторения в спецшколе рекомендуется насколько это возможно разнообразить его формы (например, использовать рассказ по картине, диапозитивы, слайды, сюжетные и ролевые игры и т.д.).

7. Подведение итогов и оценка работы учащихся на уроке.

Нельзя недооценивать этой части урока.

За 1-3 минуты учитель воспроизводит основное содержание урока, выделяет положительные моменты и недостатки в работе учащихся.

Знания учащихся спецшколы оцениваются в установ­ленном для общеобразовательных школ порядке.

Однако при оценке необходимо в первую очередь учитывать требо-вания программ спецшколы и психофизические особенности учащихся, для кото­рых оценка имеет большое воспитывающее и активизиру-ющее значение.

Чтобы повысить воспитательную роль оценки, сделать ее стимулом к работе, учитель должен помочь у/о школьнику пра­вильно оценить результаты своей деятельности.

Объективнаяоценказнаний, умений и навыков учащихся достигается сочетанием различных видов текущей и итоговой проверки знаний.

Текущая оценка знаний, умений и навыковучащихся позволяет своевременно обнаруживать пробелы в знаниях отдельных учащихся, принимать меры к устранению этих пробелов, предупреждать неуспеваемость учащихся.

Итоговая оценка знаний, умений и навыков учащихся выводится по результатам повседневного устного, индивидуального и фрон-таль­ного опроса учащихся, выполнения ими обучающих классных и до-маш­них работ и других учебных заданий, а также на основании пе-риоди­ческого проведения текущих и итоговых контрольных работ по изу­чаемому программному материалу.

8. На уроке педагог выделяет время для объяснения домашнего задания, которое может быть единым для всего класса, но может быть дифференцированным и индивидуальным.

Сообщая задание на дом, учитель разъясняет основные положения и способы его выполнения.

Главная задача этого этапа урока заклю­чается в том, чтобы помочь ученикам организовать свой домашний учебный труд.

Учитель должен быть уверен, что каждый ученик записал д/з в дневник, знает, как его нужно выполнять, умеет пользоваться учебной книгой, имеет в семье необходимые условия для с/р.

Д/з не рекомендуется от­носить на последние минуты урока, так как учащиеся ожидая звонка, менее внимательны, и некоторые из них могут не успеть записать задание, другие не поймут, как его выполнять.

Бывают случаи, когда учитель и после звонка продолжает давать инструктивные указания, которые учениками уже, естественно, не воспринимаются.

После задания д/з необходимо спросить нескольких учеников о том, как его поняли.

Нельзя задавать на дом не разобранное в классе упражнение, задачу и т.п., в д/з всегда повторяется та работа, которую проделали ученики на уроке.

Д/з может быть предложено на любом этапе урока, когда оно является продолжением только что проделанной работы (например, если решена арифметическая задача, а на дом будет задана такая же по трудности или более легкая, решение домашней задачи следует обсудить непосредственно за решением классной).

3. Типы уроков в специальной школе

Любой урок имеет особенности, отличающее его от другого по своим конкретным задачам и содержанию.

Однако существует ряд общих черт в преподавательской и учебной деятельности на уроке.

Работа на любом уроке предполагает ряд этапов: сообщение нового материала, закрепление, повторение, проверка и контроль, учебные домашние задания, обобщение и подведение итогов урока, оценка знаний и т.д.

В специальной (коррекционной) школе используется наиболее расп-ространенная классификация уроков в зависимости от основной образовательной цели занятия:

- сообщение новых знаний;

- формирование и закрепление знаний, умений;

- обобщение и систематизация знаний;

- проверка и оценка знаний, умений и навыков;

- комбинированный урок.

По своей организации отличаются от традиционных форм уроки профессионально-трудового обучения в учебных мастерских и на пришкольном участке.