Подготовка учителя к уроку

Типы уроков в специальной школе

Общая структура урока

УРОК В СПЕЦИАЛЬНОЙ (коррекционной) ШКОЛЕ

Олигофренопедагогика Лекция 13.

1. Дидактическая единица «урок»

1. Дидактическая единица «урок»

Как вы знаете, обучение может быть индивидуальным или групповым, когда педагог обучает группу детей.

Группы (классы) составляются из детей приблизительно одного возраста, одинаковой степени готовности к усвоению материала.

Педагог одновременно руководит всеми учениками класса, каждый из которых усваивает материал индивидуально.

В то же время нет одинаковых детей, у каждого свой темп работы, свои интересы, способности, поэтому классно-урочная система при всех ее положительных сторонах (экономия времени и средств; соперничество между учащимися, стимулирующее их усилия в овладении знаниями и др.) имеет и недостатки – невозможность оказания помощи отдельному ребенку; постоянного контроля за его работой и др.

В спецшколе результаты обучения у/о школьников в первую очередь определяются мастерством учителя, который в условиях классно-уроч-ной системы работы должен дать каждому из них знания, подготовить к самостоятельной жизни.

Урок в спецшколе продолжается 45 минут (в 1-ом классе – 35 минут), время учебных занятий в году, каникулы совпадают с принятыми в общеобразовательной школе.

В один класс объединяются дети, имеющие сходный возраст, срок обучения, уровень знаний.

В процессе обучения ведущая роль принадлежит педагогу, проводящему в основном фронтальную работу, в процессе которой он осуществ-ляет индивидуальный и дифференцированный подход.

На уровень приобретаемых учащимися знаний оказывают влияние их интеллектуальные возможности, методическое мастерство педаго-га, наличие наглядных средств и ТСО.

Кроме урока существуют и другие формы организации учебной работы (экскурсии, практические и лабораторные занятия, домашняя самос-тоятельная работа, производственная практика и др.), которые дополняют и совершенствуют классно-урочную систему; существуют и специфические формы учебных занятий в спецшколе – логопедические, ЛФК, ритмика, СБО.

Тем не менее, урок - это основная форма организации учебной работы в современной школе, часть педагогического процесса, органиче-ски связанная со всей сис­темой.

На каждом уроке осуществляется решение части общих задач учебно-воспитательного процесса, он является этапом (начальным, промежуточным, заключительным) в формировании знаний, умений и навыков, в развитии положительных качеств у учащихся, осуществле-нии межпредметных и внутрипредметных связей, соответствует основ-ным принципам обучения.

В то же время, каждый урок должен быть це­лостным и завершенным, реализовывать конкретную образовательную задачу.

Поэтому урок представляет сложную дидактическую систему, состоящую из следующих звеньев:

- содержания, формируемого различными источниками (слово учителя, учебная книга, документальные материалы, материа­лы периодики, художественная литература, средства наглядности и т.д.);

- различных частей обучения - формирование новых знаний (усвоение нового материала), за­крепление, проверка усвоения, повто-рение, использование новых знаний, умений и навыков в новой ситуации, на практике;

- различных методов и приемов обучения;

- коррекционной направленности урока.

Каждый урок направлен на решение трех задач (дидактической триады) - образовательной, воспитательной и коррекционной.

Образовательные задачи урока определяются необходимостью продвижения учащихся в изучении темы.

Воспитательные задачи разнообразны как по своей значимости, так и по тем усилиям, продолжительности времени, которые затрачи-вает педагог на их достижение.

Любой урок содействует формированию положительных качеств личности.

Образовательная и коррекционная сторона урока, его содержание, организа-ция, методы создают определенную воспитываю­щую направлен-ность учебной деятельности.

Учитель определяет конкретные воспитательные задачи (например, воспи-тание наблюдательности, если на уроке приходится анализировать процес-сы или объекты;

формирование навыков самостоятельной работы, настойчивости и терпения, если на уроке предлагается выполнить ряд специальных упражнений;

воспитание чувства коллективиз­ма и ответственности за себя и других - на уроках, требующих совместной деятельности и т.д.).

В свою очередь воспитательные задачи урока оказывают влияние на организацию и методы учебной работы (например, воспитание самостояте-льности и познавательной активности как качеств личности требует больше внимания уделять упражнениям и различным видам самостоятельной работы с учетом особенностей контингента учащихся данного класса).

Коррекционно-развивающие задачи связаны с исправлением (по мере возможности) недостатков умственного и физического развития детей.

Эти задачи приобретают особое значение в специальной школе, в связи с чем каждый урок имеет коррекционную направленность.

