Структура повторительно-обобщающего урока
Структура урока закрепления
1. Организация начала урока.
2. Постановка цели и задач урока.
3. Закрепление.
4. Итоги урока, оценка работы учащихся.
5. Задание на дом.
Урок обобщения и систематизации знаний
Как вы знаете, у/о дети самостоятельно не всегда устанавливают при-чинно-следственные отношения между явлениями, событиями.
В процессе обучения учащиеся должны усваивать понятия, без которых невозможно мышление.
Суждения, умозаключения складываются из понятий.
Понятие выражается словом.
То, что у/о дети в своем активном словаре имеют достаточно боль-шой запас слов, еще не свидетельствует об овладении соответст-вующими понятиями.
Слово оказывается не наполненным содержанием, за ним нет обобщенных и абстрагированных наблюдений и представлений.
Программный материал, изучаемый в специальной школе, хотя и является элементарным, но не случайным, не разрозненным.
Знания составляют по предметам системы связанных меду собой понятий.
Поэтому для успешного обучения у/о детей необходимо в работе использовать прием сравнения.
При сравнении, как вы знаете, выделяются и соотносятся главные призна-ки объектов и явлений, формулируются выводы.
Для осуществления систематизации знаний учащихся необхо-димо использовать и прием классификации (изучение объектов по группам на основе определенных признаков).
Для систематизации могут быть использованы схемы, табли-цы, диаграммы, изготовляемые под руководством педагога.
Одним из примеров уроков по обобщению и систематизации знаний могут быть уроки внеклассного чтения (например, итоговые конференции по ряду произведений одного писателя, по произведениям одной тематики).
1. Организация начала урока.
2. Постановка цели и задач урока.
З. Обобщение и систематизация учебного материала.
4. Итоги урока и оценка знаний.
5. Задание на дом.
Структура контрольного урока
1. Объяснение цели проверки и инструкция об организации работы. Проверка готовности учащихся к выполнению задания.
2. Ознакомление с содержанием контрольного задания и способами его выполнения.
3. Самостоятельная работа учащихся.
4. Предварительное подведение итогов урока.
Начало урока, по существу, состоит в инструкции и проверке готовности школьников к работе.
Сразу же нужно пояснить характер контрольной работы, какие знания, по какой теме проверяются.
Учитель говорит спокойным, уверенным, доброжелательным тоном, чтобы создать деловую атмосферу без излишней нервознос-ти и волнений.
Далее учитель напоминает о том, какое правило, понятие будет проверяться, о том, в какой форме будет проводиться контрольная работа.
Учитель указывает путь мыслительной деятельности учащихся: как следует применить теоретические знания, связать их с практичес-кой работой, какие могут быть способы самоконтроля.
Нужно обязательно напомнить учащимся, в каких случаях они могут обратиться за помощью к учителю, а наиболее слабым учащимся самому оказывать помощь, не акцентируя на этом внимание остальных учеников.
Дифференцированный подход к учащимся в этом случае реали-зуется путем подбора контрольных заданий для каждого типа учащихся как по объему, так и по трудности.
Предварительный анализ итогов состоит в том, чтобы сказать, как школьники работали, быстро или медленно, спокойно или слишком волновались.
Можно спросить, какие задания или элементы контрольной работы вызвали наибольшие затруднения.
Как правило, после контрольной работы учащиеся домашнего задания не получают.