Решение этих задач достигается как общедидактическими средствами обучения, так и специальными приемами, оказывающими положитель-ное воздействие на развитие речи школьников, мышления и т.д.

Коррекция мышления, памяти и речи проводится практически на всех обще-образовательных уроках, уроках труда и профессионально-трудового обучения; коррекция физических недостатков, двигательной сферы, общее развитие организма - на уроках физического воспитания; развитие фонема-тического слуха, цветовосприятия, пространственного восприятия - на уроках изобразительного искусства, ручного труда, пения и музыки.

На каждом уроке необходимо учитывать личный опыт учащихся.

Ученикам легче, интереснее изучать мате­риал, если он связан со знаниями, которые стали личным достоянием учеников, с местными природными и социальными осо­бенностями.

При организации урока учитывается индивидуальный темп работы уче­ника, особенности его познавательной деятельности, памяти, моторики и т.д., что помогает добиться оптимального сочетания коллектив­ной, групповой и индивидуальной форм работы на уроке.

Урок требует от учителя контроля за учебной деятельностью учащихся, что позволяет ему представить характер понимания и усво­ения учебного материала, процесс формирования умений и навыков.

Анализ процесса обучения помогает учителю вносить необходимые коррективы с целью развития положительных и снижения отрица-тельных моментов урока.

В настоящее время в спецшколе к уроку предъявляются следующие требования:

1. Необходимо правильно определить места данного конкретного урока в системе уро­ков по данной теме (разделу) на основе действующей программы и планирования; связь с предыдущим материалом и подготовка к изуче­нию последующего.

2. Реализация в комплексе образовательной, коррекционно-развиваю-щей, воспитательной функции обучения, иными словами соответствие общей структуры урока поставленным образо­вательной, воспитатель-ной и коррекционной задачам.

3. Соответствие урока принципам обучения, наиболее важными из кото-рых являются достоверность и научность сообщаемых знаний, их связь с жизнью и доступность формируемых знаний с учетом познавательных возможностей учащихся.

4. Организационная четкость урока, что выражается в соблюдении внутренней логики урока, взаимосвязи его частей, в оптималь-ной организации труда учащихся, выборе форм и методов, адекватных поставленным на данном уроке задачам.

5. Соответствие содержания урока учебным программам.

6. Осуществление межпредметных и внутрипредметных связей в содержа-нии урока.

7. Использование методов и приемов работы, направленных на активизацию познавательной деятельности учащихся.

8. Учет индивидуальных особенностей учащихся и осуществление дифференцированного подхода в процессе обучения.

9. Повышение самостоятельности учащихся.

10. Оборудование урока должно соответствовать его дидактической цели; необходимо рациональное использование средств нагляднос-ти и ТСО.

2. Общая структура урока

Под структурой урока принято понимать соотношение и последовательность этапов урока.

Общие элементы урока:

- организация начала урока;

- проверка усвоения ранее изученного материала;

- сообщение ученикам темы, цели и задач урока;

- объяснение нового материала;

- закрепление нового материала;

- повторение;

- обобщение (?);

- подведение итогов урока;

- сообщение домашнего задания и подготовка детей к самостоя-тельной работе над ним.

Структура урока в специальной (коррекционной) школе определяется дидак-тическими, коррекционно-развивающими и воспитательными задачами, его местом в системе уроков по теме.

Каждый урок должен быть неразрывно связан с предыдущим, а также со всей предшествующей работой учащихся, готовить их к изучению последующего материала.

На уроке решаются не только задачи продвижения в изучении программы данного предмета, но и устанавливаются связи с другими учебными предметами.

Каждый из структурных элементов урока преследует свои задачи.

1. Организация начала урока - занимает обычно от одной до нескольких минут и проводится как самостоятельная часть.

Организации начала урока в спецшколе уделяется особое внимание, так как от его результатов во многом зависит эффективность всего урока.

Учитывая трудную переключаемость у/о учащихся с одного вида деятельности на другой, в это время необходимо снять излишнюю возбудимость у детей после перемены, уроков физкультуры и т.п., и переключить их внимание на данный урок.

Учитель проверяет готовность к уроку: все ли имеют тетради, учебник, дневник, ручку, специальное оборудование для данного урока, порядок расположения их на ученическом столе, нет ли отвлекающих посторонних предметов.

Некоторым учащимся, обладающим замедленной реакцией, учитель может помочь привести в порядок или подготовить к уроку свое рабочее место, но именно помочь, а не сделать это за ученика.

Это же требование относится к столу учителя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: